Тепло и сухо: почему акимат Алматинской области не подключает больницу к водопроводу

cover Коллаж: Orda.kz

На восточной окраине Алматы, среди частного сектора, стоит Алматинская многопрофильная клиническая больница. И есть на её территории недостроенный корпус будущего стационара, который ещё в августе этого года мог бы принять пациентов из близлежащих районов Алматинской области. Но не принял. А дело всё в конфликте между управляющими больницей индийскими инвесторами и областным акиматом. Конфликт такой, что в него пришлось вмешаться даже бывшему министру юстиции Великобритании. Orda.kz рассказывает, в чём же его суть.

Спор денежный

Вообще, эту историю можно начинать с 1960-х годов, когда АМКБ только построили. Тогда она была за пределами Алматы. Но за 60 лет город разросся, и сейчас больница географически находится в Медеуском районе, при этом продолжая оставаться в областном подчинении. И обслуживает она всё так же пациентов из близлежащих районов Алматинской области. 

В 2020 году областной акимат передал АМКБ в управление индо-американской компании IAMS. Как рассказывает управляющий директор IAMS Наджхаван Рупал, их интерес был в том, чтобы использовать больницу как клиническую базу для студентов-медиков из Индии, которые учатся в Алматы.

Фото: Orda.kz

Первые годы, по словам Рупала, проблем не было. В смысле взаимодействия с акиматом. Потому что проблемной была сама больница. 

«В конкурсной документации говорилось, что кредиторский долг больницы, который мы должны были погасить в первый год, составлял 448 миллионов тенге. По факту на момент подписания оказалось 892 миллиона. Выяснилось, что у больницы нет центрального водоснабжения — она питалась от одной резервной скважины. Мы нашли и восстановили резервную скважину. Но это всё равно остаётся временной мерой. Потому что по строительным нормам и санитарным требованиям больница первой категории должна иметь доступ к водоснабжению. Часть корпуса была без автономного электропитания — этот вопрос тоже решили», — рассказывает Наджхаван Рупал.

В июне 2022 года в Алматинской области сменился аким — вместо Каната Бозумбаева пришёл Марат Султангазиев. И вскоре начались проблемы.

Первый конфликт произошёл после аудиторской проверки, с которой в 2022 году в больницу пришли представители облздрава. Хотя, как объяснил Наджхаван Рупал, проверку можно было проводить в отношении самой их компании — IAMS, но не больницы. В больнице же как объекте ГЧП чиновники могли проводить только мониторинг. То есть прийти и ознакомиться с тем, как медучреждение работает. По словам представителя компании, препятствий им никто не чинит. Проверку же в итоге признала незаконной прокуратура, куда обратились представители IAMS. 

Но спустя полгода конфликт продолжился и теперь уже касался денег. По договору акимат Алматинской области (а конкретно региональное управление здравоохранения) должен делать IAMS выплаты за управление (ВЗУ). Но с июня 2023 года выплаты эти прекратились. На первый взгляд, это чисто финансовый спор, который простых людей не касается. Но именно на первый взгляд. 

Спустя несколько месяцев после отсутствия выплат IAMS подали в суд на акимат. Но в суд не простой.

«Мы подписали с акиматом их типовой договор — наш проект договора они сразу отклонили. Но мы добились включения одного пункта, который очень долго обсуждали. Он гласит, что возможные споры судебного характера мы имеем право вынести на рассмотрение суда Международного финансового центра Астаны», — рассказал Наджхаван Рупал.

Тут и появляется Эдвард Фолкс — барон, пожизненный пэр Палаты лордов, бывший министр юстиции Великобритании в правительстве Дэвида Кэмерона. Он как раз и вёл дело о выплатах за управление. И занимался он им примерно год.

Лорд Эдвард Фолкс. Фото: Суд МФЦА

Но параллельно с этим акимат пытался решить спор с IAMS в судах Казахстана. Сначала его представители подали иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы. Но он рассматривать иск отказался. А вот СМЭС Астаны такой иск принял. Что, как рассказывает Наджхаван Рупал, весьма удивило Эдварда Фолкса. 

«Он спросил у госпартнёра (представителя акимата — прим. авт.) — это нормально, когда один и тот же вопрос рассматривается в двух судах? И представитель госпартнёра ответил — да, нормально. Наш представитель возразил — нет, это ненормально. И лорд Фолкс вынес решение о временном ограничении на обращение в суд по этому же вопросу. И госпартнёр был вынужден отозвать свой иск из СМЭС Астаны», — говорит управляющий директор IAMS.

По словам Рупала, запрет, наложенный судьёй Фолксом, стал прецедентом для судебной практики Казахстана. Ранее такого не бывало.

Итогом же процесса стало решение, вынесенное Эдвардом Фолксом 12 ноября. По нему акимат Алматинской области должен выплатить IAMS более 369 миллионов тенге, в том числе 153 миллиона неустойки. За чей счёт всё это будет выплачиваться? Вот так говорится в официальном ответе акимата управления здравоохранения Алматинской области на запрос Orda.kz:

«Так как государственное учреждение "Управление здравоохранения Алматинской области" является государственным органом, финансируемым за счёт средств местного бюджета, для исполнения решения суда МФЦА необходимо выделение средств из местного бюджета, что требует оформления бюджетной заявки, рассмотрения на сессии областного маслихата».

