Строили-строили и не построили. Появятся ли в Алматы наконец многоуровневые парковки?

cover Коллаж Orda.kz

Уже как минимум 20 лет власти Алматы говорят о необходимости строительства многоярусных автопаркингов для разгрузки дворов и улиц. Чиновники изымали участки, которые жители использовали именно как парковки, обещая, что позже они смогут там оставлять ещё больше машин и разгрузить ещё больше дворов. Однако на отобранных местах возникали ЖК и БЦ. Пару лет назад власти снова пообещали построить наземные мультипаркинги. Но это очень плохо, считают эксперты. Почему? Ответ искала Orda.kz.

В августе 2022 года во время встречи с населением Ауэзовского района аким Алматы Ерболат Досаев заявил о намерении городских властей строить многоярусные паркинги, чтобы разгрузить дворы от машин. А в сентябре 2023 года на встрече с жителями Бостандыкского района аким сообщил, что первый такой паркинг появится в микрорайоне Коктем до конца 2023 года

«На одной из предыдущих встреч жители района подняли вопрос по объекту незавершённого строительства под паркинг в микрорайоне Коктем-3. Национальный банк передал этот объект на баланс города. Строительство первого многоярусного муниципального паркинга завершится до конца текущего года», сказал Ерболат Досаев.

Однако прошло два года и три месяца, но паркингов всё нет, а дворы забиты автомобилями. В пресс-службе акимата сообщили, что КГП на ПХВ «Алматы Паркинг» управления городской мобильности города Алматы сейчас занимается подготовкой строительства многоуровневых паркингов в районах Самал-1, Самал-2 и Коктем-3, но не указали, где конкретно.

Предварительно, одна из таких парковок будет расположена в районе улиц Аль-Фараби и Мендикулова. 

Место для будущего паркинга в Самале / фото Orda.kz

В Самале на месте парковки, рассчитанной на 32 авто, хотят организовать механизированную парковку для 84 транспортных средств, что увеличит количество мест в два с половиной раза.

В Коктеме же обещают создать капитальный многоуровневый паркинг на 207 авто, сообщили в пресс-службе акимата. 

Место для будущего паркинга в Самале / фото Orda.kz

При этом, по сведениями редакции, ещё как минимум в 2005 году акимат города Алматы приступил к изъятию участков, где располагались крытые или открытые автостоянки и их сносу, якобы чтобы построить многоуровневые мультипаркинги. Только в одном Бостандыкском районе должен был появиться 21 многоуровневый паркинг. Строительством должно была заняться ТОО «Рахимжан Петролеум». 

В 2006 году акимат выделил пять участков разной площади для строительства четырёхэтажных паркингов, рассчитанных на 700–1500 мест в каждом, и объявил тендер. 

Однако ни одного такого паркинга не построили. И затем на эту тему много лет ничего не было слышно.  Но 15 июля 2015 года тогдашний руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Еркебулан Оразалин снова заговорил об этом на брифинге:

«Сейчас обсуждается проект строительства многоуровневых паркингов. Есть уже соответствующие списки из управления земельных отношений. В ближайшее время этот вопрос будет проработан. Это нужно для разгрузки внутридворовых территорий, которые заставлены автомобилями в ночное время. Кроме того, сейчас возле жилых домов есть участки, которые в ночное время предоставляются для жителей домов на платной основе. Мы хотим изъять эти участки у частных парковщиков и построить многоуровневые паркинги»

В августе 2015 года СМИ сообщали, что железнодорожный вокзал Алматы-1 обзаведётся мультипаркингом на 160 машин. Проект разработан совместно с иностранными специалистами и согласован со всеми структурами города. Но до дела так и не дошло. 

В июне 2016 года директор компании «Алматы Спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков (в прошлом году приговорён судом к пяти годам лишения свободы за финансовые махинации) 16 июня сообщил журналистам, что акимат выделил места в городе для многоярусных паркингов, но они почему-то были использованы не по назначению.

 «Выделили земли под паркинги, но их переквалифицировали. Начали строить дома, рестораны и кафе. Аким поставил задачу сделать подробный анализ участков, кто построил не по цели — изъять и передать в нашу компанию. Здесь и будут стоять те машины, что мешают во дворах, а также иногородние машины, 200 тысяч которых въезжают в город ежедневно», — сказал Марат Принбеков.

По его информации, всего под мультипаркинги акимат должен был изъять 70 участков. 

13 июля 2016 года тогдашний заместитель руководителя управления природных ресурсов и природопользования акимата Алматы Айдын Керимбек заявил, что первые многоуровневые парковки появятся в Алматы к концу 2018 года, и места для них уже выделены. В 2018 году вроде ничего не появилось. Что это за участки, которые выделяли под паркинги, от акимата узнать не удалось. 

Однако в конце 2020 года разразился большой скандал в Бостандыкском районе Алматы. Там в микрорайоне Коктем возле парка КазНУ на пересечении улиц Тимирязева и Шашкина с 1982 года находилась стоянка (парковочный кооператив ПК «Строитель»), куда жители ближних кварталов ставили свои машины. Однако в 2011 году акимат изъял эту землю, пояснив, что нашёл инвестора для строительства многоярусного паркинга, чтобы ещё больше жителей смогли ставить здесь свои машины, и чтобы разгрузить ещё больше дворов. 

Перекрёсток улиц Тимирязева-Шашкина / фото Orda.kz

Однако после этого много лет здесь ничего не строили. И вот в декабре 2020 года объявили о проведении общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) к проекту «Строительство многоярусного паркинга с объектами обслуживания населения и гостиницы». Оказалось, что ТОО «Kaz Builders», купившее этот участок, вознамерилось строить тут не многоэтажный паркинг для жителей Коктема, а бизнес-центр с гостиницей, рестораном, тренажёрным залом и паркингом. То есть паркинг будет построен, но только для клиентов и сотрудников бизнес-центра.

Пришедшие на слушания жители Коктема и городские активисты были очень удивлены и возмущены таким обманом. И слушания признали нелегитимными. Однако не из-за возмущений жителей района, а потому что им подсунули на подпись протокол, что они не просто участвовали в обсуждении проекта, а поддержали проект. Также зафиксировали и другие нарушения. Однако власти вместо того, чтобы завести на собственника уголовное дело и аннулировать сделку, просто перенесли слушания на январь 2021 года. 

Скриншот с сайта Управления экологии и окружающей среды г. Алматы

По словам участницы тех событий Асель Есентугеловой, январские слушания провели в расположенном напротив ЖК «Коктем», построенном в 2014 году компанией «Рамс», вроде как дружившей с ТОО «Kaz Builders». Его жители массово поддержали проект. После этого началось строительство бизнес-центра. 

Сейчас он выглядит так: 

Бизнес-центр  / фото Orda.kz

Теперь автомобилей вокруг стало ещё больше, хотя власти отобрали участок у жителей, заверяя, что избавят их от запаркованных машинами улиц и дворов.

Асель Есентугелова говорит, что выяснила: большинство жильцов этого ЖК, поддержавших проект, были должниками «Рамса». 

ЖК "Коктем"  / фото Orda.kz
В сентябре 2017 года замакима Алматы Алмас Мадиев на инвестиционном форуме Медеуского района Medeu Invest отметил: город нуждается в многоэтажных парковках, чтобы разгрузить дворы, но при этом они экономически нерентабельны, технически сложно реализуемы, сейсмически опасны и не вписываются в архитектурный облик города. 

И в чём-то с ним солидарны эксперты, с которыми побеседовал корреспондент Orda.kz. Архитектор и урбанист Влад Филатов согласен, что с коммерческой точки зрения многоэтажные наземные паркинги невыгодны. И поэтому в развитых зарубежных странах — например, в Турции — первые этажи таких многоярусных паркингов полностью отдают под коммерцию. И там обустраивают магазины, мастерские, парикмахерские, ателье, закусочные, банковские отделения и так далее. 

Мультипаркинг с магазинами и закусочными в Сингапуре / источник: todayonline.com

Желательно, чтобы у такого объекта было несколько точек заезда и выезда с разных сторон, чтобы не было столпотворения. 

Филатов подчеркнул, что крайне негативно относится к таким паркингам в жилых районах, так как они только провоцируют их автомобилизацию, и тех жителей, которые раньше обходились без своего транспорта из-за проблем с парковкой, теперь не будет сдерживать этот фактор. Ведь есть семьи, у которых по две-три машины. Так они после этого купят ещё четвёртую, пятую. И стимулировать автомобилизацию района ни в коем случае нельзя!

Поэтому строить такие паркинги нужно в деловых кварталах, возле вокзалов и на въездах в город, где можно пересесть на общественный транспорт. 

«У нас муниципальные власти могут построить большой паркинг, но правильно обслуживать и перестроить транспортную ситуацию в районе они не могут. Складывается абсурдная ситуация: строится многоуровневый паркинг, подземный или надземный, но при этом рядом полно мест, где можно поставить машину бесплатно. Это обессмысливает строительство таких объектов и сводит на нет всю работу по освобождению уличного пространства от припаркованных машин. Поэтому, когда мы строим подобный объект, нужно либо запретить парковку вдоль улиц и во дворах, либо сделать её очень дорогой, намного дороже, чем в построенном паркинге», отметил спикер.

И когда человек заезжает в какой-то квартал, он оставляет свой транспорт в квартальном паркинге, а не на обочине дороги или во дворе. 

По мнению Влада Филатова, архитектурно многоуровневые паркинги должны быть интегрированы в застройку. В идеале они должны быть неотличимы от остальной застройки в районе.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости