Участь сельских школ в Казахстане: что нужно менять в системе образования?
43 % казахстанцев получают образование в сельских школах. Совпадение ли это или закономерность, но, согласно докладу Всемирного банка по образованию, в Казахстане (по данным на 2020 год) 64 % школьников в возрасте 10 лет были функционально неграмотными.
Говоря простым языком, говорить и писать функционально неграмотные ученики могут, но анализировать, понимать смыслы, делать выводы – с трудом.
Исследование среди наших школьников проводилось еще в допандемийный период. Сейчас после двух лет дистанционного обучения уровень знаний может быть гораздо хуже, но тесты пока не проводились.
Как отметили участники форума EdCrunch, который прошел в Алматы, в тридцатке самых успешных стран по образованности жителей уровень функциональной неграмотности не превышает 10 %, в тридцатке последних (исследование проводилось в 180 странах мира — прим. ред.) только 10 % школьников могут успешно применять знания в жизни для решения различных задач.
Проблемы сельских школ
Участники панельной сессии «Сельская школа или поверх барьеров», посвященной тому, как сделать сельскую школу стартовой площадкой для успеха в жизни, перечислила следующие проблемы:
- Профессиональное выгорание, уставшие учителя. Усталость наступает к концу первой четверти.
- Уставшие родители, у которых нет сил и времени на детей.
- Залипание в телефоне. Учитель конкурирует с телефоном.
- Нехватка оборудования для проведения уроков (сушить листья и цветы нынешним детям уже неинтересно).
- Плохие условия обучения. Сквозняки из старых окон и скрипящие полы не способствуют усвоению знаний.
- Привычное общение «старший-младший».
- Привлечение детей в аулах и селах к ведению хозяйства, которое лишает их времени на учебу.
- Нехватка квалифицированных кадров.
- Сложности с интернетом.
- Конфликты и непонимание между учениками, учителями и родителями.
Директор средней школы села Казнаковка в Восточно-Казахстанской области Аралбек Берикулы вспомнил о еще одной проблеме, которую, на его взгляд, нужно экстренно решать: стиле общения между сотрудниками школ и детьми.
«Нужно запретить ругать детей в школе. Ребенок должен чувствовать себя свободно. Никто не имеет права поднимать на него голос. Все кричат на детей, и ребенок, который постоянно слышит крик, не будет хорошо усваивать новые знания», — уверен педагог.
Данияр Токтарбаев, директор Фонда устойчивого развития образования (ФУРО), обратил внимание на большие региональные различия в Казахстане, а также на недостаточную изученность проблем, чем в том числе и занимается Фонд.
«У нас как будто существует несколько систем образования. Помимо региональных различий — север, юг, восток, запад, — она делится на городскую и сельскую. Школы бывают разные — малокомплектные имеют несколько подгрупп. Есть школы, которые потенциально по качеству не могут расти, поскольку они перегружены трех- и четырехсменкой. Надо сначала провести тотальную инвентаризацию системы образования», — считает Токтарбаев.
Участники панельной сессии согласились, что только выявив и признав проблемы, можно приступить к их решению.
Каких перемен ждут в сельских школах
Проблема сельских школ — проблема сел и аулов. В развитых, крупных селах и школы более самостоятельные и успешные. Если в учебном заведении отсутствует водоснабжение, то нет воды и в целом селе; если нет интернета, значит, в населенном пункте его тоже нет.
Аралбек Берикулы из ВКО предложил убрать из системы преподавания предметы, которые преподают раз в неделю. Они требуют педагогов, которых в селе зачастую нет, а дети в итоге плохо усваивают уроки, которые редко ставят в расписание.
«Мы думаем, что мы развиваем детей, нагружая их кучей предметов, но на самом деле это все бесполезно. Для сельских школ нужно разработать отдельную программу, где в год будет семь предметов. В каждом районном центре надо организовать интернаты, куда детей могут отправлять родители. Чтобы дети учились на базе интернатов», — сказал директор школы.
Основатель проекта Teach of Central Asia Федор Шеберстов рассказал об эксперименте, который проводился в России в малокомплектных школах.
«В некоторых школах дают знания по принципу модульного курса — предмет интенсивно преподают в течение двух-трех недель. И, как показала практика, дети усваивают его лучше, чем те предметы, которые шли по часу в течение года», — сказал эксперт в образовании.
Директор средней школы-гимназии села Алмалыбак Алматинской области Сауле Махамбетова рассказала о важном опыте из своей практики — системе тьюторов из числа сельских жителей, а также института медиаторов, которые решают внутришкольные конфликты и сближают тройку «ученик-родитель-педагог».
«Я увидела, что есть менторство: это нужно. Эта потребность делиться рождает ощущение, что ты кому-то нужен. Мы создали школьную службу примирения, и дети поняли, что их выслушают ребята на два-три года старше об их проблемах в семье, с учебой. У нас есть Instagram родителей, где они могут решать различные жизненные ситуации, в том числе случаи буллинга», — рассказала педагог с 40-летним стажем.
Данияр Токтарбаев, проживший в сельской местности много лет, говорит, что сейчас ФУРО вместе с государственными органами, спонсорами и благотворительными фондами работают над проектом создания опорных школ, которые будут помогать малокомплектным как методиками преподавания, так и расширенным списком предметов.
«В рамках создания опорных школ будут создаваться образовательные округи. К нему должны подвязываться музыкальная школа, спортивная и другие активности. Это позволит детям развиваться и получать полноценное образование, чтобы родители не записывались через разные управления (образования, спорта, культуры)».
Сейчас фонд курирует и постоянно проверяет 86 современных сельских школ в партнерстве с Назарбаев интеллектуальными школами (НИШ) и фондом «Қазақстан халқына». Практика показывает, что такие школы вполне могут конкурировать с городскими. Некоторые выпускники этих учебных заведений получили достаточно знаний, чтобы поступить в лучшие вузы страны.
Читайте также:
Лента новостей
- Бектенов отчитался Токаеву о работе по ликвидации последствий паводков
- В Кульсары начнётся строительство 150 домов для жителей, пострадавших от паводков
- «Осмотр места происшествия проведен с нарушением» — защита Исахова требует признания недопустимым доказательством
- Нетепличные условия для жителей Тепличного в СКО: что происходит после паводков
- Глава КНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев прокомментировал массовую драку между местными жителями и рабочими мигрантами в Бишкеке
- Два человека погибли в крупном пожаре в Актюбинской области
- Когда казахстанцы узнают доходы чиновников
- Массовые беспорядки в Бишкеке: более тысячи человек вышли на улицы
- В Казахстане задержали российского дезертира, который бежал, чтобы не участвовать в войне
- Есть и коттедж, и машины: кто подаёт на банкротство в Казахстане, рассказали в Минфине
- ЦАХАЛ нашел тело заложницы Шани Лук
- Могло быть хуже: сборную Казахстана второй раз разгромили на чемпионате мира по хоккею
- Африканские мачо, осётр и «грязная пропаганда». Чем известен новый аким Мангистауской области Килыбай
- «Бывшей супруге искренне желаю благоразумия» — аким Макатского района
- Вице-министр транспорта посетил металлургический комбинат Qarmet
- Восемь астанчан хотели в Сирию, а попали в тюрьму
- Куда делись пожертвования бизнесменов для пострадавших от паводков
- Восемь лет тюрьмы за попытку дать взятку получил директор агрофирм в Астане
- «Коран не поддерживает полигамию и домашнее насилие»: активисты призывают наказывать имамов за незаконный никах
- Житель Карагандинской области получил трое суток ареста за падение племянника с четвёртого этажа