Топ-менеджмент КМГ летает частными бизнес-джетами стоимостью 100 тысяч долларов?

cover Коллаж Orda.kz

В распоряжении Orda.kz оказались материалы, позволяющие нам предполагать, что топ-менеджмент нацкомпании живёт на широкую ногу, и это ещё мягко сказано. Впрочем, обо всём по порядку.

По имеющимся у Orda.kz данным, руководители КМГ летают по служебным делам не пассажирскими лайнерами, а частными бизнес-джетами Bombardier Challenger – небольшими самолётами по индивидуальному заказу для ограниченного числа людей. Стоимость одного такого перелёта — от 50 тысяч до 100 тысяч долларов.

Такие затраты оставили бы нас равнодушными, если б речь шла, например, о крупнейшей в мире частной корпорации Chevron. Но мы говорим о казахстанской национальной компании, её акционер — правительство Казахстана в лице фонда «Самрук-Казына». Его руководству, кстати, уже прилетало за расточительность от президента Токаева.

«Эффективность национальных компаний — это по-прежнему серьёзная проблема. Сохраняется большой объём административных расходов в национальных и квазигосударственных компаниях. Это недоработка руководства «Самрук-Казына». Нужно пересмотреть базовые нормативы для обеспечения нормального функционирования фонда», критиковал Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в июле 2022 года.

Но вернёмся к перелётам — они осуществляются преимущественно внутри Казахстана. По нашим данным, в период с 24 августа по 5 сентября их было восемь. Пункты взлёта и посадки — Астана, Алматы, Атырау, Семей, Усть-Каменогорск. Есть два международных рейса: Астана — Ташкент и Ташкент — Алматы.

Мы считаем, что это неоправданно. Особенно на фоне сообщений об экономических успехах нацкомпании: согласно отчётности КМГ за первую половину 2025 года, чистая прибыль снизилась на 2,8 % и составила 534 млрд тенге. И уловок, на которые порой вынуждено идти правительство, чтобы закрыть хронический дефицит бюджета: в 2023 году Минфин приобрёл 8 % акций КМГ на 1,3 трлн тенге и упорно называл сделку инвестицией, хотя эксперты её критиковали, называя «перекладыванием актива из одного кармана в другой» и «пожарной мерой» по пополнению казны.

Скриншот сервиса Flightradar24

Редакция располагает списком пассажиров чартерного рейса Астана — Атырау 5 сентября. В документе указаны их Ф. И. О., должности, а ещё марка встречающего в аэропорту роскошного автотранспорта — отдельного каждому VIP-гостю.

Председателя правления «КазМунайГаза» Асхата Хасенова и его помощника ожидали «лексусы» LX 570, зама Асета Магауова и советника Махамбета Досмухамбетова — «тойоты» LC 200, а рукапа Алимухаммеда Куттумуратулы — «тойота» LC 300.

Впрочем, про класс автомобилей вы, полагаем, всё поняли. Кто ещё предположительно был на борту? Например, соуправляющий директор по стратегии и управлению активами фонда «Самрук-Казына» Бахытжан Таубаев и вице-министр энергетики Кудайберген Арымбек. Всего восемь человек. Наш источник отметил, что по Атырау VIP-гости проехали практически правительственным кортежем.

Скриншот сервиса Flightradar24

Не смеем указывать, но, похоже, главе государства пора спросить у топ-менеджмента нацкомпаний про базовые нормативы. Ведь речь идёт не о частных бизнесменах, а государственных управляющих народными нефтью и газом. Как не вспомнить упрёки в их адрес от тех же забастовщиков, которым руководители говорят о расчётах, не позволяющих повысить зарплату, а потом сами же показывают собственные базовые нормативы работы.

Кстати, по нашим данным, в тяжбе с иностранными инвесторами по Кашагану, которая проходит в Женеве, фигурирует в том числе и вопрос бизнес-джетов как «непредусмотренных расходов», которые Казахстан не хочет признавать.

Читайте также:

Лента новостей

все новости