Обанкротившаяся дорожная мафия или причины бездорожья Атырау: кто стоит за плохими дорогами в нефтяной столице?

cover Коллаж Orda.kz

Осенний сезон проверяет дороги в Атырау на прочность. Краш-тест провален, несмотря на ежегодные многомиллиардные затраты. Orda.kz решила выяснить, кто стоит за строительством дорог в нефтяной столице, сколько тратят из госбюджета на «одноразовый асфальт» и при чем тут элита Атырауской области.

Дорога за «рахмет»

В октябре в социальных сетях распространилось видео, на котором жители Атырау обвиняют местный акимат в пустых обещаниях. По словам героев ролика, власти обещали сделать дорогу, но перед этим жителям нужно было снять коллективное видео, где они благодарят акимат за «проделанную работу». В итоге ролик с благодарностью есть, а дороги нет.

«Привезли только гравий и оставили его на улице. Мы сняли (видео с благодарностью — прим. ред.), в итоге никого нет: ни акима, ни замов, которые обещали сделать дорогу. Кто вы после этого? Мягко сказать? Вы — балаболы, вас всех в отставку надо отправить. Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, XXI век на дворе, люди живут в центре нефтяной столицы, а на улицах нет асфальта. Скорая не приезжает на вызовы, потому что дорога плохая»,  говорится в ролике.

В акимате журналистам отчитались, что работы на улицах № 23, № 25 временно приостановлены «из-за отсутствия участков, на которых ведутся работы по снятию старого слоя асфальтного покрытия». Благодарственные видео же комментировать в горадминистрации не стали. 

Состояние дорог — одна из наиболее наболевших тем для атыраусцев. Жители города даже нарекли местный асфальт «одноразовым»

«Дороги как были в плохом состоянии, так и остались. Вроде делают вид, что ремонтируют, но в итоге через год асфальт превращается в волны. Он не выдерживает ни дождя, ни снега», 
 рассказывает Ольга, жительница города.

По ее словам, в близлежащих районах дела обстоят еще хуже. Некачественные дороги оказались бременем не только Атырау, но и всего западного региона страны. 

По данным комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, худшие показатели дорог на 2022 год зафиксированы в Западно-Казахстанской области — около 2500 км дорог (52 %) находятся в неудовлетворительном состоянии, и только 900 км признаны хорошими. На втором месте в антирейтинге — Актюбинская область с 28 % плохих дорог. На третьем — Атырауская область с 27 %.

Атырау / Фото: Ак Жайык
Атырау / Фото: «Ак Жайык»

При этом Атырау считается нефтяной столицей Казахстана, и зарплаты там самые высокие по стране. Согласно данным Бюро нацстатистики, в третьем квартале 2023 года средний заработок атыраусцев составил 602 тысячи тенге, когда средняя заработная плата казахстанцев из других регионов — 350 тысяч.

Деньги есть, а где дороги?

За распределение бюджета на строительство улиц и за их качество отвечает городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог. За три квартала 2023 года ведомство заключило сотни договоров с разными компаниями. Изучая сайт государственных закупок, можно заметить, что основным подрядчиком по строительству дорог выступала компания «Атырауинжстрой-АИС». На ее услуги атырауский отдел транспорта собирается выделить порядка 38 млрд тенге. Деньги пойдут на строительство и реконструкцию ряда магистральных и дорог местного значения.

Скрин с сайта goszakup.gov.kz
Скрин с сайта goszakup.gov.kz

Аналогичная ситуация и в области: управление пассажирского транспорта заключило договоры с той же компанией на сумму почти в 33 млрд тенге. Средства выделили на реконструкцию автомобильной дороги «Индер — Карабау — Миялы — Сагиз» (участок 0-80 км).

Скрин с сайта goszakup.gov.kz
Скрин с сайта goszakup.gov.kz

Но и это не все. Другие госорганы, акиматы сел и близлежащих городов Атырауской области тоже подписали с «Атырауинжстрой-АИС» крупные контракты на текущий год. 

