Семь кругов ада для учёных и утечка мозгов: депутаты раскритиковали новый законопроект о науке

cover Коллаж: Orda.kz

Министерство науки и высшего образования презентовало в Мажилисе законопроект «О науке и технологической политике». Однако депутаты обеспокоены тем, что законопроект не привнесет ничего нового. Кроме того, он не облегчит учёным путь внедрения своих научных разработок на рынок. По словам депутатов, в пору, когда результаты отечественной прикладной науки не заметны, а промышленные гиганты не хотят внедрять их в производство, стоит законодательно поддержать науку в стране.

25 января на заседании комитета по социально-культурном развитию Мажилиса вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки представил законопроект «О науке и технологической политике», сообщает корреспондент Orda.kz.

О чём новый законопроект «О науке и технологической политике»?

Проект закона включает действующие нормы Законов РК «О науке» и «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». 

По словам докладчика, документ предусматривает расширение пакета социальной поддержки научных работников, в том числе молодых ученых. 

«В целях стимулирования ученых предусмотрен ряд поправок, в части предоставления права на приобретение жилья или на улучшение жилищных условий»,  указал Ахмед-Заки.

Кроме того, ведомство планирует внедрить новый механизм Technology readiness levels (TRL). Это позволит оценивать обоснованность и технологическую готовность предлагаемых к реализации научных исследований.

А для коммерциализации научных разработок планируют усилить работу Фонда науки.

«Предусматривается усиление функционала Фонда науки по содействию в реализации программ по коммерциализации результата научной и (или) научно-технической деятельности, бизнес-акселерации, технологическое бизнес-инкубирование, технологическое брокерство, а также формирование механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования», заявил докладчик.
Вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки
Вице-министр науки и высшего образования Дархан Ахмед-Заки

Также законопроект учитывает изменения в системе управления наукой. В это войдет преобразование и расширение функций Национальной академии наук, совершенствование роли Национального совета по науке и технологии при Президенте РК.

«Бросают разработки в архив или уезжают за границу»

Однако депутат Едил Жанбыршин, ознакомившись с докладом, посчитал, что этих нововведений недостаточно для того, чтобы упростить для учёных процесс внедрения в производство результатов их научной работы. Он усомнился и в прозрачности работы Фонда науки. 

«Со стороны ученых много недовольств по поводу Фонда науки. Они говорят, что там нет открытости, постоянно получают гранты те, кто уже с давних пор их берут», заявил мажилисмен.
Депутат Едил Жанбыршин
Депутат Едил Жанбыршин

По его словам, документ не сможет законодательно поддержать учёных и их разработки. Жанбыршин уверяет, что такое положение дел в стране привело к утечке мозгов.

«Я сам учёный, поэтому говорю, что это как семь кругов ада. То есть, чтобы внедрить свою инновацию в производство, ученый проходит все проблемы. Только чтобы внедрить одну лишь технологию в производство он сталкивается с множеством барьеров. Решит ли этот вопрос законопроект? Какие предложения вы вводите сейчас, которые отличаются от имеющихся законов? Только недавно я встречался с несколькими людьми, которые много куда пытались пробиться, чтобы внедрить свои научные достижения. Наши ученые вот так ходят и потом бросают свою разработки в архив пылиться или уезжают за границу. Ваш этот закон решит эту проблему?»спрашивает Жанбыршин.

По словам Ахмед-Заки, для прозрачности коммерциализации научных работ в проект закона вводят новый механизм TRL.

«Связь науки и производства оценивается по двум пунктам. К примеру, насколько научное исследование близко к внедрению в производство. Для этого мы и вводим понятие TRL. Это есть не только в Казахстане, а используется в NASA, Евросоюзе. В нём первые четыре этапа оценивают фундаментальные исследования, с пятого по седьмой этапы оцениваются прикладные исследования, а восьмой и девятый этапы — это уровень коммерциализации. Таким образом мы предлагаем сделать один шаг к технологической политике»,  ответил вице-министр.

Идут ли деньги недропользователей на науку? 

Ранее, чтобы как-то решить проблему острой нехватки финансирования науки, государство обязало недропользователей отчислять 1 % прибыли в пользу создателей исследовательских работ. 

Но, по словам председателя комитета по социально-культурному развитию Асхата Аймагамбетова, промышленные гиганты находят способы обходить это требование.

«Проблема по 1 % прибыли недропользователей очень большая. Это тоже нужно рассматривать, так как недропользователи — это крупные компании. Куда они направляют этот 1 %? Чаще всего в аффилированные компании. Проблема в том, что нет конкурса и нет научной экспертизы. Отдают напрямую без конкурса и будто бы направили этот 1 % на науку, но на самом деле это не так, чаще всего там науки нет», сказал Аймагамбетов.
Асхат Аймагамбетов
Асхат Аймагамбетов

Депутат Жанбыршин считает, что следует на законодательном уровне мотивировать глав крупных производств принимать ученых и внедрять их инновации.

«Простой пример: депутат после своей депутатской деятельности пойдет в Кумколь, чтобы предложить внедрить туда своё научное открытие. Есть ли у Кумколь мотивация внедрять это в производство? Даже если эта инновация может улучшать их производство, улучшать качество нефти или уменьшать соль, экологически очищать горелки, и так далее. Если сейчас отнести туда эту инновацию, то глава производства не примет. Либо надо дать взятку или же он тебя к себе не подпустит и попросит не морочить голову. Будет ли этот закон мотивировать глав крупных производств принимать ученых и внедрять их инновации? Нам надо внедрять в производство работу ученых. Сейчас нет результата науки. Что можете показать кроме QazVac? Конечно, есть теоретики-математики, а нужны еще результаты прикладной науки»,  говорит мажилисмен.

Вице-министр ответил, что это будет предусмотрено в проекте закона.

«Проблемы на таких производствах нам известны. Они, как недропользователи, ежегодно выделяют из прибыли 1 % и чаще всего в свои исследовательские институты внутри своей национальной компании. Эти нормы мы предусмотрели в законопроекте — это учет и регистрация. Никто не знает куда уходит этот 1 % и на какие исследования. Чтобы это все определить мы предусмотрим в законе»,  уверяет докладчик.

Но для прозрачности этого механизма депутат Аймагамбетов полагает, что в закон нужно ввести два принципа: отбор через конкурс и научную экспертизу.

Ранее в Мажилисе депутат от фракции ОСДП Асхат Рахимжанов поднял вопросы утечки мозгов, и добавил, что потеря одного человека с высшим образованием эквивалентна 1 млн долларов.

Читайте также:

Лента новостей

все новости