Украина бьёт по российским НПЗ. Как это скажется на Казахстане?

cover

С начала 2024 года нефтеперерабатывающие заводы России уже 15 раз атаковали дроны-камикадзе. Украинские источники называют их «неизвестными», хотя найти другую страну, которая била бы по инфраструктуре РФ, сейчас сложно.

Несмотря на наличие трёх собственных НПЗ, Казахстан часть нефтепродуктов закупает у России. О том, могут ли атаки сказаться на поставках топлива в РК, Orda.kz поговорила с директором общественного фонда Energy Monitor Нурланом Жумагуловым.

Атаки на российские НПЗ участились в марте. Из 15 ударов треть произошла в первый весенний месяц. Дроны били по НПЗ в Рязани, Нижнем Новгороде, Калуге, Сызрани и Славянске-на-Кубани. Приходило сообщение об атаке НПЗ в Новокуйбышевске, но подтверждений этому не нашлось. 

Но, по мнению Нурлана Жумагулова, всё это никак не скажется на поставках из РФ. Во-первых, потому что у России профицит нефтепродуктов, и он вполне позволяет направить в Казахстан тот объём, что уже утверждён. В первую очередь речь о дизтопливе. По словам Жумагулова, утверждённый на 2024 год индикативный баланс, то есть потенциальный объём импорта, составляет 450 тысяч тонн. Это почти вполовину меньше, чем в прошлом году. Он составлял 850 тысяч тонн. Но, по словам эксперта, ввезли из РФ только половину. 

«Из России мы экспортируем около 10 % дизтоплива. И в основном это было зимнее дизтопливо, потому что Казахстан выпускал его в малых объёмах. Но сейчас идёт их наращивание. По бензину это в основном премиальные марки — от 95-го и выше. Но объём их импорта ещё меньше», — говорит эксперт.
Нурлан Жумагулов. Фото: Facebook Нурлана Жумагулова

По словам Нурлана Жумагулова, три казахстанских НПЗ в Шымкенте, Павлодаре и Атырау способны обеспечить основную долю поставок нефтепродуктов на рынок РК. Например, по бензину Аи-92 в стране профицит именно за счёт собственного производства. 

Единственный продукт, по которому могут возникнуть вопросы, — это авиационный керосин. Для внутреннего потребления его тоже хватает. Жумагулов приводит в пример аэропорт Алматы, где керосина с избытком. Но после начала полномасштабной войны в Украине самолёты из многих стран стали облетать Россию стороной. И садятся на дозаправку они в том числе в Казахстане, в частности, в Алматы. При этом, как говорит эксперт, РК производит только две трети от необходимого объёма керосина, а треть импортирует. Как минимум, пока из России. 

Фото: Almaty Spotting Club 

 Но если вдруг окажется, что на фоне атак Россия не сможет экспортировать в Казахстан авиакеросин, потенциально покупать его можно у другого соседа. Хотя, может быть, это не так уж и потенциально: 

«Министр транспорта не раз заявлял о намерениях импортировать авиатопливо из Китая, что наши аэропорты будут готовить к устойчивому топливу Jet-A1», — рассказал Жумагулов.

Китай же, по мнению эксперта, может стать возможным источником импорта нефтепродуктов, если вдруг Россия не сможет продолжать поставки. Например, по механизму толлинга, когда собственное сырьё отправляется за рубеж, там перерабатывается, а возвращается уже в виде готовой продукции. Ранее Казахстан и Китай по такой схеме уже работали. 

Но, по мнению эксперта, пока удары беспилотников по НПЗ не особо сказываются и на самой России. 

«Эти заводы уже восстановлены. Атаки наносят незначительный урон. В основном это возгорания, которые довольно быстро ликвидируются. В России действительно выросли цены на бензин, но всего на 1,5 %», — говорит Жумагулов.

Хотя до наиболее крупных заводов, например, таких, как в Нефтекамске, украинские дроны пока не долетали. Но даже если их атакуют, то, как считает эксперт, это будет проблема именно России, и она практически не отразится на Казахстане. 

Нурлан Жумагулов призывает скорее обратить внимание не на российские НПЗ, а на свои, казахстанские. В этом году все три нефтезавода — В Шымкенте, Павлодаре и Атырау — встанут на ремонт.

Шымкентский НПЗ. Фото: Otyrar

В принципе, это не проблема — ремонт плановый, а запасы нефтепродуктов имеются. Но именно в случае с Шымкентским НПЗ Жумагулов отмечает такой момент:

«Жамбылская область стала одним из крупнейших потребителей бензина. Но это топливо просто "вымывается" Кыргызстаном, с которым у Жамбылской области есть граница. У нас действует запрет на вывоз автоцистернами, ж/д транспортом. Но есть автомобили, бак которых объёмом по 150 литров. Они спокойно пересекают границу и в день совершают несколько заездов».

Эксперт напоминает, что до определённого времени похожую проблему создавали как раз россияне, которые на казахстанских заправках закупали горючее, которое здесь было более дешёвым в переводе на рубли. Но постепенно курс валют поменялся, и «топливное паломничество» из РФ в Казахстан сейчас прекратилось.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости