Спектакль «Безымянная звезда»: любовь не от мира сего

cover Фото Юрия Злобина

Театр «Игра» пробует себя в новом «амплуа», на этот раз – романтическом. К «Собачьему сердцу» и семейному «У ковчега в восемь» добавился спектакль по пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна «Безымянная звезда».

Он – учитель, не поднимающий головы от книг и экономящий на всём. Она – таинственная незнакомка, прибывшая поездом в захолустный городишко из столицы, где проиграла все деньги в казино. Каковы шансы, что между ними что-то может быть?

Михаил Себастьян писал свою «Безымянную звезду» в комичной манере со множеством неуклюжих персонажей и прибауток. В его трактовке встреча этих двоих – милая случайность. Его тёзка Михаил Козаков, снявший в 1978 году фильм по пьесе, придерживался такой же манеры.

А вот режиссёр «Игры» Азамат Абдильдинов взял за основу другую эмоцию. В итоге получилась трогательная и нежная, но всё-таки трагедия. Но не та, где все умирают. Скорее, трагедия людей, которые никуда не вписываются, странно смотрят на мир – и тем самым неожиданно находят утешение друг в друге. Учитель потратил два месячных жалования, чтобы купить старинную книгу. Он открыл звезду, ему нужно убедиться, что она нигде прежде не фигурировала, и ради этого он готов жить впроголодь. Незнакомка же сбежала от богатого любовника и светской жизни, но, оказавшись в глуши, осознала, что совершенно не приспособлена к такому быту. Разве может водопровод не работать по ночам, а пижама быть не из шёлка?

Фото Юрия Злобина

Здесь сразу напрашивается сравнение с безупречным кинодуэтом Игоря Костолевского и Анастасии Вертинской. Совсем рассеянный и неземной учитель из фильма в сценическом исполнении Артёма Горбунова (во втором составе – Галым Болат) становится более приземлённым и понятным, а вот незнакомка – наоборот. У Варвары Сураевой (во втором составе – Камилла Бадельбаева) главная героиня выходит местами слишком капризной и инфантильной. Но при этом воздушной – как и положено настоящей звезде.

Фото Юрия Злобина

Сценически спектакль решён довольно просто. Немного музыки (разве что ночь любви завуалирована танцем главных героев, пусть и наивным), минимум реквизита. Первая треть спектакля и вовсе играется перед закрытым занавесом. Учитывая размеры зала и специфику сцены в театре, актёры едва ли не щёлкают зрителей по носам. За занавес, в жилище учителя, зритель попадает только ближе к середине постановки – до этого нет никаких декораций. Всё вытягивается на актёрской харизме – помимо ведущих исполнителей, нужно отметить Ильнура Бильданова, прекрасно совместившего роли глуповатого начальника станции и заучки-композитора.

Фото Юрия Злобина

Что одновременно пошло спектаклю и в плюс, и в минус – отсутствие попыток его осовременить. Получилась нежная история из прошлого, однако для современного зрителя немного затянутая, особенно поначалу. А вот последняя треть спектакля, напротив, вышла что надо – с появлением того самого богатого любовника (неожиданный, но весьма органичный Рустам Сафаров), чувственными признаниями и болью главного героя. Если в фильме конец сгладили, то сценический главный герой ломается. Он впервые влюбился, но вновь убедился в том, что ни одна звезда не отклоняется от курса.

Фото Юрия Злобина

И хотя любовная линия в «Безымянной звезде» задает тон всей постановке, в той же мере это и история про сумасшедших. В лирическом понимании, конечно же. Про людей, способных отдаваться чувствам и мечтам, неисправимых романтиков. И в таком контексте она смотрится даже убедительнее.

Лента новостей

все новости