Скандал с хиджабами, запрет на съемку и сокращение сроков ответа на запрос — что обсуждали на MediaҚұрылтае?
фото Pixabay.com
Отраслевая конференция журналистов прошла в Алматы. Orda.kz тоже побывала на мероприятии, главным событием которого стало бурное обсуждение проекта закона о СМИ и государственной информационной политике.
MediaҚұрылтай собрал журналистов, редакторов, представителей неправительственных организаций и чиновников разных уровней. В этом году одной из первых дискуссионных площадок для СМИ Казахстана исполнилось 15 лет.
Премия Михаила Дорофеева
Их нового –на конференции решили вручать премию талантливым казахстанским журналистам и назвать ее в честь выдающегося, но рано ушедшего коллеги Михаила Дорофеева. Он 25 лет отдал профессии и считался одним из лучших журналистов и медиаменеджеров страны. Михаила не стало в январе 2021 года из-за инфаркта.
«Премия станет стимулом профессионального роста для всех сотрудников медиаотрасли, поскольку Михаил Дорофеев пользовался абсолютным авторитетом среди всех представителей СМИ и отрасли коммуникаций. На него хотели равняться, его экспертными советами пользовались на самых высоких стратегических уровнях», — отметила Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба.
Лауреатом первой премии его имени стал журналист, кинодокументалист и автор собственного YouTube-канала Лукпан Ахмедьяров. Своей работой он развеял миф о том, что провинциальная журналистика не может равняться со столичной. Ахмедьяров родился, живет и работает в Уральске.
Присутствовать на вручении в отеле Intercontinental он не смог из-за отмененного рейса, но поблагодарил коллег и жюри за признание. Экс-главред газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров известен не только журналистской деятельностью, но и гражданской. Он активно борется за права человека и свободу слова. В своих материалах Ахмедьяров поднимает острые темы, за что неоднократно подвергался нападениям и преследованиям.
Что обсуждали журналисты
На секции «Религия и медиа: язык ненависти или толерантности?» эксперты обсудили тему «хиджабного скандала», стигматизацию по религиозному признаку и журналистскую этику. Представители муфтията посетовали на государственную политику, которая, по их мнению, меняет риторику на язык вражды в отношении внешнего проявления религиозности.
Медиаэксперт Назира Даримбет посоветовала муфтияту стать более открытым для прессы. Редакция Orda.kz, как и другие СМИ, не может не согласиться с коллегой — получить комментарии представителей религиозной организации, в отличие от других конфессий, всегда проблематично.
На MediaҚұрылтае также подняли вопросы развития казахоязычной журналистики. Эксперты отметили, что сейчас происходит бурный рост аудитории, которая потребляет деловой контент на государственном языке.
Закон о СМИ задушит свободу слова или упорядочит прессу?
В рамках MediaҚұрылтая также состоялось заседание Общественной палаты при мажилисе по обсуждению проекта закона «О массмедиа». Отвечал на вопросы представителей отрасли вице-министр культуры и информации Канат Искаков.
Претензии озвучивали два известных политолога — Данияр Ашимбаев и Марат Шибутов, а также представители телевидения и радио и другие общественники.
Много вопросов в новом законе вызывает понятие «аккредитация журналиста». Ее будет проводить Министерство культуры и информации «для удобства» во время посещения госорганов. Президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова считает аккредитацию сотрудников СМИ новым инструментом для устранения неугодных представителей прессы из коридоров власти. Общественницу также смущает норма о праве на личную жизнь публичных фигур, которая запретит их съемку в общественных местах.
«Это необходимо в первую очередь для самих публичных фигур. Потому что те, кто не знает нормы этики и своим поведением дискредитируют не только себя, свою семью, но и госорганы, будут вести себя скромнее. Это, в свою очередь, повысит доверие населения», — сказала Батталова.
Она также предложила обеспечить в новом законе доступ журналистов непосредственно на заседания мажилиса.
Данияр Ашимбаев обратил внимание на отсутствие института хранения данных — как СМИ, так и госорганов, после ликвидации которых исчезают и их официальные сообщения, к которым часто апеллируют представители СМИ. Иногда это заканчивается судами против прессы, а те не могут защититься. Ашимбаев также напомнил, что в стране нет ресурса, где хранились бы все публикации как отражение истории. Политолог также обратил внимание на отсутствие досудебной медиации между СМИ и теми, кого задели публикации — сейчас либо суд, либо требуют публиковать опровержение.
Марат Шибутов предложил провести инвентаризацию казахстанских СМИ, которых сейчас более пяти тысяч, а в реальности работает около одной тысячи. Он также отметил, что в Астане часто говорят о необходимости поддерживать информационный суверенитет страны, при этом у СМИ из-за закона о рекламе все меньше возможностей привлекать средства — реклама алкоголя, табака и вейпов запрещена, при этом создавать контент без денег невозможно.
Страсти по норме 70 на 30
Бурное обсуждение вызывает предложение выдавать контент на государственном языке в теле- и радиоэфире в пропорции 70/30 вместо нынешних 50/50. По мнению представителей ряда телевещателей, они потеряют большую часть аудитории, а также не найдут достаточно казахстанского контента и не смогут переводить иностранный на казахский — потому что невыгодно. В итоге все больше контента будут потреблять из интернета, а традиционные СМИ пострадают, так же как и деловые радиостанции.
Вице-министр Канат Искаков парировал, что доля потребителей контента на казахском растет, поэтому меняются нормы. При этом он порадовал журналистов планами сократить сроки рассмотрения запросов с нынешних семи до пяти дней. Также власти хотят субсидировать телетранcляторов для вещания в приграничных регионах и изменить нормы о государственном информационном заказе — вместо количества и размера публикаций будут учитывать их эффективность и реализовывать их по системе грантов.
Читайте также:
Лента новостей
- «Температурные качели»: скольким населённым пунктам в Казахстане угрожают паводки
- Новый футбольный стадион и репетиция оркестра: что показывали Токаеву в Кызылординской области
- По стопам Назарбаевых: кто и как расхищал китайско-казахстанскую границу на миллиарды долларов
- Человек в серой шинели. Как жил и как умер экс-советник президента Ержан Бабакумаров
- Застал с братом: в ЗКО вынесли приговор мужчине, 19 раз ударившему ножом бывшую жену
- Похитителей девушки в Таразе отправили под домашний арест
- Мужчину, убившего пожилого таксиста в Петропавловске, приговорили к девяти годам тюрьмы
- Шарлапаев в опале: бывший помощник президента лишился всех ответственных постов
- Сад не вырос: в Шымкенте арестовали бывшего главу фонда АПК
- Психически больной мужчина зарезал мать в Алматы
- Новые экоправила Алматы: спасут ли они город от смога
- Спортсмена, по вине которого погиб хоккеист, освободили от наказания в Усть-Каменогорске
- Что происходит на месте убийства Ержана Бабакумарова
- «Люди против, когда их не слушают»: урбанист Жанна Спунер рассказала, что нужно сделать с рощей Баума
- Девушка едва не спрыгнула с 15-го этажа в Астане — видео
- После «масляного» контракта брата Кожамжарова: КТЖ через суд вернула почти 100 миллионов тенге
- Международные организации требуют остановить закон, ведущий Казахстан к культурной изоляции
- Строили молочную ферму без разрешения: компания из ВКО отделалась символическим штрафом
- «Хуторской банды нет» — последнее слово Хасана Касымбаева
- Компания с представительством в Алматы купит зарубежные активы «Лукойла»



