Долг Казахстана, выход Армении или информационные войны: о какой угрозе странам ОДКБ говорил Тасмагамбетов?

cover Коллаж Orda.kz

Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов восьмого ноября, выступая в Москве на 11-й встрече секретарей Советов безопасности государств — участников СНГ, заявил, что страны ОДКБ находятся под угрозой. Orda.kz решила выяснить, что же грозит странам — участникам, при чем тут информационные войны, а также допустимый выход Армении из организации и деструктивные религиозные течения.

Информационные войны и пропаганда

В ходе своей приветственной речи Имангали Тасмагамбетов заявил о ряде угроз странам ОДКБ на фоне конфронтации глобальных игроков. 

«Ухудшение международно-политической обстановки, усиление конфронтации на глобальном и региональном уровне сопровождается снижением уровня управляемости системой международных отношений. Следствием становится возникновение кризисных ситуаций в точках пересечения геополитических и геоэкономических интересов ключевых игроков. Ситуация усугубляется использованием гибридных технологий, что значительно затрудняет распознавание угроз и установление фактов нарушения национального суверенитета», — заявил Тасмагамбетов.
Фото: belta.by
Фото: belta.by

По его словам, эрозия международного права, снижение авторитета и реального статуса международных организаций формируют новые тенденции деградации обстановки на мировой арене. Это, в свою очередь, негативно влияет на состояние национальной безопасности государств ОДКБ.

«Зона ответственности ОДКБ уже стала местом, где апробируются различные гибридные технологии и формируются серьезные угрозы внутренней стабильности государств-участников Организации», — говорил Тасмагамбетов.
Уразгали Сельтеев / Фото из личного архива
Уразгали Сельтеев / Фото из личного архива

По мнению директора Института Евразийской интеграции Уразгали Сельтеева, под гибридными технологиями Тасмагамбетов имеет в виду политическую пропаганду, исходящую из рупоров глобальных игроков. 

«Я бы не назвал это угрозами, потому что прямых угроз в сторону стран ОДКБ нет. Скорее, у государств-участников есть опосредованные риски с точки зрения влияния геополитической конфронтации на их внутриполитическую ситуацию. Речь идет об информационных войнах между крупными державами, что бьет рикошетом и по странам ОДКБ. Россия, США и Китай, имея мощные пропагандистские машины, продвигают свою повестку на информационные поля наших государств. Тем самым пытаются повышать лояльность к себе и одновременно выстраивать негативный образ своих соперников, не более того», — говорит эксперт.
Коллаж Orda.kz
Коллаж Orda.kz

Он добавляет, что так называемые гибридные технологии могут быть попыткой идеологического влияния, но не представляют угрозы дестабилизации. 

«Я не согласен со словами Тасмагамбетова, когда он обобщает и называет это гибридными технологиями, потому что в таком случае подразумевается, что кто-то из крупных держав имеет цели или умыслы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в странах ОДКБ. Это маловероятно, и такая постановка вопроса больше похожа на преувеличение и излишнее нагнетание. В данном контексте нам важнее учитывать, какие экономические издержки мы понесем в дальнейшем, где в рамках торговых и технологических войн первостепенным идет ухудшение отношений между Вашингтоном и Пекином, а на втором уровне — затяжное геополитическое противостояние между США и Россией».

Члены ОДКБ не могут рассчитывать на защиту организации

 Имангали Тасмагамбетов также отметил, что «противостояние на глобальном уровне неизбежно отражается на региональном и даже субрегиональном уровнях, где обостряются застарелые проблемы и появляются новые».

«Зачастую локальные проблемы имеют столь специфический характер, что ни одна глобальная международная организация не в состоянии ее разрешить. Важно, что эти локальные проблемы могут перерасти в региональные в случае явного или скрытого вмешательства внешних сил, преследующих деструктивные цели. В случае зоны ответственности ОДКБ к таковым можно отнести территориальные споры, проблему границ и приграничные конфликты», — говорил генсек.
Расул Арин / Фото
Расул Арин / Фото: cabar.asia

По словам политолога Расула Арина, под этим Тасмагамбетов имел в виду угрозу выхода Армении из состава ОДКБ.

«По итогом Карабахской войны можно видеть, что такие члены ОДКБ, как Армения, не могут рассчитывать на защиту организации. Главная угроза для ОДКБ сейчас — это выход Армении из состава. Сама организация очень статичная, и выход Армении является наибольшей проблемой для ее структуры и имени, чем вероятная угроза извне».

Говоря о конфликте на Южном Кавказе, Тасмагамбетов акцентировал внимание на том, что проект решения ОДКБ, который был направлен на разрядку ситуации в регионе, не приняли в ноябре прошлого года. Он добавил, что проект также остается в силе в случае достижения консенсуса.

А в качестве позитивного примера решения таких вопросов Имангали Тасмагамбетов привел конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, который, по его словам, «постепенно разрешается — без посредников и благодаря усилиям глав государств».

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

В мае 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян говорил, что вопрос выхода Армении из ОДКБ остается актуальным. Но в начале ноября заместитель главы МИД Армении Паруйр Ованнисян заявил, что в стране не обсуждают выход из ОДКБ. Он добавил, что Ереван продолжает принимать участие во встречах на площадках ОДКБ, СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Деструктивные религиозные течения

Тасмагамбетов добавил, что на южных рубежах зоны ответственности ОДКБ сохраняется опасность распространения террористической активности, нелегальной миграции, а также незаконного оборота оружия и наркотиков.

«Инфильтрация террористических и экстремистских элементов связана не только с крайне сложной обстановкой в Афганистане, но и нестабильностью в приграничных с Афганистаном регионах. Все это дополнительно актуализирует задачу оперативного завершения работы над проектом Целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы».
elorda-din.kz
Фото: elorda-din.kz

Уразгали Сельтеев отметил, что считает уместной обеспокоенность генсека ОДКБ в распространении религиозно-экстремистских течений в регионе. 

«Но я согласен с тем, что распространение религиозного экстремизма является прямой угрозой. Ведь на территории Центральной Азии немало "спящих" ячеек радикальных псевдоисламских течений. Действительно, это не только угрозы, исходящие из Афганистана, но и прилегающих территорий. Но об этой проблеме давно известно. Этим спецслужбы должны заниматься или занимаются без огласки. И силам ОДКБ надо на этом сконцентрироваться. Вместе с тем, члены ОДКБ внутри своих государства должны самостоятельно работать с подобными рисками. Во-первых, в информационной политике надо формировать и управлять своей повесткой, нейтрализуя внешнее влияние. Во-вторых, чтоб люди могли критически распознавать манипуляции и насаждение экстремистских идей, следует системно решать вопросы просвещенности общества. Власти непосредственно должны работать с тем, чтобы в наших странах был достаточный уровень общей образованности, правовой, политической, религиозной культуры», — говорит эксперт.

Для пассивной организации Қаңтар оказался удобным случаем показать себя

Самое интересное заявление генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов приберег на конец своей пламенной речи. Он, воодушевленно рассказывая о ключевых направлениях деятельности ОДКБ, заявил, что «организация доказала свою эффективность в январе 2022 года в ходе купирования кризисной ситуации в Казахстане».

Қаңтар / Фото из пабликов
Қаңтар / Фото из пабликов

По мнению политолога Расула Арина, ОДКБ в первый раз за свою историю проявила активность именно во время Январских событий. 

«Миротворческий трек — это игра слов, чтобы лишний раз напомнить про долг Казахстана перед ОДКБ, которая первый раз за свою историю проявила какую-то активность. Для такой пассивной организации как ОДКБ, Каңтар оказался удобным случаем показать себя, хотя других таких возможностей было предостаточно в регионе и до этого. Плюс повод для ввода войск ОДКБ не был оправданным. Нападение 20 тысяч террористов было нужным нарративом для создания легитимной базы для проведения этой операции».

Эксперт резюмирует, что в случае реальной конфликтной ситуации и опасности ОДКБ вряд ли сможет сыграть миротворческую роль.

Читайте также:

Лента новостей

все новости