Восставшие из «Искорки»: почему руководство лицея Динары Кулибаевой лишило пенсионеров воды

cover Коллаж: Orda.kz

Руководство лицея «Арыстан», который принадлежит Фонду образования Нурсултана Назарбаева, отключило пенсионерам села Котырбулак Талгарского района подачу воды. Сельчане вынуждены ездить за ней в город или спускаться к роднику. Корреспондент Orda.kz выяснил, кому было выгодно перекрывать водоснабжение местным жителям. 

В редакцию Orda.kz обратился Артур Абдрахманов. Мужчина пожаловался, что уже несколько месяцев ему приходится ездить в город с баклажками за водой, потому что директор лицея отрезал его от ресурсов. Пытаться выжить в таких условиях решился только Абдрахманов, все остальные соседи покинули свои дома ещё летом. 

«Воровали воду на протяжении 13 лет»

Когда-то на территории лицея «Арыстан» располагался пионерский лагерь «Искорка». Его, а также три частных дома рядом для обслуживающего персонала, построили в 1970-х годах при поддержке Государственного планового комитета Совета Министров СССР (Госплан СССР). В одном из таких как раз живёт сейчас Абдрахманов. 

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Так как «Искорка» располагалась на горе, никакие коммунальные службы не могли предоставить свои услуги, потому что находились гораздо ниже. Кроме того, жителям сёл Талгарского района самим не хватает воды, поэтому в коммунальном предприятии «Талгар Су» отказались подключать дом Абдрахманова к водопроводным сетям.   

В связи с этим при поддержке Госплана пробурили скважины глубиной 150 метров, чтобы снабжать водой лагерь и три частных дома. Сооружение скважин согласовали с Балхаш-Алакольской бассейновой инспекцией по регулированию использования и охране водных ресурсов.

После развала Советского Союза пионерский лагерь перестал работать. В 1998 году жители трёх домов приватизировали свои жилища и стали их единственными пользователями. 

«После 1991 года лагерь стоял бесхозно, и мы пользовались этой водой. Мы считали, что она наша, потому что другой здесь просто нет. А в 2010-м на территории лагеря построили лицей «Арыстан», который приватизировал скважину», – пожаловался Абдрахманов.
Фото: Павел Михеев
Фото: Павел Михеев

Лицей имеет статус филиала фонда и начал функционировать с января 2011 года. В нём обучаются 240 юношей со всех регионов Казахстана с 9-го по 11-е классы на бесплатной основе. 

Проект образовательного учебного заведения открыли под эгидой Фонда образования Нурсултана Назарбаева, директором которого является средняя дочь экс-президента Казахстана Динара Кулибаева.

Динара Кулибаева. Фото: forbes.kz
Динара Кулибаева. Фото: forbes.kz

О том, что руководство учебного заведения перекрыло водоснабжение к частным домам, жители узнали в июне этого года, когда впервые пропала вода. Сантехники, обслуживающие лицей, сообщили им, что ведётся ремонт водопровода и меняют старые трубы в лагере. 

«Мы подумали, мол, ничего страшного, менять так менять. Но начался июль и мы поняли, что трубы уже заменили, люк закопали, а воды всё нет. Позже сантехники сообщили, что начальник филиала фонда приказал не давать нам воду», – разъяснил Абдрахманов.
Фото: time.kz
Генерал Мурат Майкеев. Фото: time.kz

Абдрахманов рассказывает, что начальник филиала фонда генерал Мурат Майкеев обвинил сельчан в воровстве воды и отрезал им единственный источник, сославшись на принадлежность ресурсов лицею «Арыстан». 

«Новый начальник лицея генерал Майкеев сказал, что мы воровали воду у учебного заведения на протяжении 13 лет, несмотря на то, что бывший руководитель экс-генерал Сабит Тауланов сам дал нам точку подключения и разрешил пользоваться водой. Мы предложили Майкееву платить за водоснабжение, но он сказал, что лицей не имеет права брать с нас плату. Тогда мы предложили бартер: заменить изношенные насосы и покрыть все расходы. Но он просто сказал, что не хочет», – пожаловался Абдрахманов.
Фото: Павел Михеев
Лицей «Арыстан» Фото: Павел Михеев

 Из «Искорки» в пламя бесчисленных препятствий

В телефонном разговоре с корреспондентом Orda.kz Мурат Майкеев рассказал, что занял пост руководителя учебного заведения в 2022 году. Однако лишь этим летом он обнаружил, когда уровень воды в лагере резко упал, что «Арыстан» – не единственный водопользователь. По его словам, в прошлом году в учебном заведении произошло массовое увольнение, и некому было подсказать, что водой пользуется кто-то ещё. 

«В июне 2023 года у меня до третьего этажа перестала доходить вода. Я начал разбираться, и выяснилось, что несколько домов «залезли» в закон (нарушили его). У меня начинается лето, а у них – полив чистейшей питьевой водой», – говорит Майкеев.

