По резонансному делу о хищении $257 млн по проекту ЛРТ сторона защиты просит вызвать на допрос ряд бывших и действующих чиновников, сообщает Orda.kz.

Об этом стало известно на состоявшемся сегодня заседании апелляционного суда в Нур-Султане по делу о коррупции в системе ЛРТ, пишет КазТАГ.

В частности, адвокаты просят вызвать в суд: бывших премьер-министров – Серика Ахметова и Имангали Тасмагамбетова, акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, помощника президента – секретаря совета безопасности Асета Исекешева, чрезвычайного и полномочного посла Казахстана в Нидерландах Аскара Жумагалиева, председателя Национального банка Ерболата Досаева, бывшего руководителя администрации президента Адильбека Джаксыбекова, а также председателя Фонда социального медицинского страхования Болата Жамишева.

Адвокат Сауле Акатова, выступающая защитником Рашида Аманжолова, просила вызвать их в качестве свидетелей, так как именно они принимали решение о запуске проекта ЛРТ.

Прокурор Арсен Бегалин выступил против, заявив, что нет необходимости допрашивать указанных лиц, аргументируя тем, что по делу собрано достаточно доказательств.

Адвокаты Жанат Абдрахманов и Оразалин Нурлан высказались в поддержку ходатайства.

Судьи апелляционной коллегии оставили ходатайство открытым, решение будет принято позже.

Как отмечает newtimes.kz, сторона защиты Сауле Акатова на заседании рассказала, что в соцсетях прошла информация о том, что представители китайских компаний (подрядчики) по строительству тех самых столбов ЛРТ уже осуждены китайским судом и отбывают наказание.

— Если это недостоверная информация, то почему её не опровергли и уполномоченные органы не прокомментировали эти сообщения? Вопрос, как говорится, на засыпку. А моего подзащитного отдали на откуп общественности, — сообщила она.

Напомним, что завершить строительство легкорельсового транспорта планировали к середине 2020 года. Однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Всего на реализацию проекта LRT из бюджета Казахстана было выделено 156,3 млрд тенге. При этом часть средств поступила в виде займа Китайского банка развития сроком на 20 лет. Долг перед Банком Китая на 2019 год составлял $1,5 млрд, из которых лишь $344 млн были использованы на строительство.

В 2020 году, после череды коррупционных скандалов, ТОО «Астана LRT» переименовали в City Transportation Systems. В конце июля 2019 года стало известно, что экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан объявлен в международный розыск, а в середине декабря того же года, что в розыск объявлен бывший заместитель председателя правления АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг» и экс-заместитель акима Нур-Султана Канат Султанбеков. Он был назван организатором схемы хищения средств в «Астана ЛРТ».

Общий ущерб от хищений при строительстве ЛРТ превысил 5 млрд тенге. В конце мая 2020 года в столице состоялось судебное заседание, в ходе которого озвучили приговоры семи подсудимым по делу о хищениях в «Астана LRT». Фигуранты дела получили сроки от семи до 10 лет. Их обязали выплатить штрафы. Они также были лишены права занимать должности на государственной службе.

По самым скромным подсчётам, на завершение строительства LRT необходимо ещё не меньше $1,5 млрд.

Преемник «Астана LRT» — ТОО «City Transportation Systems», 13 июня объявил конкурс для займа $1,08 млрд под госгарантию.

При этом министр финансов Ерулан Жамаубаев отказался комментировать последствия убыточности ТОО «City Transportation Systems» для минфина. Хотя ведомство, которое он возглавляет, выступает гарантом от правительства Казахстана по облигациям на $430 млн, размещённым на Международной бирже «Астана» (AIX) МФЦА в 2019 году.

В конечном итоге, в середине августа известный казахстанский юрист Джохар Утебеков сообщил, что $257 млн средств на систему ЛРТ, вложенные акиматом в «Банк Астаны», пропали.

Поделиться: