Совсем не диснеевская история: король Саудовской Аравии поил дочерей наркотиками и насильно удерживал во дворце

cover Изображение сгенерировано нейросетью DALL-E

Личный врач саудовской королевской семьи Дуайт Бурдик прервал долгое молчание и впервые рассказал журналистам о том, как дочери короля Абдуллы бин Абдул-Азиза Аль Сауда удерживались в заточении и под действием сильных препаратов на протяжении почти двух десятилетий. Подробнее в материале Orda.kz.

Арабская сказка

В середине 1990-х годов врач Дуайт Бердик отправился в Эр-Рияд, чтобы обучать молодых саудовских медиков в больнице, где лечились члены королевской семьи. В то время большинство докторов в Саудовской Аравии были иностранцами, но страна быстро развивалась благодаря увеличению добычи и продажи нефти. Правительство строило современные больницы и запускало программы подготовки местных специалистов.

Бердик откликнулся на одну из таких программ. По его словам, после многих лет работы на скорой помощи в Техасе мужчина искал возможность сменить обстановку и заработать. Переезд в Саудовскую Аравию казался идеальным решением.

Условия работы были превосходными. Когда у его жены Сьюзан диагностировали рак, власти организовали её транспортировку в королевскую больницу, а для проведения гистерэктомии пригласили специалиста из Дании.

Бердик занимался модернизацией системы медицинской помощи для наследного принца Абдаллы ибн Абдул-Азиза, который де-факто правил Саудовской Аравией с 1996 года после инсульта у короля Фахда. Бердик оборудовал резиденции принца, его самолет и яхту для оказания экстренной медицинской помощи, включая реанимационные отделения и специальные машины скорой помощи для бездорожья.

За годы работы Бердик и его жена полюбили Саудовскую Аравию, приняли ислам и сблизились с местными жителями. Когда Абдалла стал королем в 2005 году, Бердик пользовался его доверием и имел свободный доступ в резиденцию, а также мог при необходимости пользоваться личным самолетом монарха.

Бердик считал Абдаллу прогрессивным лидером, открытым к международному сотрудничеству, ведь тот многое делал для укрепления свобод женщин в стране. 

Транквилизаторы, сумасшествие и смерть

Но все изменилось. По его словам, однажды доктора вызвали во дворец в Джидде, где принцесса Хала, одна из дочерей короля, схватила нож и вела себя агрессивно. Вместо принудительного введения успокоительных Бурдик решил поговорить с ней. В беседе Хала рассказала, что она и ее сестры — Сахар, Маха и Джаваер — были заперты на вилле после того, как их мать сбежала в Лондон.

Изучив их медицинские карты, Бурдик обнаружил, что принцессам регулярно давали сильные транквилизаторы. Несмотря на его попытки помочь сестрам и добиться их освобождения, ситуация не изменилась. После смерти короля Абдуллы в 2015 году условия их содержания ухудшились, и контакты с внешним миром были прерваны.

Врач также узнал, что принцессы имели доступ к кокаину, амфетаминам и алкоголю, что ухудшало их состояние. Он пытался убедить руководство позволить сестрам пройти лечение за границей, но его предложения были отклонены.

«Мне говорили снова и снова, что их никогда не выпустят»,  отметил Бурдик.

Принцессам разрешалось иногда посещать магазины под присмотром охранников и общаться с матерью и близкими по телефону и интернету, но в остальном они были изолированы от внешнего мира. 

До 2003 года принцессы вели роскошную жизнь, но всё изменилось, когда король рассердился на их мать, Ануд аль-Файез, за то, что она не родила ему наследника. Сама она смогла убежать в Лондон и развестись, но её дочери оказались в заточении, что некоторые правозащитники считают местью короля за непослушание жены.

После нескольких лет заточения отношения между сестрами ухудшились и их расселили. Американский врач Дуайт Бердик продолжал общаться с Халой, и они стали друзьями, хотя их встречи были ограничены из-за наблюдения. Маха начала страдать от паранойи и проявлять признаки психического расстройства.

В 2014 году мать принцесс дала интервью, обвиняя короля в мучениях дочерей. После этого положение сестёр ухудшилось: им перестали доставлять еду и воду. Бердик пытался им помочь, но его усилий было недостаточно. Принцессы сообщали, что их вилла в плохом состоянии, а сами они подвергаются насилию.

После смерти короля Абдаллы сестры не обрели свободу. В 2021 году стало известно о смерти Халы от «неизвестного хронического заболевания», а позже появилась информация о смерти Махи. Власти не предоставили подробностей о том, что с ними случилось, и о судьбе двух других сестёр. 

Несколько человек, ранее работавшие в королевском дворце, анонимно подтвердили эту историю американской журналистке. 

Доктор Бердик решил выступить открыто, когда узнал о смерти сестер. Несмотря на возможные риски, он решил рассказать всё широкой общественности:

«Я осознавал риски, связанные с критикой саудовского режима — вспомните судьбу Джамаля Хашогги (оппозиционер из СА, убит и расчленен в Стамбуле — прим. авт.) , — но я не боюсь. Я старый человек и однажды умру. Я хочу умереть с чувством, что сделал все возможное»

Читайте также: 

Лента новостей

все новости