К слову, на территории домов нет ни огородов, ни садов, ни животных. В частном секторе живёт  Абдрахманов. Воду он возит баклажками либо из города, либо спускается вниз к берёзовой роще, где есть небольшой родник. Если идти туда пешком, то много воды особо не унесёшь. 

«Мы аборигены, которые пользуются этой водой с 70-х годов. У нас вообще нет альтернативных источников», – негодует Абдрахманов.
Родник, откуда набирают воду жильцы частных домов. Фото: Павел Михеев
Родник, откуда набирают воду жильцы частных домов. Фото: Павел Михеев

 Но, как считает Майкеев, у него не оставалось выбора, кроме как лишить водоснабжения своих соседей, ведь это нарушает законодательство. 

«Я советовался и разговаривал с целым юридическим департаментом. Мне сказали, что я нарушу закон, если продолжу позволять им пользоваться водой из скважин. И раз уж я это обнаружил, то надо наказать их и отрезать от воды. Потому что вода – собственность государства, она должна быть платной. Я изучил Водный кодекс и лично принял решение согласно законодательству. Опираясь на статью 66 Водного кодекса, использовать воду можно только для вынужденных нужд 240 лицеистов и исключить пользование и обеспечение другим лицам», – считает генерал. 

Абдрахманов обратился за разъяснением в Балхаш-Алакольскую бассейновую инспекцию. В ответ инспекция написала, что согласно статье 66 Водного кодекса:

«Изменение условий специального водопользования требует получения нового разрешения на специальное водопользование, а именно в случае передачи вторичным водопользователям водных ресурсов». 
Комментарий Балхаш-алакольской инспекции. Фото: Артур Абдрахманов
Комментарий Балхаш-Алакольской инспекции. Фото: Артур Абдрахманов
«В инспекции пишут, мол, конечно, они дали разрешение лицею «Арыстан», но они предложили пересчитать водопотребление в сутки с учётом пенсионеров и дать новое соглашение. В лагере 240 парней. Им в сутки необходимо 146 литров воды. Мы с соседями решили посчитать наше водопотребление, взяв по максимуму 200 литров в сутки, будто у каждого есть огород, баня, бассейн и сад. Согласно СНИП, потребление воды на каждого человека – от 60 до 240 литров. Это выходит, что наше потребление составляет всего 0,5% от 146 тысяч литров. Этой воды реально море, её берут из грунтовых вод. Юристы пишут, что нежелание снабдить нас водой – просто самоуправство», – рассказал Абдрахманов. 

Мы жили душа в душу до того, как...

Мужчина с теплотой вспоминает экс-генерала Сабита Тауланова, с которым, как он говорит, хорошо ладили. Когда Тауланов поменял инженерные сети, он предложил соседям, чтобы они самостоятельно поставили трубы. Лицей предоставил точку подключения к воде и жители пользовались ею вплоть до 2023 года, отметил Абдрахманов. 

«Мы называли друг друга соседями, всегда здоровались. Тауланов сказал, что не имеет права забирать нашу воду. На тот момент мы установили трубы за семь тысяч долларов», – пояснил Абдрахманов.
Фото: Артур абдрахманов
Фото: Артур Абдрахманов

Но больше всего Абдрахманов возмущён тем, что никто заранее не оповестил их об отключении водоснабжения. 

«Раньше Тауланов всегда предупреждал нас о ремонтных работах, которые проводились, а тут мы нового генерала даже в глаза не видели», – добавил мужчина.
Фото: Павел Михеев
Фото: Павел Михеев

Примечательно, что Майкеев утверждает обратное: мол, он заранее предупредил сельчан о том, что их отключат от воды. В фонде даже провели два-три совещания с участием жильцов.

«29 июня мы увидели падение уровня воды и большой расход. Этот порыв шёл в сторону трёх домов. Своими силами мы сами всё это устранили и отключили им воду. Они пошли жаловаться в фонд. Тогда руководство фонда попросило дать время и не отключать воду. С 10 июля по 20 августа у них было время отсоединиться от нас и подключиться к «Талгар Су» или к другим скважинам либо принести разрешение на водопользование от Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции. Но они ничего не принесли и не смогли доказать. Они пугали меня, говорили, что я пожалею, но я ничего не боюсь», – добавил мужчина.

Жильцы пытались обратиться в коммунальные службы Алматинской области и города, но им пришли отказы. Выяснилось, что в селе Котырбулак отсутствуют водопроводные сети, а это значит, что обеспечить сельчан водоснабжением невозможно.

В «Талгар Су», которое снабжает водой Бескайнар, сказали даже не мечтать о воде, им самим её не хватает. Тогда мы пришли к генералу и попросили его о долевом участии, но он сказал нет, хотя это государственные ресурсы», – сетует Абдрахманов.

В конце августа жители снова обратились в фонд за помощью, но лицею уже отдали приказ отключить воду до 9 сентября, говорит Майкеев.

«Мне главное – обеспечить своих людей, я же не благотворительная организация. Я им сказал: «Идите либо в суд, либо меняйте кодекс». Разговор окончен. Лично у нас есть разрешение от Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции на водопользование для моих 240 ребят. Я тоже жил в деревне, где не было воды. Пока скважины ремонтировали, я тоже возил воду из других мест. Но я не бегал и не орал, как это делают они», – говорит Майкеев. 
Лицей "Арыстан", фото: Павел Михеев
Лицей «Арыстан», фото: Павел Михеев

 По словам руководителя лицея, приватизировать государственную воду в целом невозможно: 

«Вы думаете, я буду здесь с народом драться? Я выполняю закон, потому что если я не буду выполнять закон, то они отберут у нас воду, создадут проблемы и меня оштрафуют. Это уже не моя задача, я должен 240 человек для государственной службы выпустить».

Генерал готов делиться водой только в том случае, если, как он заявляет, жильцы выиграют в суде. А так, помимо инженерных сетей на территории лицея, Майкеев предлагает сельчанам рассмотреть вариант присоединения к соседям, которые живут в 200 метрах от трёх домов и строят себе скважины самостоятельно: 

 «Я же всё-таки государственный человек. Я не могу обворовывать государство ради этих жилищ. Лично у меня нет таких домов в горах, я не заслужил. Генерал-лейтенант – не смог построить себе в горах дом». 

«Мы не можем вмешиваться, они должны договориться сами»

Как оказалось, разрешение на доступ к воде жителям трёх домов всё-таки предоставляет лицей «Арыстан». Об этом сообщила редакции Orda.kz руководитель Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Раушан Иманбет

Она рассказала, что скважина находится на балансе лицея, который получил разрешение на водоснабжение. И, как выяснилось, оно оформляется только на первичных пользователей. 

 «То есть жители трёх домов – вторичные пользователи, и если они хотят присоединиться к первичным, то им надо договариваться между собой. Они составляют договор и получают воду», – пояснила Иманбет. 

В таком случае лицею «Арыстан» необходимо заново оформить разрешение на специальное водопользование, так как меняются условия договора. 

«Например, лицей обратился к нам и сказал, что жители хотят присоединиться к ним и получать воду. Тогда нужно менять разрешение и добавлять в него три частных дома, а также менять расчетный объём воды. Если они предоставят нам всё заново, то мы не будем против. Мы повторно рассмотрим и оформим новое разрешение», – разъяснила руководитель Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции. 

Иманбет отметила, что подключение к лицею не возбраняется законом. Однако, если вдруг руководство лицея «Арыстан» не захочет подавать воду жителям, то Балхаш-Алакольская инспекция не может вмешиваться или указывать, что лицею делать. В такой ситуации всё решается согласно гражданскому кодексу, как спор между первичным и вторичным водопользователями – в судебном порядке. 

 Она подчеркнула, что именно лицей принимает решение, присоединять жителей или нет, потому что скважина принадлежит «Арыстану».

 Архитектор-фрилансер, педагог и пенсионерка VS генерал 

На самом деле территорию, на которой проживает Абдрахманов с соседями, нельзя отнести к населённому пункту. Мужчина говорит, они всегда жили обособленно. Пару лет назад сюда было невозможно приехать даже по навигатору, потому что в посёлке не было ни улиц, ни нумерации домов. Ту дорогу, на которой расположены дома, они прозвали Садовой, а три дома пронумеровали по порядку: один, два, три. В доме №1 проживает 63-х летняя женщина, в доме №2 пенсионерка с сыном инвалидом, а в доме №3 – Абдрахманов со своей 82-х летней матерью. 

«Лишь два года назад нам дали название улицы и номера домов. Сказали, что мы будем относиться к селу Котырбулак», – говорит Абдрахманов. 
Фото: Павел Михеев
Один из домов жителей села Котырбулак на территории лицея "Арыстан". Фото: Павел Михеев

Отец Абдрахманова был директором детского лагеря «Искорка», работал там с момента открытия оздоровительного учреждения и вплоть до его закрытия. Сам Абдрахманов родился и вырос в селе Котырбулак. Его родители старались поддерживать состояние лагеря, пока это было возможно. 

«Я живу в этом доме, сколько знаю себя. Работаю архитектором-фрилансером. Одна соседка преподает языки, а остальные живут на пенсию. Но, к сожалению, тех денег, что мы получаем, недостаточно, чтобы самостоятельно построить скважину", – поделился мужчина.

Абдрахманов не теряет надежды, пытаясь любыми способами добиться справедливости в водном вопросе. Что же ждёт в итоге сельчан? Пока непонятно. Возможно, в будущем руководство лицея всё-таки согласится поменять условия договора на водопользование и присоединит к скважинам три дома. А пока Orda.kz будет следить за развитием событий.

Читайте также: 


Лента новостей

все новости