Знакомые стальные лица: кто станет новым инвестором «АрселорМиттал Темиртау»?

cover Коллаж Orda.kz

Четвертого ноября первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр на брифинге на тему национализации АО «АрселорМиттал Темиртау» заявил, что правительство Казахстана уже нашло инвестора, который выкупит многострадальное предприятие. Но пока держит его имя в секрете. Редакция Orda.kz решила проанализировать, кто же этот таинственный инвестор и что от него ждет правительство. 

Роман Скляр на брифинге признался, что будущий инвестор обещал решить социальные вопросы и вопросы промышленной безопасности на предприятии. 

«Мы все видим, что происходило в вопросах управления персоналом: скандалы, различные коррупционные проявления, воровство и все, что с ним связано, приводит к таким последствиям. Мы длительное время ставили инвестору вопрос: либо он вносит инвестиции, либо он должен уйти и предприятие не должно в таком состоянии находиться. Сейчас новый собственник, отечественный инвестор, обещает, что социальные вопросы, вопросы промышленной безопасности, экологические вопросы будут решены», — добавил Скляр.

Планы у правительства с потенциальным инвестором более чем амбициозные. Ведь упомянутые Скляром проблемы на предприятии не могут решить практически с момента основания в 1995 году.

Плата за уход: сколько должен заплатить секретный инвестор за уход Лакшми Миталла?

Претенциозными стали и требования правительства к новому инвестору. После завершения сделки купли-продажи собственник должен:

  • инвестировать 1,3 млрд долларов в течение ближайшего года и 3 млрд долларов в течение 3-5 лет;
  • выполнять график по инвестированию в промышленную безопасность;
  • расширить ассортимент продукции, поскольку, по словам Скляра, сейчас АМТ выпускает два вида продукции;
  • сохранить рабочие места;
  • развивать вокруг АМТ другие производства, малый и средний бизнес, которые бы работали на долгосрочных контрактах и «помогали» экономике.

Больше всего смущают так называемые “залповые инвестиции”, первоначальный взнос которых составит 1,3 млрд долларов. Сумму озвучил премьер-министр Алихан Смаилов первого ноября. Он уверял, что эти средства пойдут на “необходимый ремонт”.

После заявления Смаилова возникли два резонных вопроса: кто может обеспечить такие инвестиции и неужели на ремонт понадобилась такая астрономическая сумма? 

Роман Скляр / Фото: gov.kz
Роман Скляр / Фото: gov.kz

Ответ на этот вопрос озвучил Роман Скляр на пресс-конференции с журналистами:

«Иностранный инвестор, который долгое время владеет этим предприятием, продаст свои активы отечественному инвестору. Сейчас мы не можем сказать название этой компании, в свое время вы узнаете, потому что сейчас идут между ними переговоры», — говорил Скляр.
Часть этой суммы не что иное, как плата за активы Лакшми Миттала. То есть за уход «стального короля» потенциальному инвестору придется еще и заплатить немалые деньги. 

Буквально в августе этого года, когда зашла речь о возврате предприятий "АрселорМиттал Темиртау" в собственность Казахстана, прозвучала такая сумма: Лакшми Миттал готов уступить свои активы государству за 1,8 миллиарда долларов. Можно предположить, что эту сумму сбивали, торговались и в итоге с учетом ремонтных работ снизили до 1,3 млрд долларов.

Параллельные прямые: кто может стать инвестором АМТ?

Если правительство требует от будущего собственника немедленных миллиардных выплат, то нужно искать инвестора в списках миллиардеров. А их в Казахстане не так уж и много. В списке самых богатых бизнесменов Казахстана по версии Forbes их семеро:

  • Владимир Ким – $ 4,6 млрд, металлы и финансы;
  • Тимур Кулибаев – $ 4,3 млрд, диверсифицированный бизнес;
  • Динара Кулибаева – $ 4,3 млрд, диверсифицированный бизнес;
  • Вячеслав Ким – $ 3,6 млрд,  финтех и диверсифицированный бизнес;
  • Тимур Турлов – $ 3,1 млрд, финтех;
  • Булат Утемуратов – $ 2,7 млрд, диверсифицированный бизнес;
  • Семья покойного миллиардера Алиджана Ибрагимова – $ 1,32 млрд, диверсифицированный бизнес.

Но, по мнению экспертов, ни один из так называемых претендентов не подходит на роль инвестора «Кармета» и карагандинских шахт.

«Не в обиду будет сказано гениальным планам правительства, но ни "Казахмыс", ни "Казцинк", ни даже Иван Сауэр и тем более ни Тимуры (Кулибаев и Турлов) не годятся в инвесторы. Пусть даже при поддержке "Северстали". Ни у Владимира Кима, ни у Кулибаева, ни даже у Турлова нет денег в сумме 1,3 млрд долларов для "залповых" инвестиций», — считает финансист Расул Рысмамбетов.
Расул Рысмамбетов / Фото с личной страницы Facebook
Расул Рысмамбетов / Фото из личного аккаунта в Facebook

В пресс-службе Freedom Holding Corp сообщили корреспонденту Orda.kz, что "никаких переговоров о возможной покупке предприятия Тимуром Турловым не велись и не планируются".

Ранее в еженедельном обзоре главный редактор Orda.kz Гульнара Бажкенова провела анализ личности семерых миллиардеров из списка Forbes, чтобы выявить наиболее подходящую кандидатуру. 

Она отметила, что среди них есть ряд лиц, приближенных к бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, и учитывая нынешнее политическое настроение, трудно представить их в качестве инвесторов АМТ.

«Владимир Ким — это "Казахмыс" и особая деловая связь с Назарбаевым. Трудно представить, что новые власти могут ему предложить, а он может согласиться. Тимур Кулибаев как и следующая за ним Динара Кулибаева — тоже маловероятно. Они — члены семьи первого президента, тут политика никак не бьется с экономикой. Да, и металлургия не входит в их интересы», — заявила Бажкенова.
Скриншот обзора Orda.kz
Скриншот обзора Orda.kz

По мнению Бажкеновой, три других миллиардера — Вячеслав Ким, Тимур Турлов и Булат Утемуратов слишком далеки от шахт, в отличие, например, от семьи Ибрагимовых.

«Денег у них маловато: всего 1,3 млрд долларов, но Ибрагимовы — часть "Евразийской группы". Во-первых, денег у всей группы хватит. А во-вторых, это близко им и их деловым интересам. Металл, шахты — это то, чем они занимаются с 90-х годов. Самая крупная угледобывающая компания — "Шубарколь", а это Александр Машкевич и "евразийцы". Даже по бизнесовым цепочкам — "Кармет" с шахтами им будет не чужд, еще один бриллиант в короне не лишний».
50 богатейших бизнесменов Казахстана - 2023 / Скрин: Forbes
50 богатейших бизнесменов Казахстана - 2023 / Скрин: Forbes

Мукадасхан Ибрагимова и её четыре сына (Достан, Даврон, Шухрат и Фурхат) владеют 20,7% Eurasian Resources Group, Александр Машкевич — 20,7 %, Патох Шодиев — 18,6 %, и самый большой пакет находится у правительства РК — 40 %.

В случае, если новым инвестором будет ТОО «Евразийская Группа», значит, правительство, вопреки словам Смаилова, все-таки будет участвовать в модернизации АМТ.

Временный игрок на поле

Несмотря на то, что споры и предположения вокруг потенциального инвестора многострадального предприятия не прекращаются, по мнению политолога Данияра Ашимбаева, это лишь ход правительства, чтобы выиграть ситуацию и время.

