«Время патриотов»: поженили Top Gun c «Борном»

cover

28 апреля в прокат выходит отечественный военный боевик «Время патриотов». Фильм с далеко не комедийным сюжетом и пафосным названием получился увлекательным аттракционом, но не более того. На серьёзное кино не тянет, хотя намерение, очевидно, было.

Что за фильм? Картина, созданная по идее бывшего министра обороны Казахстана Нурлана Ермекбаева, где главными героями являются военные лётчики, спецназовцы и, как ни странно, сотрудники КНБ.

Кто в ролях? Сануржан Сулейменов, Данияр Алшинов, Дастен Шакиров, Аскар Ильясов, Зарина Хаджиметова, Гульнара Дусматова, Саят Исембаев.

О чём? КНБ РК становится известно о двух грядущих крупных операциях, которые международные террористы готовят на территории Казахстана. С целью выяснения деталей в неназванную ближневосточную страну отправляются оперативники Султан Ибраев (Данияр Алшинов) и Дармен Дабаев (Дастен Шакиров), которые, судя по смелости, размашистости и безапелляционности их действий, служат, как минимум, в ЦРУ или МИ6. В это же время младший из братьев Ибраевых, Бекзат (Сануржан Сулейменов) делает всё, чтобы вылететь из лётчиков по направлению к дому, ещё не зная, что ему предстоит стать ключевой фигурой в разрушении – а как же иначе?! – планов террористов.

Кому и зачем смотреть? Всем, кто хочет убедиться, что казахстанский кинематограф способен производить зрелищные боевики очень и очень хорошего уровня, правда, с убийственно-унылыми диалогами. Ну, или тем, кто ищет нормальное «попкорновое» кино без необходимости задействования мозговых клеток – ибо никаких интеллектуальных задач «Время патриотов» зрителю не предлагает.

Строго говоря, этот фильм – экшн-аттракцион. Со всеми вытекающими положительными и негативными последствиями. Причём зачастую они переплетены друг с другом. Например, хронометраж менее двух часов – вроде бы хорошо; но сюжетных линий так много, что времени на хоть сколько-нибудь подробное их раскрытие откровенно не хватает.

Начинаясь по заветам Александра Дюма-старшего с действия, «Время патриотов» стартует со сцены ликвидации группы террористов, только после этого переходя непосредственно к завязке сюжета. Здесь наклёвывается и первый конфликт – героев Данияра Алшинова и Дастена Шакирова. Наклёвывается настолько «жирно» и нарочито (офицер Дабаев, максимально насупившись, сидит в тени в кабинете начальства, раскинувшись в кресле), что нет сомнений – столкновения не избежать. Но в заключительной трети фильма Дабаев исчезает в неизвестном направлении. Может быть, отправился дырочку для ордена пробивать.

Вообще, по сути, «Время патриотов» – это два разных фильма, связанных друг с другом исключительно линией братьев Ибраевых.

Первая из частей «косплеит», прежде всего, борниану и в меньшей степени бондиану, вторая копирует «Лучшего стрелка», боевик середины 1980-х о военных лётчиках, который больше известен под своим оригинальным названием Top Gun. Тома Круза у нас играет Сануржан Сулейменов, Вэла Килмера – самый востребованный казахстанский актёр этого года Аскар Ильясов.

Их конфликт опять же примитивен донельзя: тот – бунтарь, а этот – правильный, один летает хорошо, а другой ещё лучше, и когда поводов для задирания больше нет, надо поддеть оппонента, упомянув геройски погибшего отца. По этому поводу «Лучшего стрелка» обстебал ещё Джим Абрахамс в своих «Горячих головах», и «Время патриотов» тут выглядит даже не вторично, а третично.

Занятно, что Том Круз выпускает продолжение «Лучшего стрелка» четверть века спустя - ровно через месяц, в конце мая.

Зато с чем у «Времени патриотов» нет проблем, так это с актёрским составом. Хотя гендерное «разнообразие» каста в нынешнее время слегка удивляет – на весь фильм лишь три актрисы, и все они на максимально втором плане. Исполнительница главной роли в сериале «Эскорт» Зарина Хаджиметова, играющая гражданскую подругу Ибраева-лётчика, тут больше для разнообразия пейзажа и цитирования «Небесного тихохода»; мама всея казахстанского кино Гульнара Дусматова появляется лишь в одной сцене – конечно, чтобы опять сыграть маму; а Ясмина Нурланкызы, периодически отрываясь от монитора, передаёт начальству очередную шаблонную сводку. В итоге, с экрана пышет маскулинность, обеспеченная квартетом популярных молодых актёров и «гвардейцами» вроде Дмитрия Скирты и Саята Исембаева.

Но диалоги… Какая боль! И не совсем понятно, кому в большей степени предъявлять претензии: генеральному продюсеру и одновременно автору сценария Акбару Курманбаеву и его соавторам Дмитрию Алейникову и Еркебулану Бектурову или кураторам от государства и непосредственно от силовиков?

Диалоги – слабейшая составляющая «Времени патриотов», которая окончательно переводит фильм в разряд развлекательного кино, причём, улыбки вызывают не написанные шутки, а вроде бы серьёзные разговоры. Когда персонаж Скирты, дружески кладя руку на плечо Ибраеву-спецназовцу, спрашивает того «Как брат? Верно несёт службу?», поначалу напрягаешься – что это было?! Но дальше оторванность от жизни, плоскость и канцеляризм произносимых фраз приобретает такой масштаб, что становится даже весело.

И после того, как Ибраев-лётчик в энный раз изрекает: «Бой берёт не машина, бой берёт голова», невольно помогаешь ему продолжить логический ряд, припоминая: «Тяжело в учении, легко в бою», «Пуля – дура, штык – молодец», «Подальше от начальства, поближе к кухне» и другие легендарные военные фразы.

К кому практически нет вопросов, так это к постановщику Серикболу Утепбергенову. Поднаторев в жанре, благодаря, прежде всего, картине «Шестой пост» с тем же Сануржаном Сулейменовым в главной роли, режиссёр во «Времени патриотов» выдал отличную работу. Это действительно зрелище, обеспеченное также отменной постановкой боёв, беспрецедентными для казахстанского кино визуальными эффектами, незамыленными пейзажами Актау и Мангистауской области и музыкальным сопровождением от композитора Алима Заирова. Как мне сказали, бюджет фильма – 1 миллиард тенге (около 2,5 миллиона долларов). Тот редкий случай в отечественном кинематографе, когда не возникает вопросов, куда они делись.

Хотя смотрится «Время патриотов» чуточку странно. Но это уже проблема не самого фильма, а диссонанса времён – съёмок и выхода в прокат. Когда террористы легко и непринуждённо захватывают авиабазу в Казахстане, вдруг начинаешь вспоминать, при каких обстоятельствах покинул пост министра обороны тот самый автор идеи картины Нурлан Ермекбаев – произошло это в прошлом году после взрывов на складах боеприпасов в Жамбылской области. А когда спецслужбисты сначала бездумно проваливают своего агента в другой стране, потом там же занимаются ликвидацией противников, и, в итоге, становятся соавторами спасения Родины, сложно не припомнить январские события и статьи, которые нынче инкриминируются экс-руководству КНБ. Но не переделывать же из-за этого фильм, правда?

Лента новостей

все новости