Ситуация с рынком вейпов в Казахстане стала неконтролируемой — директор по коммуникациям ФМК Олжас Бибанов

cover Фото: Orda.kz

О тему запрета вейпов в Казахстане сломаны тысячи копий. В стране есть как яростные сторонники, так и противники. Государство скорее можно отнести к тем, кто поддерживает запрет. В конце января парламент принял закон, запрещающий в РК продажу вейпов. Но пока документ не подписан президентом, он не вступил в силу. А значит и споры о его правильности не утихают. 

На этом фоне Orda.kz поговорила с представителем табачной отрасли — директором по коммуникациям в «Филип Моррис Казахстан» Олжасом Бибановым. 

Полную версию интервью смотрите в ближайшее время на нашем канале в YouTube

Orda.kz: Сейчас идут большие дебаты между сторонниками и противниками запрета вейпов. Какая позиция у вашей компании? 

Олжас Бибанов: Позиция «Филип Моррис» такова: вейпы относятся к бездымной продукции, то есть в них исключён процесс горения. Там, где есть горение – это сигареты, кальяны, вместе с дымом выделяется очень много вредных химических веществ. Около 6000. А там, где горения нет, их содержание в разы меньше. Например, в продуктах «Филип Моррис» таких продуктов на 95% меньше. Так что вейпы – это менее вредная альтернатива сигаретам. 

Orda.kz: Стоит ли их тогда запрещать?

Олжас Бибанов: Ситуация с продажей вейпов на казахстанском рынке стала неконтролируемой. И по этому поводу и родители, и общество в целом, и госорганы бьют тревогу. Если говорить о продукции «Филипп Морис», то перед тем как попасть на рынок, продукт проходит многолетнюю процедуру оценки. Начиная с научного обоснования. Потребители и регуляторы имеют право знать всё о продукте. Поэтому продукция «Филип Моррис» проходит несколько этапов оценки. В соответствии с многолетней практикой фармацевтической отрасли мы также проводим свои исследования, которые соответствуют мировым стандартам. Они называются «стандарт практико-лабораторных испытаний» и «стандарт практико-клинических испытаний». Сначала мы проводим лабораторные испытания нашей продукции. После этого мы проводим клинические испытания на взрослых курильщиках, чтобы убедиться в том, что эта продукция имеет некий эффект на их здоровье в виде того, что в сравнении с обычными сигаретами снижается вред для организма. И третий немаловажный шаг – наша компания проводит мониторинг того, как продукция продаётся на рынке. Нам нужно удостовериться, что она не попадает, во-первых, к детям, подросткам и вообще людям до 21 года, согласно законодательству Казахстана. Во-вторых, к тем, кто никогда не курил. В-третьих, к тем, кто уже бросил сигареты и им уже нет смысла возвращаться к никотину. 

Orda.kz: Антитабачные активисты заявляют, что против запрета вейпов выступает «табачное лобби». При этом и ассоциация вейперов считает, что к запрету приложили руку «табачники». Так кто же прав? 

Олжас Бибанов: По старой традиции в нашей стране во всех бедах принято винить некое «табачное лобби». Но проблема продажи вейпов несовершеннолетним в Казахстане существует не первый год. Вейпы продаются достаточно давно, с 2015 года. Этого времени хватило бы как общественникам-активистам, так и продавцам, чтобы привести продажи в соответствие с нормами закона.

Orda.kz: Минздрав РК приводит цифры по использованию вейпов детьми. Там говорят, что в Казахстане практически 10 % подростков с 11 до 15 лет курят вейпы. У вас есть какая-то статистика? 

Олжас Бибанов: Так как в Казахстане «Филип Моррис» не продаёт вейпы, мы такую статистику не ведём. Но думаю, что цифры Минздрава соответствуют действительности. Насколько я знаю, Минздрав берёт цифры из своего исследования, которое проходило в 2019 году. Я даже смею предположить, что цифры могут быть несколько больше. Учитывая общий рынок вейпов, сколько их в страну завозится, то значительную часть потребителей составляют, в том числе, и дети. 

Лента новостей

все новости