«По политическим соображениям, скорее всего в АМТ будет временный инвестор, который выполнит обязательства и перед правительством, и перед прежним владельцем. А на втором этапе уже будет другой собственник, готовый к работе. Я не думаю, что сейчас речь идет о фигуре, имеющей отношение к металлургии, кого-то лишь временно вводят на поле, чтобы политически выиграть ситуацию», — говорит эксперт.
Данияр Ашимбаев / Фото взято со страницы Facebook
Данияр Ашимбаев / Фото из личного аккаунта в Facebook

Ашимбаев добавляет, что в Казахстане нет бизнесменов, специализирующихся в сфере сталелитейной промышленности, поэтому правительство не могло так быстро найти кандидата на долгосрочную перспективу. 

«Стальное производство — сфера очень специфическая. На данный момент опыта в ней практически ни у кого нет. Скорее всего, инвестор окажется промежуточным. Это может быть либо структура "Самрук-Казына" или же кого-то из списка Forbes озадачат необходимостью на время выступить первоначальным инвестором», — говорит эксперт.
Арман Бейсембаев / Фото из личного аккаунта в Facebook
Арман Бейсембаев / Фото из личного аккаунта в Facebook

 Финансовый аналитик Арман Бейсембаев тоже считает ФНБ «Самрук-Казына» и миллиардеров из Forbes кандидатами на роль потенциального инвестора АМТ. Однако эксперт добавляет, что в нынешних реалиях кем будет собственник – не столь важно.

«У нас в стране олигархи считаются таковыми, потому что им это позволяет государство. Это наемные менеджеры от государства, поэтому кому скажут взять АМТ под свое крыло, тот и возьмет. У них нет вариантов отказаться. Поэтому разницы в том, кем будет инвестор и хватит ли у него средств на финансирование — нет. Если не хватит, опять же выделит государство. Но как отреагирует общество — другой вопрос», — считает Бейсембаев.

Вся надежда на иностранцев?

Мнение Ашимбаева о специфичности сферы поддерживает и финансист Расул Рысмамбетов. Он также добавляет, что для «АрселлорМиттала» нужны два инвестора: стратегический и управляющая компания. Однако в качестве операционного инвестора, по мнению эксперта, никто из казахстанских бизнесменов не подходит, но вот иностранные компании могут стать достойными кандидатами.

«Инвесторами могут быть китайцы (Baosteel), американцы (US steel Corp), индийцы (Tata steel), россияне (Новолипецкий металлургический комбинат или "Северсталь"). Могут японцы попробовать. Операционная компания должна быть не просто с деньгами, а с экспортной историей», — говорит эксперт.
Фото: inbusiness.kz
Фото: inbusiness.kz

Но Арман Бейсембаев считает, что западные инвесторы в «АрселлорМиттал Темиртау» напрямую заходить не будут. Причина, по его мнению, кроется в политкорректности.

«Любой западный инвестор, который сюда зайдет, подвергнется критике со стороны зеленых активистов. Через структуры и фонды еще могут прокредитовать или инвестировать, но напрямую заходить не будут. Это противоречит их экологической повестке. Я больше склоняюсь к тому, что будущими инвесторами окажутся россияне, так как они расширяют сферу влияния в Казахстане», — говорит финансовый аналитик.

Однако на брифинге четвертого ноября Роман Скляр неоднократно повторял, что инвестор точно будет не из России и аффилированные с этой страной лица не войдут в руководящий состав АМТ. 

Но Бейсембаев уверяет, что это вполне вероятный исход событий. 

«У нас не существует сфер, где не было бы российских денег. Поэтому вопрос когда они зайдут и в эти активы — это лишь вопрос времени», — заявил Арман Бейсембаев.
Фото: dknews.kz
Фото: dknews.kz

Но кто бы ни стал новым владельцем нынешних активов «АрселорМиттал Темиртау», именно ему придется разгребать гигантский террикон созданных за 28 лет проблем. 

Ведь многострадальная история с «АрселорМиттал Темиртау» — это не про большие деньги, а про 1,3 млн населения Карагандинской области, которое так или иначе зависит от предприятия.

Читайте также:


 

Лента новостей

все новости