«Сначала подумал, что землетрясение»: в суде выступили студенты, которые спаслись при пожаре в Almaty Hostel

cover Коллаж: Orda.kz

28 ноября в Алмалинском районном суде прошло очередное заседание по смертельному пожару в Almaty Hostel. О чём там говорили на сей раз, рассказывает Orda.kz.

В первой половине дня на суде выступили два студента аграрного колледжа, которые жили в одной комнате с погибшим 17-летним Нурдаулетом Айдарханом. В целом они повторили многое из того, о чём говорилось ранее. Например, что не замечали в хостеле огнетушителей, и что не помнят конфликтов между постояльцами.

Однако без новых фактов всё-таки не обошлось. Например, на предыдущих заседаниях представители колледжа заявляли, что студенты нашли этот хостел сами. Они же только приходили контролировать учащихся, при этом указывая, что в хостеле жить им не стоит. 

А вот студенты Асынали Дошим и Нурлыбек Серик показали, что хостел в качестве места проживания им предложили в самом колледже, когда выяснилось, что в общежитии нет мест. 

Кроме этого, как и в прошлый раз, много говорили о сигнализации. Только теперь уже не о том, как её устанавливали, а о том, как она работала.

Например, по словам Асынали Дошима, когда его разбудили во время пожара, он не слышал, чтобы она сработала в подвале, а услышал её только когда они уже выбегали наружу. Впрочем, у него сильно кружилась голова и он даже не запомнил, сам он вышел из хостела или ему помогли выбраться оттуда.

Но, как рассказал Нурлыбек Серик, когда начался пожар, он сначала услышал какой-то гул.

«Сначала подумал, что это землетрясение. Но так как ничего не двигалось, я выглянул в коридор», — рассказал Серик.

В это время, по словам студента, в коридоре уже были огонь и дым, и он начал будить других постояльцев. В том числе Нурдаулета Айдархана, который в итоге выбраться наружу не смог.

Ещё много говорили про матрасы, которые стояли в коридоре. По словам Нурлыбека Серика, он сам участвовал в их разгрузке и складировании в коридоре подвала.

«Они стояли там в два–три ряда, и пройти мог только один человек», — рассказал свидетель.

Во второй половине дня снова были два свидетеля. Первая — бывшая уборщица хостела Бакытжан Смаилова. Правда, не совсем было понятно, зачем её пригласили. По словам Смаиловой, она уволилась из хостела в начале ноября 2023. То есть почти за месяц до пожара. 

Главным же свидетелем заседания 28 ноября стал Серик Молдажанов, замдиректора ТОО «Куса-Халык», владеющего помещением хостела. Судя по настрою адвоката Адильбека Мухамедьярова Асылбека Абдраимова, в суде сегодня планировалось действо подобное тому, что было на позапрошлом заседании. Однако этому было не суждено случиться из-за одной фразы, которую несколько раз произнёс Молдажанов:

«Это не в моей компетенции».

Как объяснил Молдажанов, он курирует процессы аренды и продажи активов «Куса-Халык», а стало быть, все технические вопросы, в том числе касающиеся противопожарного оборудования, его не касаются. 

Как и его коллега из «Куса-Халык» Рашид Касымов, Молдажанов несколько раз повторил, что это было пустое, нежилое помещение. И как нежилое помещение они имели право сдать его под хостел, который тоже относится к этой категории. 

«В зависимости от вида деятельности арендатор помещения должен сам получить все необходимые разрешения и подготовить помещение под этот вид деятельности. В том числе аппаратуру. При аварийной ситуации он должен нас уведомлять», — сказал Серик Молдажанов.

При этом он несколько раз подчеркнул, что в бизнес-деятельность арендаторов они не вмешиваются. 

«Мы не бизнес-партнёры. Мы просто сдаём помещение в аренду», — сказал представитель «Куса-Халык».

Кроме этого, Молдажанов, как и его коллега, настаивал, что согласно договору именно арендатор отвечает за противопожарную безопасность переданного в пользование помещения:

«К тому же, как мне известно, арендатор ранее занимался таким бизнесом и должен был быть осведомлён о том, какие требования предъявляются к хостелам. В нашем понимании он мог под хостел использовать первый этаж, а подвал — под хозяйственные нужды».

Но именно по процессу сдачи в аренду на заседании было много вопросов. Как рассказал Серик Молдажанов, в августе 2023 года «Куса-Халык» сдало это помещение впервые. И первым арендатором стало ИП «Азия», с которым и заключили договор 29 августа 2023. А спустя месяц арендатором стало ТОО «Ала-Хостел». Как рассказал Молдажанов, их компания как владелец помещения просто сменила одного арендатора на другого — «одномоментно», как выразился он. 

«Договор был перезаключён по инициативе ИП. Там просто менялись реквизиты — с ИП на ТОО. Организации были между собой аффилированные. Поэтому мы пошли навстречу», — рассказал Молдажанов.

ИП «Азия», напомним, принадлежит жене владельца хостела и «Ала-Хостел» Адильбека Мухамедьярова — Ботагоз Мухамедьяровой. 

При этом из его слов можно сделать вывод, что сам договор аренды ни с ИП, ни с ТОО он подробно не читал, потому что перед этим документ прошёл согласование несколькими отделами, включая юридический. 

Однако адвокат Асылбек Абдраимов обратил внимание, что по закону владелец помещения при смене арендатора должен выехать на объект. Независимо от того, аффилированные эти организации между собой или нет.

Представители же «Куса-Халык» при смене владельца с ИП «Азия» на «Ала-Хостел» в помещение на улицу Шарипова не выезжали. И, соответственно, не видели, что там уже началась перепланировка.

Как объяснил Серик Молдажанов, их вообще-то должны были письменно уведомить. Но, по его словам, этого не сделали. Хотя адвокат Абдраимов заявил, что его подзащитный соответствующее заявление писал. 

Поинтересовался адвокат Мухамедьярова и показывали ли представители «Куса-Халык» помещение хостела потенциальным покупателям. Потому что на предыдущих заседаниях свидетели говорили, что показывали. 

Молдажанов подтвердил, что такие «смотрины» были — их проводил менеджер по продажам. 

«Он должен был обеспечить доступ в помещение», — сказал свидетель.

А вот видел ли этот менеджер, что в подвале помещения тоже оборудованы спальни, представитель «Куса-Халык» не ответил.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости