Временная мера? Есть ли смысл оставлять активы АрселорМиттал Темиртау в собственности государства?

cover Коллаж: Orda.kz

Процесс передачи казахстанских активов компании «АрселорМиттал» в пользу Республики Казахстан вышел на финишную прямую. Судя по заявлениям руководства страны, это и так бы произошло, условно, до конца года. Об окончательном решении этого вопроса заговорили ещё после августовской трагедии на шахте «Казахстанская». ЧП на шахте им. Костенко только ускорило этот процесс.

Но как именно будет проходить национализация – до сих пор не совсем ясно. Да и решит ли она огромную гору проблем шахт, рудников и «КарМетКомбината»? Orda.kz изучила мнение экспертов по этому поводу. 

Продаю задёшево

Когда в августе этого года зашла речь о возвращении предприятий «АрселорМиттал Темиртау» в собственность Казахстана, прозвучала такая цифра: Лакшми Миттал готов уступить свои активы государству за 1,8 миллиарда долларов. Это при том, что 28 лет назад он потратил на покупку казахстанских предприятий в разы меньше. Даже с учётом возможных коррупционных схем, о которых говорят всё больше людей. 

Сколько в действительности Миттал отдал за «КарМетКомбинат», достоверно неизвестно до сих пор – договор засекречен. Но иногда данные всё-таки просачивались. Чаще всего звучит цифра 225 миллионов долларов. В частности, она фигурирует в статье  портала InBusiness от 2019 года, где опубликованы копии некоторых документов, связанных с той сделкой. Называют её и другие источники. При этом уточняя, что реальную стоимость комбината занизили как минимум в 20 раз. Так, политик и бизнесмен Булат Абилов в интервью Orda.kz для сравнения приводит сумму, за которую тот же Миттал спустя 10 лет купил металлургический комбинат в украинском Запорожье. 

«В 2005 году после Оранжевой революции в Украине у зятя Кучмы Пинчука забрали комбинат «Запорожсталь» и выставили на аукцион. Её купил Миттал на аукционе за пять миллиардов долларов. Вот что реально стоил «КарМетКомбинат», – говорит Абилов.
Лакшми Миттал. Фото: Лига.net

 Согласно не раз звучавшей версии, покупка комбината в Темиртау по заниженной стоимости стала возможной благодаря взятке, которую Миттал дал Нурсултану Назарбаеву. Суммы звучали разные. Покойный Рахат Алиев в своей книге «Крёстный тесть» называл сумму в 50 миллионов долларов и 50% акций комбината. 

В статье BBC News, вышедшей ещё в 2002 году, фигурирует сумма в 100 миллионов долларов. Её называет бывший топ-менеджер компании Миттала Йоханнес Ситтард. По его словам, они передали 100 миллионов долларов представителям Патоха Шодиева за помощь в покупке металлургического комбината в Казахстане. 

О том, что условием передачи «КарМетКомбината» была взятка, говорит и Булат Абилов. Его компания «Бутя» вместе с австрийской Voestalpine некоторое время управляла «КарМетКомбинатом» и потенциально именно она могла стать владельцем предприятия.  

«Я подтверждаю: с меня просили деньги, с меня просили долю. Я сказал: «Нет, это невозможно». Просил её человек, который входил в топ-3, топ-5 нашей страны», – говорит Абилов, не называя фамилий. 
Булат Абилов. Фото: Orda.kz

Льготные условия  

Позже Лакшми Миттал приобрёл в Казахстане рудники, те самые карагандинские шахты – они важны для производства кокса, а также энергетические предприятия Карагандинской области, выстроив тем самым вертикальное интегрированное производство. Во сколько обошлись эти сделки, как и в случае с металлургическим комбинатом, неизвестно. Но есть версии, что стоимость шахт, рудников и энергообъектов тоже была заниженной. 

 Но кроме невысокой цены, компания Лакшми Миттала получила ещё и несколько льгот. Всё в той же статье делового издания InBusiness говорится, что сумму эту инвестор выплачивал частями в течение четырёх лет. То есть фактически уже деньгами, которые были получены с доходов комбината в Темиртау. К тому же компания «Испат Кармет», которая позже стала частью «АрселорМиттал», получила возможность использовать инфраструктуру Казахстана по минимальным тарифам. 

«КарМетКомбинат». Фото: Matriza.kz 

 Но, возможно, самое удивительное кроется в договоре, который приводится в статье. Там добавлен пункт – штрафы, наложенные на компанию, не должны превышать 200 миллионов тенге. Всё, что свыше – Митталу должно возмещать государство Казахстана. А штрафов этих было не просто много, а очень много. Только с ноября 2022 года назывались такие суммы: 1,2 миллиарда, 1,3 млрд, 5,8 млрд тенге. И это только за 12 месяцев, а Миттал присутствовал в Казахстане 28 лет! 

Указанные цифры в целом характеризуют то, как работал «АрселорМиттал Темиртау». Компания регулярно нарушала налоговое и экологическое законодательства, не говоря уж о требованиях к модернизации. Число нарушений на объектах АМТ исчисляется тысячами. Замруководителя департамента комитета промышленной безопасности МЧС по Карагандинской области Арман Абылкасымов приводит такие цифры: 

«За девять месяцев этого года было проведено 11 проверок, выявлено 1 434 нарушения, направлено 110 исковых заявлений о приостановке 101 опасного производственного объекта и технического устройства. Сейчас по семи искам остановлен 31 объект».

Платить или не платить? 

С таким вот «наследством» объекты «АрселорМиттал Темиртау» переходят в собственность Казахстана. И, в частности, именно это вызывает разногласие экспертов насчёт того, какой должна быть национализация.

Юрист и мажилисмен Марат Башимов высказал такое мнение: 

«Очевидно, что к процессу расторжения договоров необходимо подходить хладнокровно, без эмоций и в строгом соответствии с законодательством и международными обязательствами Казахстана. Разрыв действующих инвестиционных договоров в одностороннем порядке без соответствующего соглашения с инвестором и тщательной юридической проработки этого вопроса несёт в себе большие риски».

Башимов считает, что эти риски могут быть в том числе и репутационными, они могут повлиять на инвестиционную привлекательность. 

По мнению Булата Абилова же, действовать по отношению к «АрселорМиттал» нужно строже. Как минимум ничего Лакшми Митталу не платить. 

«Нужно ещё с него взыскать! Будь я одним из руководителей, я бы так и сказал: «Дорогой Миттал, ты не платил экологические налоги, ты не платил толком налоги с производства, ты экономил на технике безопасности! Как бы это цинично ни звучало, но жизнь каждого горняка и металлурга нужно оценить в конкретную сумму». И сказать: «Конечно, это не компенсирует жизни этих людей, но для той же безопасности это будет возвращено народу Казахстана», – считает Абилов.

По его мнению, на инвестиционной привлекательности это на самом деле не особо отразится, потому что она у Казахстана и так не особо высока. 

«Инвестиционный климат создаётся не этим. Он создаётся прозрачностью экономики, открытостью, верховенством закона, политической системой», –  говорит Булат Абилов. 

А если компания Миттала не согласится с такими условиями, то, как считает Абилов, вопрос можно решить в судебном порядке. 

Но другие эксперты вспоминают о негативном опыте недавних судов с молдавскими миллиардерами Стати, на тяжбу с которыми потратили огромные суммы. А авторы Telegram-канала «Всемирное шежіре» считают, что если активы АМТ просто отобрать нахрапом, то это может иметь и экономические последствия. 

«Отжать» актив просто так нельзя, даже если к владельцу накопилась масса вопросов. В случае грубой национализации пойдут судебные иски, а возможно, и санкции – вплоть до запрета на продажу продукции «КарМета» (а арбитраж и юристы крупного холдинга могут это устроить) за рубеж (что станет концом гиганта). Если же проводить всё в белых перчатках, то возникает вопрос цены – а потянет ли бюджет и «Самрук-Казына» стоимость предприятия?» – сообщается в Telegram-канале

К слову, о юристах. Как стало известно Orda.kz, в сделке по национализации представлять интересы  «АрселорМиттал» будет крупная юридическая компания из Лондона, а Казахстан – министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев. Он, конечно, тоже бывший британец, но всё-таки не топовый юрист. 

Опять инвестора искать 

Вопрос, кто должен владеть почти бывшими активами АМТ – ещё одна непростая тема. Большинство экспертов сходится во мнении, что национализация — это временная мера и оставлять предприятия в собственности государства – не самая лучшая идея. 

«В нашем случае в Казахстане просто нет опыта управления такой промышленной махиной. Если нужные компетенции когда-то и были, сейчас их и след простыл», – пишет «Всемирное шежіре».

По мнению Булата Абилова, руководству Казахстана можно найти иностранных инвесторов, но авторитетных, а не таких, каким в 1995-м году был Миттал. 

«Сейчас нужно провести аудит, прежде всего технический, на безопасность, чтобы не было больше взрывов. Провести финансовый аудит, экономический аудит. И понять, что из себя представляет компания «АрселорМиттал» в Казахстане. После этого объявить международный аукцион. Нужно привлекать мировые металлургические компании с именем. Никаких российских подсанкционных компаний, никаких движений под столом. Всё должно быть прозрачно», – говорит Абилов.

При этом, по мнению бизнесмена, активы АМТ стоит разделить и искать отдельных инвесторов на металлургию, на угольные шахты и на энергетические объекты. А пока нового инвестора нет, Абилов предлагает во главе предприятий АМТ поставить кого-то из опытных казахстанских управленцев. 

Но кто бы ни стал новым владельцем нынешних активов «АрселорМиттал Темиртау», именно ему придётся сделать то, чего 28 лет почти не делал Лакшми Миттал – модернизировать всё, что принадлежало индийцу из Люксембурга. Потому что используемое на металлургическом комбинате, на шахтах и рудниках оборудование часто ещё советского производства. По той же шахте им. Костенко Арман Абылкасымов приводит такую цифру – 60% оборудования имеет полный амортизационный износ.

После Лакшми Миттала остаётся гигантский террикон созданных им проблем. И найдётся ли тот, кто готов будет его разгребать?

Читайте также: 

Лента новостей

все новости