Сами себя закопали: как Казахстан в очередной раз провалился на «Оскаре»

cover Коллаж: Orda.kz

В казахстанском кино очередной скандал, только теперь ещё и вышедший на международный уровень. Американская киноакадемия сняла с оскаровской гонки картину «Кадет» Адильхана Ержанова, выдвинутую нашим комитетом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Причина не в самом кино, а в найденном конфликте интересов, поводом же стало письмо, направленное Лигой кинематографистов Казахстана в Голливуд. Orda.kz получила комментарии всех сторон конфликта.

Как выбирали кандидата на «Оскар»

«Кадет», впечатливший в прошлом году знаменитого режиссёра Альфонсо Куарона и успешно прокатившийся по многим фестивалям, был утверждён национальным комитетом для участия в премии «Оскар». В этот комитет входят семь известных кинематографистов: Еркинбек Птыралиев, Асия Байгожина, Серик Абишев, Ержан Жумабеков, Асхат Кучинчиреков, Шарипа Уразбаева и Серик Апрымов. По словам Абишева, четверо проголосовали за фильм «Кадет», один против и двое воздержались.

«Фильм победил честно, большинством голосов», отметил Абишев.

Продюсером «Кадета» выступил Ерлан Бухарбаев. Он показал протокол голосования. В документе видно, кто и как голосовал.

 

Почему вспыхнул скандал

Несогласие с выбором оскаровского комитета выразил председатель Лиги кинематографистов Айдар Баталов. Он заявил, что о работе комитета не было достаточно публичной информации: «Почему мы не знали, что идёт отбор? Где было объявление о приёме заявок?»

В том числе об этой скрытности Баталов написал в письме Американской киноакадемии.

«Мы действовали по правилам»

В оскаровском комитете говорят, что процедура отбора полностью соответствовала регламенту премии.

«Мы опубликовали объявление в соцсетях, на странице Союза кинематографистов Казахстана в Facebook. Этого достаточно по правилам Академии. Лига кинематографистов, кстати, сделала репост этого объявления, так же, как и её члены. В течение месяца подали заявки всего восемь кинокартин. Одной из них был „Кадет“»,пояснил Серик Абишев.

Айдар Баталов утверждает, что о публикации не знал и информация должна доводиться шире:

«Оскаровский комитет мог бы элементарно пресс-релизы опубликовать о том, что идёт отбор. И вместо восьми было бы 80 фильмов. Это было бы честно. А получилось, что они для своих опубликовали. Возможно, Лига в соцсетях сделала репост. Но кто этот репост делал, я не знаю. Нам никто не сообщил. Кинематографисты на съёмках и не следят за соцсетями, новости можно легко пропустить. Тем более у нас мало подписчиков».

При этом казахстанский оскаровский комитет давно осуждают за скрытность. Официального сайта и даже собственных соцсетей у него нет. С прессой комитет тоже не делится информацией. Поэтому с каждым годом недовольство нарастает.

Главное обвинение — конфликт интересов

Основная же тема письма в Академию — конфликт интересов. Дело в том, что председатель комитета Еркинбек Птыралиев был оператором-постановщиком «Кадета». Он воздержался при голосовании, но Лига засомневалась, что так вообще можно было сделать.

«Он сам мог не голосовать. Но другие могли поддержать фильм из-за дружеских чувств. Это человеческий фактор»,говорит Айдар Баталов.

Он считает, что из комитета должны выходить все, кто имеет отношение к выдвинутым фильмам, а вместо них голосовать надо тем, кто не производит фильмы, но хорошо разбирается в кино. Например, кинокритикам.

В итоге письмо Лиги стало спусковым крючком. 20 октября Академия сообщила, что «Кадет» исключён из числа соискателей «Оскара», а Казахстан не сможет заявить новый фильм для участия из-за вышедших сроков подачи.

Монополисты или нет?

Продюсер «Кадета» Ерлан Бухарбаев имеет прямое отношение к самой крупной кинотеатральной компании в Центральной Азии Kinopark, к которой у Лиги уже неоднократно были претензии:

«Эта корпорация — монополист на рынке широкоэкранного кинопроката Казахстана. Члены отборочной комиссии так или иначе зависят от Ерлана Бухарбаева в вопросах проката их собственных будущих фильмов. Это создает давление, которое делает честное и независимое голосование практически невозможным».

Бухарбаев категорически отвергает эти обвинения:

«Во-первых, наша кинокомпания не выдвигала свой фильм, это сделал сам комитет. И для нас победа стала неожиданностью и, конечно, радостью. Во-вторых, Лига отправила письмо напрямую в Киноакадемию США, даже не пытаясь обратиться к нам или в Минкульт. А я запрашивал информацию, и в Минкульте не видели никакого письма от Лиги. В-третьих, члена оскаровского комитета Серика Абишева обвиняют в том, что он лоббирует своего друга — создателя фильма. Но Серик не имеет никакого отношения к Tiger Films и фильму „Кадет“. Как можно его обвинять? Что касается Kinopark, то начнем с того, что это не монополия. Если у какого-то лица есть претензии к другому, то это нужно выяснять цивилизованно в судебном порядке. Мы можем показать документально, что не являемся монопольной компанией. Хотелось бы, чтобы говоруны в лице Айдара Баталова не на словах заявляли, а доказали официально и законно. А мы готовы доказать обратное, приложив документы»

Казахстан вновь провалился на «Оскаре», только теперь закопав себя руками собственных кинематографистов. Одни, как следует из письма, присланного из США, нарушили правила Академии, другие решили «любезно» сообщить об этом несоответствии в Америку. И теперь под вопросом не только доверие к Казахстану на престижнейшей международной премии, но и доверие внутри самого казахстанского киносообщества.

Лента новостей

все новости