Так, согласно данным сайта госзакупок, только за 2023 год разные ведомства заключали многолетние контракты (шесть основных и 21 дополнительных соглашений) с компанией на сумму почти в 120 млрд тенге. 

Интересно, что контракты чаще всего заключались на основе открытого конкурса, а не «из одного источника», как это часто случается.

Фото из официального сайта
Фото с официального сайта «Атырауинжстрой»

«Атырауинжстрой» занимается дорожным и инфраструктурным строительством в регионе уже 24 года. На сайте компании отмечается, что АИС стояла у истоков дорожного строительства.

«Первый крупный заказ от акимата Атырау компания получила в год основания — 1999-м. Это была улица Нефтепроводников, дорога, идущая от главных городских ворот — железнодорожного вокзала. Спустя 19 лет ей впервые потребовалась реконструкция. Ныне это обновленная улица Баймуханова. Это отличная иллюстрация к вопросу качества работ ТОО "АИС"»,   сообщаетсяна официальном сайте компании.

По сей день ТОО «Атырауинжстрой-АИС» — один из главных победителей крупных дорожных тендеров в стране. Компания — основный подрядчик в строительстве и реконструкции автомобильных дорог, тротуаров, путепроводов не только в Атырау, но и по республике.

Фото из официального сайта «Атырауинжстрой»
Фото с официального сайта «Атырауинжстрой»

В 2018 году компания даже заняла четвертое место в рейтинге крупнейших получателей госзаказа Forbes Kazakhstan.

Заслуженные жители, бывшие депутаты и аффилированные лица: кто стоит за дорожной монополией?

Учредители компании АИС — АО «Алматыинжстрой» и Владимир Пак. 

Фото: Egov.kz
Фото: Egov.kz

Основатели АО «Алматыинжстрой» Бронислав Шин и Серик Оразбаев. Их неоднократно награждали орденами и благодарственными грамотами за заслуги в развитии области. Бронислав Шин удостоен званий заслуженного строителя Казахстана и почетного гражданина Махамбетского района Атырауской области. В 2022 году в честь его отца Шина И Хёна назвали школу в селе Бейбарыс этого же района.

У другого учредителя, Владимира Пака, еще более впечатляющая биография. Он бывший депутат Атырауского областного маслихата, экс-председатель Атырауского филиала Национальной экономической палаты Казахстана «Атамекен» и бывший председатель областного корейского культурного центра «Тхоньиль-Атырау». 

По информации газеты «Ак Жайык», Владимир Пак был тесно связан с экс-акимом Атырауской области Бергеем Рыскалиевым. Издание еще в 2012 году, ссылаясь на свои источники, писало, что Владимир Пак — близкий друг предпринимателя Рустема Алибакасова, зятя Рыскалиева. 

«Друзья делили между собой основные крупные тендеры последних лет»,  писало издание в 2012 году.

В те годы Пак вместе с женой управлял крупными компаниями: ТОО «УС-99» ТОО «МунайКурылыСервис ЛТД», ТОО «Атырау-Полимерстрой», ТОО «Атыраустройпроект» и ТОО «АтырауИнждорстрой».

Бергей Рыскалиев / Фото: uralskweek.kz
Бергей Рыскалиев / Фото: uralskweek.kz

Примечательно, что в том же 2012 году генпрокурор страны Асхат Даулбаев на выездном совещании партии «Нур Отан» в Атырау заявил о нарушениях, допущенных при проведении конкурсов на строительство и ремонт объектов за счет госбюджета. Среди перечисленных компаний фигурировали компании Пака.

«Анализ результатов проведенных госзакупок показал, что все наиболее крупные конкурсы по строительству объектов в течение последних пяти лет выигрывала одна и та же группа аффилированных компаний. Назову лишь несколько: ТОО "Снабойлстрой" выиграла конкурсы на сумму более 20 млрд тенге, ТОО "Атырауинжстрой" — 20 млрд, ТОО "АТГ Курылыс" — 19 млрд, ТОО "АтырауТрансгаз ЛТД" — 16 млрд, ТОО "Центрстрой ЛТД" — 10 млрд и другие. За последние пять лет этой группе компаний предоставлено право на выполнение строительных работ на общую сумму свыше 120 млрд тенге»,сказал генпрокурор.

Тогда в Атырау один за другим арестовывали должностных лиц, так или иначе связанных с бывшим акимом Бергеем Рыскалиевым. В 2015 году более 15 человек получили тюремные сроки. А экс-акиму удалось спрятаться от правосудия в Лондоне.

Фото: Aqorda.kz
Фото: Aqorda.kz

Владимир Пак же в 2020 году получил орден «Құрмет» из рук президента Касым-Жомарта Токаева за социально-экономическое и культурное развитие страны.

Фото: Аis.org.kz
Фото: Аis.org.kz

Кроме Пака, с госструктурой связаны и другие руководители «Атырауинжстрой». Президент компании Константин Шин был депутатом областного маслихата. Гендиректор Адильбек Нурлугужиев известен атыраусцам как первый заместитель акима города, курировавший сферу ЖКХ.

Дочки обанкротились, осталась только мать

У компании «Атырауинжстрой» есть дочерние структуры: ТОО «Торговый дом "АИС"» и управление механизации и транспорта «Атырауинжстрой» (ТОО «УМиТ АИС»). С недавнего времени на плаву осталась только материнская компания, две другие обанкротились друг за другом. Причина — неуплата налогов на общую сумму  более чем 1 млрд тенге. 

ТОО «Торговый дом "АИС"» объявлено банкротом в октябре 2023 года. Решение выносил специализированный межрайонный экономический суд. Компания задолжала государству налогов на сумму больше 553 млн тенге.

В Департаменте юстиции Торговый дом «Атырауинжстрой» зарегистрировали в 2017 году. Вид деятельности — производство бетона.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Оказалось, что и другое дочернее предприятие «Атырауинжстрой» незадолго до этого, в августе 2022 года, стало банкротом. ТОО «УМиТ АИС», занимающееся перевозкой грузового автомобильного транспорта, тоже задолжало стране налогов более 522 млн тенге.

В мотивировочной части приговора суда отмечается, что истец, Департамент госдоходов по Атырауской области, выдвинул требование о признании компании банкротом за «задолженности по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам после принятия всех мер принудительного взыскания в порядке, определенном налоговым и таможенным законодательством РК». 

Срок процедуры ликвидации обеих компаний — девять месяцев.

Фото: Аis.org.kz
Фото: Аis.org.kz

История с банкротством дочерних предприятий АИС вызвала резонанс в обществе. Как компания, чьи дочерние предприятия объявлены банкротами, может продолжать выигрывать многомиллиардные тендеры?

С этим вопросом редакция Orda.kz обратилась в управление по государственным закупкам Атырауской области. В официальном ответе ведомства сообщается, что расторжение договора с компанией происходит в случае выявления одного из нарушений, предусмотренных законом о госзакупках, но банкротство «дочек» к ним не относится.

«Законодательством в сфере государственных закупок не предусмотрено расторжение договоров по причине неуплаты налогов дочерними компаниями».

Теперь без ответа остаются еще два вопроса: как ТОО могли оказаться неплатежеспособными, если материнская структура участвует в реализации многомиллиардных проектов, и что же будет с дорогами? 

В акимате нынешнее состояние дорог оценивают как «хорошее и удовлетворительное».

«На сегодня протяженность автомобильных дорог общего пользования по области составляет 3052 км. Из них дорог республиканского значения — 1125 км, областного и районного значения — 1927 км, из которых 1386 км (72 %) находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии»,ответили в ведомстве. 

При этом в управлении по госзакупкам заверили, что до конца 2023 года планируется довести показатель «хорошего и удовлетворительного состояния» дорог областного и районного значения до 76 %. Будет ли это исполнено — покажет время, а Orda.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости