Все решения принимались в Астане: в суде по пыткам в Кошмамбете выступил Болат Тотыбаев
Высокопоставленного полицейского ждали в суде давно. Ходили слухи, что Тотыбаев во время следствия по делу экс-министра Тургумбаева бежал из страны. Но экс-начальник отдела полиции Карасайского района пришёл в суд в качестве свидетеля защиты. Он сообщил, что сейчас занимает должность заместителя главы УП Енбекшиказахского района Алматинской области. Кого он назвал ответственными за пытки селе Кошмамбете, читайте в репортаже Orda.kz.
В дни Кантара Болат Тотыбаев возглавлял полицию Карасайского района, на территории которого в посёлке Кошмамбет и находится спецприёмник для административных правонарушителей. В учреждение, несмотря на то, что оно официально не было введено в эксплуатацию, во время Январских событий доставили около 100 задержанных. По их словам, военные и сотрудники правоохранительных органов силой выбивали из них признания в участии в массовых беспорядках в городе Алматы. Среди задержанных оказался кыргызстанский джазмен Викрам Рузахунов. Музыкант один из первых заявил, что в Кошмамбете его пытали.
В итоге в деле о массовых пытках 44 потерпевших. На скамье подсудимых шесть человек. Пятеро из них — бывшие подчинённые Тотыбаева — бывший зам по следствию Серик Турпанбаев, Нурсултан Хамитов, Бауржан Сопаков, Арлан Шойбеков, Олжас Айдарханов. Их обвиняют по двум статьям уголовного кодекса — 146 («Жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение») и 362 («Превышение власти и должностных полномочий»).
Среди обвиняемых также экс-заместитель начальника ДП Алматы Берик Абильбеков, которого судят по ст. 146, п. 1. Но ни один из потерпевших не указал на него как на участника избиений.
Все решения принимались в Астане
Болат Тотыбаев сообщил: решение о том, что задержанных на блокпосте в Таргапе привезут в Кошмамбет, приняли члены Республиканского операционного штаба (РОШ) в Астане. Он якобы объяснил, что здание не введено в эксплуатацию из-за «недоделок». Но так как все ИВС города были переполнены, ему сообщили, что «террористов» привезут в Кошмамбет.
«Позвонил член республиканского операционного штаба из Астаны, спросил про спецприёмник для административных правонарушителей. Я ему ответил, что такой спецприёмник есть, но он не работает. Мы ещё не взяли его на баланс, так как там было много недоделок. И команды принимать от того, кого не знаю, не буду, потому что это не в моих полномочиях. Он сказал: с вами сейчас свяжется ваш руководитель. И минут через пять позвонил начальник департамента области Серик Кудебаев. Он подтвердил, сказал, что ему указание дал министр внутренних дел, что это решение республиканского штаба», такую версию изложил суду Тотыбаев.
В ходе показаний свидетель не раз подчеркнул, что получал приказы лично от экс-начальника ДП Алматинской области Серика Кудебаева, который в свою очередь ссылался на указания министра внутренних дел. Кудебаева мы помним не только как весомого фигуранта расследования Январских событий (его осудили на 10 лет тюрьмы также за превышение полномочий и участие в пытках), но и как знаменитого беглеца. Генералу удалось во время судебного процесса бежать через Кыргызстан в Турцию. Там его задержали и экстрадировали. Но на этом приключения знаменитого полицейского не закончились. Фото пышного пира из тюрьмы с его участием разлетелось в интернете осенью прошлого года.
«Кудебаев мне сказал: привезут людей. Наша главная задача — охрана и помощь в документировании. Всё. Дальше там будет работать спецгруппа — Комитет национальной безопасности. Вся операция проводилась под эгидой и под руководством комитета, вы никуда не вмешивайтесь. Ваша задача — охрана здания, охрана людей и помощь в документировании. Он мне сказал, что это решение министра внутренних дел, республиканского штаба. Сказал, что в условиях режима ЧС и антитеррористической операции мы обязаны подчиниться и выполнить указания», отметил Тотыбаев.
По его словам, здание спецприёмника не было готово для содержания в нём людей. Коммуникации были проведены, но работали с перебоями. В камерах не было матрасов. Но так как был введён режим чрезвычайного положения и в условиях проведения антитеррористической операции, он должен был выполнять все устные приказы и указания.
«Я поднял личный состав следствия и дознания и во главе с замом по следствию Сериком Турпанбаевым отправил туда в приёмник, чтобы они обрабатывали там данные. С ними отправил людей для охраны»,сказал экс-начальник ДП Карасайского района.
«У моих сотрудников не было прав»
Он подчеркнул, что у его сотрудников «не было прав», они выполняли работу под эгидой Комитета национальной безопасности, спецгруппы МВД (из Астаны) и Генеральной прокуратуры. Почти через каждое предложение свидетель повторял «вся работа проводилась под эгидой КНБ».
«Вся работа шла под эгидой КНБ, спецгруппы МВД и Генеральной прокуратуры. У моих сотрудников не было никаких прав в отношении задержанных, они были как солдаты, просто выполняли приказы. И если сказать по-простому, они (задержанные) нам и нужны не были. Они были задержаны не в нашем районе. Единственная наша беда в том, что именно этот спецприёмник оказался на территории Карасайского района. Только это. Если бы спецприёмник был бы на территории другого района, думаю, этот процесс был бы там», сделал вывод Тотыбаев.
Он сказал, что его подчинённые проводили опросы, проверяли причастность задержанных к беспорядкам в Алматы, проверяли их телефоны и обо всём докладывали «спецгруппе».
«Было указание не вмешиваться в процесс допроса, если сотрудники того же комитета выявляли нужных им. В это мои сотрудники не вмешивались. Они брали объяснительные у тех, на кого им указывали».
Сотрудники Карасайского УП не могли и самостоятельно отпускать задержанных. Принимать такие решения якобы не было в их компетенции.
По словам Тотыбаева, в спецприёмнике в те дни работало около 200 человек.
«Там было около 100 задержанных. Моих сотрудников было человек 50. Также там находились сотрудники "Сункара", Жамбыльского РОВД, Комитета национальной безопасности области, Жамбыльского района, Карасайского района. В общей сложности там было человек 200, наверное».
На вопрос одного из адвокатов, могли ли его сотрудники не выполнять преступные приказы, он сказал, что в режиме чрезвычайного положения такое исключено. Но в то же время он дал понять: с таким форматом работы не только его сотрудники, но и все представители правоохранительных органов столкнулись впервые и не все знали, что делать.
«Вы просто поймите: чрезвычайное положение впервые в республике было. Тогда действительно никто не знал, что делать и как делать. Поэтому мы выполняли все эти указания. В режиме ЧС, я думаю, мы должны выполнять все приказы руководства. Потому что подчинение незаконному приказу — сугубо воинское преступление. Мы не являемся их субъектами. В период ЧС все приказы руководства должны выполнять», сказал Тотыбаев.
«Задержанные были сильно избитые»
По словам потерпевших, больше всего их избивали в ночь с 7 на 8 января 2022 года. Болат Тотыбаев был это время в спецприёмнике, он присутствовал при приёме задержанных. И он утверждал, что людей уже привезли в Кошмамбет избитыми.
Ещё одно большое расхождение с показаниями потерпевших — по словам Тотыбаева, в ту же ночь по его инициативе их всех осмотрели медики. Правда, он не смог точно сказать, когда привлекли медработников.
«Я туда приехал к часу, когда привезли людей. Мы встретили людей. К тому времени видно было, что они были побитые-избитые. Я не помню, скорую — медиков я вызвал или до этого, или сразу с собой их привёз. Медиков мы привезли. Медики их осмотрели. Мы их тоже полностью осмотрели, чтобы у них не было при себе колющих, режущих предметов (по обычной процедуре), и по камерам их раскидали. Ближе к четырём часам, когда всё закончилось, я выехал».
Но отвечая на другой вопрос, он заявил, что принял решение пригласить медсотрудников после того, как увидел серьёзные телесные повреждения у задержанных. При избиениях он якобы не присутствовал.
«Я не видел, как задержанных избивали. Я видел гематомы. У многих, у всех... Поэтому принял решение вызвать медиков. Я видел, что они избитые. Они в автобусе уже сидели, наверное, избитые. Сильно избитые были. Медики приехали и сразу начали освидетельствовать».
По словам Тотыбаева, в спецприёмнике задержанных ждали как террористов.
«Нам нужно было проверить их максимально точно. Потому что если бы на тот момент мы отпустили действительно террориста, там вопрос по-другому стоял бы. Нам сказали, что везут именно террористов. Поэтому для охраны дали два БТР "Сункара". Такое указание поступило с РОШа».
Он подтвердил, что руководил приёмом задержанных.
«Приёмом я непосредственно руководил. Я до четырёх часов примерно был. Инструктаж проводили сотрудники КНБ. Эта вся работа шла под эгидой сотрудников КНБ. Они людей привезли. И они были в них заинтересованы».
Свидетель сообщил, что все сотрудники Карасайского департамента полиции, работавшие в те дни в Кошмамбете, по его личному указанию были в гражданской одежде и в бронежилетах. Он также сказал, что они не надевали масок на лицо, а из снаряжения у его людей были только пистолеты Макарова.
О том, что рассказывали потерпевшие про испытанные в Кошмамбете пытки и как выглядели те, кто их совершал, мы писали здесь и здесь.
Почему задержанных не кормили
Все опрошенные в суде потерпевшие говорили, что несколько суток их держали без воды и без еды. Болат Тотыбаев подтвердил, что с 7 до 9 января задержанных не кормили, потому что спецприёмник официально не работал, соответственно, поставка питания в нём не была налажена.
«Когда акимат начал работать, по-моему, с девятого числа, после этого они начали заниматься питанием. Когда перед акимом вопрос поставил: мы уже который день сами перебиваемся, они начали обеспечивать едой. Эту еду мы развозили и в спецприёмник сотрудникам своим и задержанным»,
рассказал свидетель.
На вопрос адвоката защиты, какова была ситуация с обеспечением воды, он ответил:
«Аварий не было. Вода там была. Я вам в целом сказал, что на баланс не приняли. Два года я был там начальником, вопрос стоял. И до сих пор, 2024 год заканчивается. Его (спецприёмник) до сих пор на баланс не взяли, по-моему».
Адвокат Берика Абильбекова Фарида Ильясова поинтересовалась, почему «ДКНБ, РОШ приняли решение поместить задержанных, обозвали террористами, охраняли бэтээром, но не позаботились об их удобствах, об их питании?»
«Этот вопрос не ко мне», — сказал Тотыбаев.
Читайте также:
Лента новостей
- Футбол без границ: болельщики со всего мира собрались на матче «Астана» — «Челси»
- 16 миллионов тенге штрафа выплатит «КазАвтоЖол» за плохие дороги
- Управляющего центральным стадионом Алматы отстранили от должности
- Матч «Челси» — «Астана»: как согреваются фанаты в южной столице и что не так с подготовкой
- Футбол на льду: до главного матча «Челси» — «Астана» меньше часа
- «Натравила армию подписчиков»: на жену Кайрата Нуртаса подали заявление в полицию по обвинению в клевете
- Дональд Трамп снова стал человеком года по версии журнала Time
- «Отражение всего Казахстана»: политолог Досым Сатпаев высказался о трагедии в Талгаре
- Построит ли Казахстан АЭС при участии «Росатома»?
- Казахстан упал на восемь позиций в рейтинге свободы прессы
- «Французский дом» сносят в Алматы
- Информация о здоровье Назарбаева станет госсекретом
- Свободное падение: тенге быстро слабеет второй день подряд
- Детям в Казахстане будут начислять стартовый образовательный капитал
- Газгольдер горит в Павлодаре: из близлежащей школы эвакуировали сотни детей
- Депутат партии «Ак жол» подала в суд на администратора костанайского паблика за пост в Instagram
- В Малибу бушует лесной пожар: тысячи людей эвакуированы
- 10 лет за взятку в особо крупном размере получил налоговик из ЗКО
- Дискриминация 725 тысяч казахстанцев — юрист из ВКО судится с правительством из-за перевода времени
- Десятки сёл исчезнут на севере Казахстана