Туризм в Алматы: сколько денег платят иностранным блогерам и чего не хватает нашим гостям?

cover Фото Максима Золотухина

В Almaty Tourism Bureau в канун начала высокого туристического сезона Orda.kz рассказали о бюджетах на иностранных инфлюенсеров, рекламу и объяснили, что замедляет рост туристического потока. 

Больше года назад в правительстве представили амбициозный план по вхождению Казахстана в топ-50 стран мира по развитию туризма (рейтинг Всемирного экономического форума — прим. авт.). Туристов в городе за последнее время даже визуально стало больше. Одновременно c этим ежегодно подвергаются критике бюджеты, которые выделяют на развитие туризма, в том числе на иностранных блогеров. В этом году бюджет на развитие туризма составит 2,3 млрд тенге. Их них  почти 90 млн тенге выделят на приглашение 50 иностранных инфлюенсеров.

Кто и как раскрывает туристический потенциал Алматы 

Средства осваивает управление по туризму при акимате Алматы.

В 2012 году оно учредило ТОО «Almaty Tourism Bureau», средства на работу которого выделяются из городского бюджета. Они защищаются перед акимом, его замом и маслихатом. 

Управление по туризму отвечает за административные вопросы, в том числе привлечение инвестиций, выдачу лицензий, нормативно-правовые акты. Almaty Tourism Bureau — за PR, продвижением и продажи, аналитику и реализует конкретные маркетинговые проекты, в том числе встречу блогеров.

Почему блогеры важны?

Редакция Orda.kz попросила Almaty Tourism Bureau ответить, зачем в город приглашают иностранных инфлюенсеров и тратят на них такие деньги. Руководитель организации Камила Лукпанова рассказала, что в этом году в сравнении с прошлым бюджет вырос на 50 %. 

«Начнём с того, что сильнее всего триггерит общество: с сумм, расходуемых из бюджета на блогеров. Те, кого в прошлом году мы привезли в Алматы, обладают аккаунтами от 300 000 подписчиков и являются лидерами мнений своих стран именно в тревел-сегменте. По итогам блог-тура гости опубликовали 114 постов, 1228 сторис, 104 рилсов, которые просмотрело более 35 000 000 пользователей социальных сетей. Потрачено на всё это было примерно 135 000 евро», — говорит Лукпанова.

Если бы блогеров в Алматы не привозили, то на продвижение города пришлось бы потратить куда больше денег, минус персональные впечатления, а без них не очень верят. 

«Теперь предлагаю посчитать: каждый пост у блогеров такого уровня на их странице стоит около 2000 евро. Рилс — до 4000 евро. Серия из трёх-пяти сторис — около 1000 евро. Если бы мы покупали размещение такого же количества контента, а не привозили бы зарубежных блогеров из стран с прямым авиасообщением в Алматы, сумма расходов составила бы более 700 тыс. евро или более 300 млн тенге», — говорит руководитель Almaty Tourism Bureau.
Панорама вечернего Алматы, фото Максим Золотухин
Панорама вечернего Алматы, фото Максима Золотухина

Отечественной системы учёта данных по результатам пока нет. Поэтому в Almaty Tourism Bureau опираются на данные международных институтов. По данным PricewaterhouseCoopers, 40 % европейских туристов принимают решение о поездке по информации, полученной в интернете. 

«Для туриста такие хостинги и социальные сети, как Instagram и YouTube, — это уже своего рода энциклопедия, где можно быстро и комфортно найти все необходимые сведения: фоторепортажи, видеоролики, интервью с местными жителями, а также обзоры достопримечательностей, гастрономии и наиболее популярные локации», — говорит Дияр Аскаров, заместитель руководителя Almaty Tourism Bureau.

В силу соцсетей верит и руководитель департамента маркетинга и стратегического планирования Almaty Tourism Bureau Руслан Жанабаев.

«Лидеры мнений, специализирующиеся на путешествиях, создают привлекательный контент, который влияет на планы и решения потенциальных туристов. Знаменитости, чьему мнению доверяют, часто бывают гораздо эффективнее рекламных кампаний через другие источники», — сказал Жанабаев.

Акцент при выборе блогеров делается на странах, с которыми у Алматы есть прямое авиасообщение либо удобные пересадки. 

 Алматы не хватает отелей и хостелов

Как именно оценивается влияние турпотока в город и число постов и сторис, Orda.kz подробно не пояснили. При этом руководитель Almaty Tourism Bureau отметила важность исследований. 

«Сейчас мы видим то количество туристов, которое прогнозировали в 2018 году. Однако получилось, что мы столкнулись с нехваткой гостиниц, койко-мест и инфраструктуры. Теперь мы фокусируемся не на количество, а на обработку тех туристов, которые уже есть, и мы разрабатываем продукты, чтобы гости тратили больше в нашем городе», — говорит Камила Лукпанова.

По данным Бюро нацстатистики, за девять месяцев прошлого года каждый четвёртый из более шести миллионов туристов в Казахстане приезжал в Алматы. 

Данные по туризму в Алматы бюро национальной статистики
Данные по туризму в Алматы Бюро национальной статистики

Интересно посмотреть и на данные по странам. В первой пятёрке с большим отрывом — Россия, затем Китай, Индия, Турция и США. 

Данные по туризму в Алматы бюро национальной статистики
Данные по туризму в Алматы Бюро национальной статистики

Помимо нехватки мест в отелях, есть и другие инфраструктурные проблемы. Редко работающие городские туалеты, на которые потрачены миллионы тенге, а также доступность городской среды для людей с особыми потребностями. В этом году Алматы попал в список городов рекомендованных для посещения New York Times — во многом благодаря развитию гастрономии, также авторитетное издание отметило интерьер алматинских кафе. Всё это в том числе — заслуга частного бизнеса. Почему бизнес не строит отели при том, что мест не хватает, — отдельная тема для подробного разбора.

Читайте также:

Лента новостей

все новости