То есть за бюджетный счёт, за счёт налогоплательщиков. В том числе и 153 миллиона тенге неустойки.

Правда, решение это акимат сейчас пытается опротестовать всё в том же суде МФЦА. Но, как отмечает Наджхаван Рупал, из более 140 дел, рассмотренных судами МФЦА, в апелляцию было принято только одно. 

Спор коммунальный

Но процесс, завершившийся в ноябре, не единственный, который будет между IAMS и акиматом Алматинской области. Следующий должен начаться 25 января. И он касается двух зданий, которые возвели на территории больницы после её передачи в доверительное управление. 

Первый — это уже работающий корпус инфекционного отделения. Второй — тот самый стационар, о котором мы сказали вначале. Это корпус, в котором должны разместиться несколько стационарных отделений на 360 коек. 

Инфекционный корпус. Фото: АМКБ

Здесь суть конфликта уже не в деньгах, а бюрократии. Дело в том, что передача в управление не означает, что больница стала собственностью IAMS. Учреждение продолжает оставаться в коммунальной собственности акимата Алматинской области. Но введённый в эксплуатацию инфекционный корпус областные власти в коммунальную собственность не принимают. Почему?

Наджхаван Рупал только пожимает плечами, потому что они внятного ответа на этот вопрос так и не получили. Хотя ещё в конце сентября 2024 года департамент внутреннего государственного аудита по Алматинской области распорядился принять здание в собственность. Но это не случилось. Поэтому корпус ещё с 2022 года стоит на земле, но находится в подвешенном состоянии.

Orda.kz в своём запросе поинтересовалась у представителей акимата Алматинской области, собираются ли это здание принимать в комсобственность, а если нет, то почему. Казалось бы, два прямых вопроса. Но ответ от управления здравоохранения Алматинской области на них был такой (цитируем полностью):

«На сегодняшний день частный партнёр подал иск в суд МФЦА, в котором государственный партнёр является ответчиком. Принятие в коммунальную собственность инфекционного отделения является предметом искового требования. Согласно п. 1 ст. 1 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года № 132-II "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами».

Если мы правильно поняли, то смысл ответа таков: акимат не принимает корпус в комсобственность, потому что... на акимат подали в суд. 

Со вторым же, пока ещё строящимся корпусом, возникли проблемы из-за подключения к сетям.

«Мы могли его сдать ещё в августе этого года. Но государственный партнёр не подвёл сети до территории больницы, хотя обязан сделать это по договору. Мы готовы проложить их по территории больницы. Но до забора это должны сделать они. Хотя мы даже сами подготовили проектно-сметную документацию», — говорит Наджхаван Рупал.

Сейчас решить вопрос удалось только по теплу. Правда, по словам Рупала, областной акимат здесь ни при чём. Подключиться к котельной разрешило руководство города. Но, как говорит представитель инвестора, на подключение к водопроводу и канализации у городских властей таких полномочий нет. Поэтому сейчас рабочие делают что могут. Например, проводят внутреннюю отделку.

Фото: АМКБ

Orda.kz в своём запросе поинтересовалась у акимата Алматинской области, планируется ли подключать строящийся корпус к коммунальным сетям, а если нет, то почему. В областном управлении здравоохранения ответили, что, с их точки зрения, заказчик должен сам получить разрешения от необходимых организаций и передать их подрядчику. Подкрепляют своё мнение в облздраве приказом МНЭ РК № 229 от 09.03.2015 года. И добавляют:

«Исходя из вышеизложенного, а также для достижения целей договора ГЧП частный партнёр (заказчик проекта) обязан предусмотреть в обязательном порядке подключение к инженерным сетям города. В соответствии с приложением к договору ГЧП № 4 генеральный подрядчик (компания, привлекаемая частным партнёром на основании договора строительного подряда), должен обеспечить строительство объекта под ключ».

Кто же в итоге прав в этом споре, тоже теперь решит суд МФЦА. Будет ли его снова рассматривать лорд Фолкс или другой судья, станет известно в январе. А решение, скорее всего, узнаем примерно через год. Потому что, как отметил Наджхаван Рупал, к рассмотрению дел в суде МФЦА подходят очень щепетильно. А это может означать, что больничный корпус, который уже сейчас мог бы принимать пациентов, как минимум на несколько месяцев фактически останется бетонной коробкой. Правда, с внутренней отделкой и отоплением, но без канализации. 

Хотя представитель инвестора называет ещё один нежелательный вариант выхода из всех конфликтов с акиматом — расторжение договора с последующим возвратом средств. А это около 13 миллиардов тенге, которые если придётся возвращать, то тоже из областного бюджета.

К сожалению, опыт расторжения пусть не договора, но меморандума, заключённого с акиматом Алматинской области, у IAMS уже есть. В 2023 году в Конаеве планировалось начать строительство больницы, университета и фармацевтического завода. Но после полугода бездействия со стороны администрации инвесторы расторгли меморандум и отказались от идеи вкладываться в областной центр. Хотя планировалось, что это будет 35 миллиардов тенге инвестиций.

Читайте также:

Лента новостей

все новости