«Тюрьма или лагерь для опасных преступников»: кому мешают детские сады?

cover Фото: Pexels

Многие считают, что владение частным детским садом в Казахстане означает высокую прибыль, жизнь в достатке и раздумья о том, куда потратить миллион-другой. Но в реальности владелец детсада сейчас вынужден покупать кучу дорогущего оборудования, чаще всего в кредит или рассрочку, потому что чиновники из года в год душат бизнесменов всё новыми бесконечными правилами и приказами. Причём почти ничем из этого оборудования пользоваться никогда не придётся. Почему? Очень подробно об этом Orda.kz рассказала владелица сети детских садов в Акмолинской области Жанар Юсупова.

Каково быть владельцем детского сада в 2024 году? 

— Думаю, нет смысла рассказывать о роли детских садов в нашей жизни. Но, как видим, чиновники и отдельные ведомства превратили частные сады в экспериментальное поле, апробируя на них всё новые законы, указы и приказы. А некоторые и вовсе не гнушаются нагреть руки на этом, превратив детские сады в кормушку, завуалировав всё это безопасностью детей. Если проследить за историей одного казахстанского детсада хотя бы за полтора года, то можно прийти в шок от того, какие расходы несут их владельцы по велению министерств.

Я не скажу, что мой бизнес никогда не приносил прибыли. Я занимаюсь этим с 2010-х годов и всегда работаю по правилам. И когда-то они не переходили все мыслимые и немыслимые границы, и работать было комфортно. 

Давайте посчитаем!

— В конце 2022 года нас обязали получить медицинскую лицензию, для которой нужно было закупить тонометры, биксы, холодильники для вакцин, шины и тому подобное. Причём использовать всё это нам запретили, поскольку персонал дошкольного учреждения не имеет такого права. В том же месяце мы, предприниматели, разгрузили все склады с медтехникой по всему Казахстану на пять-шесть миллионов тенге каждый. 

Следующая статья расходов — голосовые оповещения, охранная система и сигнализация. Это «удовольствие» обошлось в среднем каждому детскому саду от 12 до 20 миллионов тенге. И если с видеонаблюдением и установкой камер всё более или менее объяснимо, то голосовые оповещения и сигнализации, которые мы приобрели, не рассчитаны на деятельность садиков и вряд ли будут когда-либо использованы. Такое оборудование устанавливают в помещениях проходимостью не менее 2000 человек в сутки и площадью не менее 10 000 квадратных метров. В основном это торговые центры, базары, вокзалы. Оборудование с такой мощностью в здании на 150–200 квадратов скорее доведёт до истерики маленьких детей и педагогов, чем поможет в эвакуации. Это ещё одна кормушка для охранных фирм, которым мы платим за обслуживание по 25–50 тысяч тенге в месяц, не считая покупки и первоначальной установки оборудования, которое, как и всё остальное, производится в Казахстане, а значит — дорогое. 

Противопожарное оборудование. Этот пункт раньше включал в себя обязательный минимум: огнетушители, планы эвакуации, таблички с указанием выходов и установку датчиков дыма. Требования были оправданы и никогда не вызывали вопросов. А сейчас требования безопасности в саду не включают в себя только наличие пожарной машины и постоянных огнеборцев в штате — всё остальное как в пожарной части. Это, к слову, ещё 10–15 миллионов тенге. Многие покупали оборудование в кредит или рассрочку и теперь годами будут расплачиваться.

Какие ещё новшества ждут ваш бизнес? 

— Да, наши страдания на этом не заканчиваются. На очереди у нас установка оборудования для снятия биометрии у детей, QR-сканеров, терминалов, систем слежения за входом/выходом, металлоискателей и сканеров. Я посчитала: расходы на установку такого оборудования выходят за рамки 20–25 миллионов тенге. И здесь снова просматривается чья-то выгода, в том числе Министерства цифрового развития, которое снова не понесёт никакой ответственности в случае очередной утечки биометрических данных граждан. 

Скан приказа об оснащении образовательных учреждений системой СКУД

Для чего воспитанников детских садов обязали сдавать биометрию?

— Ведомство ссылается на Приказ № 117 и Дорожную карту, которая была в предвыборной программе президента «Справедливый Казахстан всем и каждому». В ней расписаны и антитеррористические аспекты, в рамках которых власти предложили установить во всех детских садах биометрические системы. Они будут ежедневно сканировать персонал и детей, чтобы производить контроль посещаемости. И получается, что вновь расходы повесят на нас.

Другое возмущение вызывает необходимость использования этой системы вовсе не из-за переживания чиновников за наших детей, а для сокращения финансирования детских садов. Сейчас оно осуществляется «поголовно», за каждого ребёнка. Проблема в том, что в подушевом финансировании не учитываются расходы, которые возникают у детского сада, даже если занятия отменили. Например, во время бурана, гололёда или нулевой видимости в детский сад приводят трёх-четырёх детей, а учреждение, воспитатели, повара и нянечки работают так же, по своему графику, и получают столько же денег. 

И раз уж зашла речь о защите от террористов, то хочу сказать, что на территорию детсадов невозможно попасть незнакомцу и без этих навороченных систем. У нас стоит трёхметровый забор, дистанционное управление открытия/закрытия дверей, видеодомофон и система оповещения, та самая, которую нас обязали купить год назад. И мы — не исключение. Любой добросовестный бизнесмен, вкладывающий средства в свой детский сад, и так оснащает его всем необходимым — без креативных подачек МЧС, Минпросвета, Минздрава и МЦРИАП. 

Мне легче избавиться от детского сада, чем продолжать тянуть его себе в убыток. Сейчас придётся взять ещё один кредит, чтобы установить эту систему QR-биометрии. У меня уже есть семь кредитов: на оборудование, площадку, охранную систему, пожарную систему, медицинское оборудование и видеонаблюдение.

Детский сад, работающий в среднем с 10–20 сотрудниками — это микробизнес, наша зарплата полностью состоит из дотаций. Если ограничить их выдачу вот таким несправедливым путём, чтобы сэкономить бюджет, мы не то что без прибыли останемся, мы будем работать бесплатно и в убыток. Есть регионы у нас в Акмолинской области, где начали один за другим закрываться сады. Очень много объявлений о продаже садиков: просто откройте сайт объявлений, и вы увидите.

Мы, руководство детских садов, второй год задаёмся вопросами: казахстанские дети точно ходят в садик? Не в тюрьму и не в лагеря для опасных преступников? Быть может, эти деньги полезнее было бы направить на покупку игрушек и полезного оборудования детям? Или повысить зарплату няням, поварам и воспитателям? Или помочь садикам выйти из долговой ямы? Чей неприкрытый интерес стоит за всеми этими новшествами? Если сады, которые открывались с таким трудом, закроются, то что будет с детьми? Кому мешают казахстанские дети?

Читайте также: 

Лента новостей

все новости