Школу для одарённых детей «Бобек» превращают в инклюзивную. Родители против

cover Фото Orda.kz

В редакцию Orda.kz обратились родители учащихся образовательного центра «Бобек». Они крайне встревожены планами Минпросвещения по превращению школы в инклюзивную. Кроме того, некоторые из них считают, что реорганизация школы — это хитрый план по отчуждению её шикарной территории, сообщает Orda.kz. 

Территория «Бобека» на улице Байкенова / фото Orda.kz

Центр «Бобек» был основан в 1997 году Сарой Назарбаевой и официально был направлен на физическое оздоровление детей, их духовное развитие и образование. В 2001 году Сара Назарбаева инициировала проект нравственно-духовного образования «Самопознание». Финансировался центр из республиканского бюджета. Обучение в нём было и остаётся бесплатным. Но есть нюансы: родители платят за питание и развозку. В месяц на это уходит около 60–70 тысяч тенге. 

7 августа 2024 года на сайте «Открытые НПА» появилось постановление о реорганизации республиканского государственного казённого предприятия «Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек"» Министерства просвещения Республики Казахстан. 

Скриншот с сайта «Открытые НПА»

 В тексте проекта говорится следующее: 

«Исследования показывают, что инклюзивность в образовании позволит достичь улучшения успеваемости. В этой связи предлагается преобразовать Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр "Бобек" в Национальный научно-практический центр непрерывного инклюзивного образования (далее — Центр) и при нём создать Институт исследований инклюзивного образования, который станет генератором инновационных разработок и внедрения технологий обучения и сопровождения для всех детей». 

Этот проект вызвал крайне негативную реакцию у множества родителей учеников «Бобека». Но он не был отозван. 

Скриншот с сайта «Открытые НПА»

Большинство родителей не захотело давать комментарии. Как они пояснили, из-за страха, что их детей в отместку могут выгнать из школы. Однако мама ученика 3 «Б» класса, Алия Барлыбаева, согласилась говорить открыто и объяснила, почему она категорически против инклюзии. 

Фото Orda.kz
«Безусловно, для особенных деток нужно выстраивать инфраструктуру, и все дети без исключения вправе получать образование, но почему это должно быть в ущерб нашим деткам? Кто мне даст гарантию, что с моим ребёнком не случится ничего? Например, был случай в Астане, когда школьник ручкой убил одноклассника. А позже выяснилось, что это был "особенный" ребёнок. Государство сможет обеспечить всех детей тьютерами? Будет ли качество образования на том же уровне? На эти вопросы у нас нет ответа от МП, как нет и гарантии безопасности наших детей, это уже на второй встрече озвучила представитель МП», сказала Алия Барлыбаева.
Фото Orda.kz

Женщина боится (и в этом её поддерживают другие родители), что после того, как школу «Бобек» сделают инклюзивной и туда якобы начнут принимать детей с отставанием в развитии, родители «норматипичных» детей начнут переводить их в другие школы. Учеников останется намного меньше, и чиновники решат, что небольшой инклюзивной школе такая большая территория ни к чему, переведут её в другой район, а территорию «Бобека» отдадут под застройку. Или оставят здесь же, но часть земли всё равно отберут. Поэтому Алия Барлыбаева разместила петицию против реорганизации на электронном портале.

Фото Orda.kz

Алия Барлыбаева напомнила, что раньше у центра «Бобек» было две территории. Одна (нынешняя) располагается по адресу Байкенова, 44. Другая — где базировался колледж самопознания «Бобека», по адресу Аскарова, 47. Пару лет назад участок на улице Аскарова у Бобека отобрали. По одной версии — для ремонта, по другой — для того, чтобы передислоцировать туда какую-то школу-интернат. Но почти все постройки, которые там были, снесли, и что там будет дальше, неясно. 

Территория «Бобека» на улице Аскарова 11 сентября 2024 года / фото Orda.kz

Алия уверена, что если школа нуждается в преобразовании, в трансформации, реорганизации, то её лучше всего превратить в школу с экологическим или научно-ботаническим уклоном. Потому что для этого уже созданы почти все условия: обширная незастроенная территория в экологически относительно благополучном районе, роща, фруктовый сад, теплица, компетентный персонал. 

Либо же превратить её в школу с астрономическим уклоном, так как при центре есть собственная обсерватория. Раньше там постоянно проводились международные конкурсы. Её несколько лет назад прикрыли из-за проблем с финансированием, но при желании её можно оперативно расконсервировать.

Обсерватория / фото Orda.kz

Однако президент общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалинова-Яковлева придерживается противоположной точки зрения. Она подчеркнула, что по законам каждая казахстанская школа должна быть инклюзивной. И инклюзивность — это не обязательно наличие в школе «особенных» детей, но это готовность школы работать с такими детьми с особыми образовательными потребностями. И к ним относятся не только дети с инвалидностью, но и вполне нормотипичные дети, которые испытывают трудности в учёбе или в общении с другими детьми или взрослыми в силу социальных, семейных, сугубо индивидуальных, медицинских факторов. Эти трудности могут быть большими или маленькими, временными или постоянными.

Теплица / фото Orda.kz
«Количество детей с особыми потребностями растёт, закрывать на это глаза мы не можем. И во всём мире инклюзия — это знак качества. И такая вот инклюзия — единственный путь развития человечества. Эту инициативу Минпросвещения я оцениваю вполне позитивно. И считаю, что качественная подготовка педагогических специалистов и правильный диалог с родителями убедят их, что никакой опасности нет. Потому что инклюзивное образование — это индивидуальный подход, это умение работать по группам, это учёт потребностей каждого ребёнка, в том числе одарённых детей, это передовые образовательные технологии, это наличие ассистентов у педагога. Так что здесь нет никакого риска. Тут всё дело в профессионализме», — сказала Салтанат Мурзалинова-Яковлева.  
Центральный корпус «Бобека» / фото Orda.kz

Инклюзивность также очень важна для нормотипичных детей. Так как, например, при поступлении куда-то за границу их спрашивают: «Как вы относитесь к инклюзивности, к людям, не похожим на вас?» Мир идёт к интеграции людей с особенностями развития в социум, в рынок труда, даже в спорт. Вспомните хотя бы Паралмпиаду. И пока весь мир идёт к принятию многообразия, наши граждане говорят: «Нет, мы не хотим находиться с такими людьми в одном пространстве». Родители, конечно, переживают, что всё поменяется, будет не так, как раньше. Но если в «Бобек» зайдёт профессиональная команда, то всё может стать только лучше, добавила Салтанат. 

 Фото Orda.kz

Корреспондент Orda.kz посетил центр «Бобек» и поговорил с его директором — Гульнарой Касеновой. Она рассказала, что на сегодня представляет собой центр и каким был его изначальный замысел. 

Фото Orda.kz

«Бобек» создавался как реабилитационный центр для оздоровления детей-сирот и детей из малоимущих и многодетных семей. Потом здесь открылись детский сад, гимназия и колледж. 

Отделение робототехники / фото Orda.kz

Первые классы гимназии «Бобек» формируются из воспитанников детского сада «Бобек». Добор ведётся на свободные места по праву первой очереди. Администрация школы размещает объявление на сайте и принимает кандидатов, первыми подавших заявления. 

Фото Orda.kz

«Долгое время "фишкой" школы "Бобек" была Программа нравственно-духовного образования "Самопознание". Предмет "Самопознание" — уникальный национальный проект, который внёс большой вклад в развитие нашего образования, я считаю, что он был главным предметом, на базе которого закладывался нравственный фундамент личности ребёнка», — сказала Гульнара Касенова.

Фото Orda.kz

Этот предмет с 2009 года преподавали во всех школах Казахстана, а «Бобек» был научно-методическим центром, где создавались учебники, методические пособия, художественная литература по нравственно-духовному образованию, разрабатывались методики и технологии воспитания на основе общечеловеческих ценностей. Педагоги всей страны здесь проходили курсовую подготовку. Однако с сентября 2022 года самопознание убрали из школьной программы, и гимназия «Бобек» стала просто республиканской школой.  

Фото Orda.kz
«Сейчас уникальными преимуществами центра "Бобек" являются большая, зелёная и красивая территория, расположенная в экологически чистом районе города; хорошо организованная инфраструктура: беседки, игровые зоны, сады, парки и аллеи, спортивный комплекс, терренкур и оборудованная теплица».
фото Orda.kz

«Родители очень хотят отдать своих детей к нам, потому что у нас школа полного дня. Дети находятся в школе до 16.30, а потом их развозят автобусы до ближайшей остановки к дому. Есть четырёхразовое витаминизированное питание», — добавила Касенова. 

Фото Orda.kz
«Что касается инклюзии, то многие родители понимают её узко, как пространство для слаборазвитых детей, которые имеют какие-то проблемы, заболевания, недостатки. Хотя это весьма широкое понятие, которое обозначает общедоступность чего-либо, отсутствие привилегий. И сейчас во всех школах внедрено инклюзивное образование. И школы обязаны по месту жительства принимать учеников с особыми образовательными потребностями», отметила Касенова. 
Фото Orda.kz

Но если вести речь именно об умственно отсталых детях, то работать с такими учениками очень сложно, требуется специальная профессиональная подготовка для учителей и создание безбарьерной среды.

фото Orda.kz
«Когда я работала завучем в другой школе, в один из классов определили такого "особенного" ребёнка. Через недолгое время ко мне пришла учительница и начала жаловаться. Сказала, что он может кричать что-то на уроке, ходить по классу, а один раз выкинул свою ручку в открытое окно со второго этажа, а потом полез в окно, чтобы достать её. Хорошо, что его успели остановить», рассказала Касенова. 
Фото Orda.kz

Редакция Orda.kz также направила официальный запрос в Министерство просвещения касательно будущего центра «Бобек». 

Фото Orda.kz

В ответе министерства сообщается, что процедура публичного обсуждения на портале открытых нормативно-правовых актов завершена. Окончательное решение будет принято после согласования со всеми заинтересованными государственными органами. При этом «в рамках реорганизации планируется укрепить и расширить возможности центра "Бобек" с сохранением его традиций, используя его накопленный опыт по формированию нравственно-духовного воспитания для разработки подходов обучения, обеспечивающих равный доступ к образованию через индивидуальный подход и максимальное удовлетворение потребностей каждого ребёнка... Действующие при центре "Бобек" детский сад, гимназия, колледж и оздоровительный центр продолжат работу в прежнем режиме».

Сведения о финансировании школы «Бобек» ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве просвещения нам оперативно предоставить не смогли. Когда или если получим, опубликуем на нашем портале. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости