Проститутки, 31 млн тенге на TikTok. Чем Сагинтаев занимался на посту акима Алматы

cover

Почти два с половиной года Бакытжан Сагинтаев руководил финансовым центром Казахстана. Orda.kz рассказывает, чего добился аким за время своего управления мегаполисом.

Бакытжана Сагинтаева назначили на должность акима Алматы 28 июня 2019 года. Почти сразу он завёл аккаунты в Instagram, Twitter и Facebook. И моментально заявил, что его главная цель – сделать город комфортным мегаполисом, где у каждого жителя есть возможности для достойной жизни.

За 2,5 года только на странице в Instagram Сагинтаев опубликовал 407 постов. На него подписались более 240 тысяч человек, а у него в подписках числятся лишь два человека – Касым-Жомарт Токаев и Елбасы. Стоит отметить, что активность на его странице достаточно высокая, вот только на комментарии под публикациями в своём аккаунте он обычно не отвечает.

https://orda.kz/tokaev-smenil-akima-almaty-kto-takoj-erbolat-dosaev/

Никаких проституток на улицах Алматы

Видимо, комфортный мегаполис, по мнению Сагинтаева, это город без представительниц коммерческого секса. Иначе как понять его яростную борьбу с этим явлением буквально с первого рабочего дня.

С жалобой на секс-работниц на проспекте Сейфуллина выступил местный житель Турксибского района. У Бакытжана Сагинтаева на этот счёт уже был готов ответ, работу по зачистке начали в ту же ночь.

"Дал поручение немедленно начать зачистку. Если толку нет, значит, они не борются. Значит, они крышуют. Вот он – замначальника департамента полиции. Сегодня он должен начать зачистку. Если ночью, завтра, послезавтра будет продолжаться – пишите мне. Я везде зарегистрирован. Напишите мне, я потом с ним буду разбираться", – говорил тогда Бакытжан Сагинтаев.

Полиция сработала, как надо, и только в этом ночном рейде задержали сразу 50 проституток и устроили облаву на гостиницу. Женщины, которые ранее приставали к прохожим с непристойными предложениями, действительно, исчезли с проспекта Сейфуллина, но представители власти продолжают их находить в отелях и других зданиях во время оперативно-профилактических мероприятий.

С 60 км/ч до 80 км/ч

Новый/старый скоростной режим на Аль-Фараби, Саина и ВОАД Сагинтаев вернул 19 августа 2019 года. Этим он "поставил точку в общественных дискуссиях".

"Вернули скоростной режим 80 км/ч на основных транзитных магистралях города – проспекте Аль-Фараби и Восточной объездной автодороге. Решающим фактором явились рекомендации Общественного совета Алматы и обращения горожан. Дополнительно примем меры по обеспечению безопасности и снижению смертности на дорогах города Алматы", – написал тогда в своём Instagram Сагинтаев.

Ограничение в 60 км/ч на проспекте Аль-Фараби, Восточной объездной автодороге и улице Саина действовало чуть больше семи месяцев. Тогда решение Бауыржана Байбека тоже вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Но акимат обещал, что снижение на 20 км/ч спасёт множество жизней.

В надежде, что отмена решения Байбека повлечёт за собой пересмотр и других распоряжений прежнего градоначальника, жители стали писать в соцсетях о ликвидации BRT на улице Тимирязева, пересмотре концепции пешеходной улицы Панфилова, возврате убранных заборов перед зданиями и ликвидации выделенных полос для общественного транспорта. Но получили исчерпывающий ответ:

"Никто не собирается повально закрывать, отменять и уничтожать. Те, кто запускает такие слухи, просто хайпуют", – сказал Сагинтаев.

Из велодорожки на парковку

Также 19 августа 2019 года Сагинтаев "поставил точку и в обсуждении" велодорожки на улицах Кунаева и Байтурсынова. Теперь одна часть улиц была отдана велодорожкам в обе стороны, а другая – парковочным местам.

"Исправили ситуацию с велодорожками на улицах Кунаева и Байтурсынова. Оставим одну велодорожку с направлением движения в обе стороны (по примеру улицы Шевченко). На месте второй велодорожки дадим возможность парковки для автомобилей. Такое решение поддержит МСБ, расположенный на этих улицах", – сообщил в своём Instagram Сагинтаев.

Объяснением такого решения стали интересы бизнеса. По данным пресс-службы, после разметки двух велосипедных полос по улице Кунаева закрылись 11 субъектов малого и среднего бизнеса, по Байтурсынова – два. Как следствие, снизились налоговые поступления и уменьшилось количество рабочих мест. Решился ли вопрос с бизнесом после того, как ввели новшество, неизвестно.

В теории, должны были остаться довольны и велосипедисты, и автомобилисты, но этого не случилось. Любители двухколесного транспорта раскритиковали решение акимата, потому что нормы по ширине двусторонней полосы не соблюли.

Возвращение ограждений

Помните, как Сагинтаев обещал, что не отменит все решения Байбека? Так вот, уже в октябре 2019 года ограждение вернулось возле городской поликлиники №2. Ранее открытое пространство привлекало выпивающие и шумные компании, которые ещё и смели забирать с собой скамейки после гулянок.

Вернулся забор и вокруг здания департамента экономических расследований. К счастью, система работала только выборочно, и у многих объектов вместо металлических конструкций сейчас высажены красивые "зелёные заборы" из кустарников.

Льготное кредитование для бизнеса

С Сагинтаевым в Алматы появилась уникальная программа кредитования для поддержки бизнес-сообщества, отвечающая миссии «Город для бизнеса и частного капитала». "Almaty business-2025" предложила предпринимателям льготное кредитование приоритетных проектов, ставка по которым зависит от района и колеблется в пределах от двух до семи процентов.

Кроме того, для бизнесменов создали маркетинговый план, который указывал на необходимость того или иного проекта в определённом месте Алматы.

Также для предпринимателей по принципу «одного окна» открыли центр Qoldaý. Тут любой бизнесмен может получить консультацию, разрешительные документы и даже помощь в разработке бизнес-плана и его защите в финансовых организациях.

Общественный транспорт

Метро

Хотя за время руководства Сагинтаева в Алматы появились две новые станции метро в Алматы, они пока не введены в эксплуатацию. Это произойдёт в конце марта 2022 года.

Менял Сагинтаев и план метрополитена. В начале сентября 2021 года в Алматы объявили тендер на разработку ПСД строительства станции метро и здания автовокзала «Западный». Планировалось, что третья очередь строительства линии метрополитена пройдёт по улице Ашимова от станции «Калкаман» до проспекта Райымбека в районе городской больницы №7. Проект был разработан ТОО «Метропроект» ещё в 2019 году.

Но уже в декабре 2021 года Сагинтаев рассказал об улучшениях. Теперь линия метро должна была пойти совсем по другим улицам, чтобы охватить больший пассажиропоток. Сагинтаев предложил сделать «Алтын Орду» конечной остановкой, а основную ветвь пустить по новой улице Алатау.

«Глава государства поддержал, дал соответствующее поручение, потому что изменение линии метро потребует дополнительного финансирования. Оно стоит этих денег. Если мы этого не сделаем, то потратим ещё больше денег», – заключил Сагинтаев.

Электрички/LRT

Проект LRT в Алматы обсуждался с 2015 года, когда Байбек убрал трамваи и пообещал уже на следующий год начать строительство современного транспорта, который должен был проходить по улице Толе би. Однако только в 2018 году объявили первый этап международного тендера. Но Сагинтаев решил повременить со столь масштабным проектом, а позже сказал, что одновременно строить и LRT, и метро правительство не сможет.

«Необходимо точно понимать: прежде чем начать проект, мы должны быть уверенными в том, что он не остановится. Построить всегда можем, а на какие деньги? Проект по завершению будет стоить почти миллиард долларов, как мы будем эти деньги возвращать? Я разговаривал по этому вопросу с правительством, у них точка зрения такая: два крупных проекта, как метро и LRT, мы вести не можем. Мы не можем на полпути бросить строительство LRT, поэтому прежде, чем начать, надо быть уверенными. И в первую очередь в финансировании», – отметил Сагинтаев.

Но в ноябре 2021 года стало известно, что акимат нашёл инвестора, и проект будет запущен, но, как всегда, в другом виде: электрички из Талгара должны соединить Halyk Arena с вокзалами и Алатауским районом Алматы. Стартовать строительство должно в этом году. Тут необходимо добавить, что Бакытжан Сагинтаев в своих выступлениях регулярно называл электрички – LRT, а LRT – электричками, поэтому не совсем понятно, как будет выглядеть конечный вариант.

«Наше обращение к бизнесу увенчалось успехом, можно даже постучать по дереву. Мы президенту доложили уже. Инвестор принял наше предложение и провёл соответствующие расчёт. Он зайдет к нам от Талгара до Halyk Arena, проложит путь от Halyk Arena до вокзала Алматы-2. Мы сказали, что отдадим ему под депо бывшее здание «Казпочты», если он примет наше предложение. Широкая колея позволит электричке встать на рельсы «Казахстан темир жолы» и уйти от Алматы-2 на Алматы-1. А уже с вокзала Алматы-1 мы выйдем на тот проект LRT и по Толе би уйдем в сторону Алатауского района», – рассказал Сагинтаев.

Градоначальник отметил, что проект будет реализован по принципу государственно-частного партнёрства. Планировалось, что сумма инвестиций составит 20%.

Аким Алматы отметил, что это долгосрочный план и будет реализовываться шаг за шагом. Будет ли он воплощён в жизнь после ухода Сагинтаева, пока неизвестно.

Автобусы/Троллейбусы

Сделать общественный транспорт комфортным не удалось и этому акиму Алматы. Особенно острая нехватка подвижного состава автобусов встала в ковидные времена. Ежедневно жителям и гостям мегаполиса в часы-пик приходится слишком близко контактировать с большим количеством народа, чтобы доехать до работы, школ, колледжей и универов.

Последние несколько лет муниципальный автопарк ТОО «Алматыэлектротранс» планировал покупку 300 газовых автобусов, но 150 из них так и не купили. На них просто не подали заявку на участие в тендере.

Также проблемы появились и с покупкой 190 троллейбусов. Активисты попросили Европейский банк реконструкции и развития не выделять деньги на новый подвижной состав, пока не решится проблема с автопарком в микрорайоне Кайрат в непосредственной близости от жилых домов. В пресс-службе «Алматыэлектротранс» отметили, что до конца 2022 года автопарк перенесут.

«Действительно, некоторое время назад, жители обратились с заявлением, на основании которого в отношении парка было вынесено предписание о нарушении экологических норм. На 100% выполнить данное предписание возможно только в случае переноса автопарка на другое место. Выполняя предписание, мы уже начали частично перевозить автобусы в (микрорайон) Жетыген и до конца 2022 года сможем освободить территорию», – сообщили в пресс-службе «Алматыэлектротранса»

Вторая очередь первого коридора BRT

Реализацию этого проекта, начатого Байбеком, Сагинтаев тоже не закончил. Сначала он отложил строительство второй очереди первого коридора BRT. Он должен был проходить от Тимирязева по улицам Желтоксан, Толе би, ВОАД до Кульджинского тракта. В планах акимата было начать строительство в 2021 году, если будет финансирование.

Так, на улице Желтоксан линия BRT должна была пройти по крайним полосам проезжей части. А вот улицу Толе би превратили бы в аналог Тимирязева, где машины едут по бокам, а посередине – общественный транспорт. На ВОАД BRT прошла бы по крайним полосам дороги.

Сейчас акимат судится с компанией, которая разработала проект.

«Проектирование началось в 2017 году, проект был разработан на 80–85%. Его проектировала компания «Алатау Саулет», которая тоже участвовала в астанинском LRT. К сожалению, проект не смогли завершить. Компания была лишена лицензии, у неё были судебные проблемы. На сегодня у нас идут судебные тяжбы с этой компанией. После завершения мы эту работу, наверное, продолжим с определённой корректировкой», – объяснил руководитель управления городской мобильности Гани Мурзаханов.

Именно из-за судебных тяжб строительство второй очереди BRT «пока отложено», а разработанного проекта на руках у ведомства нет.

Взаимодействие с жителями

Первым делом Бакытжан Сагинтаев объехал восемь районов города, выслушивал жалобы местных жителей и некоторые из них решал на месте.

Эту практику он продолжил в течение всего своего "акимского" срока. В среднем каждый квартал Сагинтаев посещал два района, беседовал с жителями, проверял объекты строительства и бизнеса.

Каждую среду он выходил в прямой эфир на телеканале "Алматы", куда могли дозвониться жители и журналисты, чтобы адресовать ему свои вопросы и просьбы. Правда, им не всегда это удавалось.

"Новый Алматы"

31 января 2020 года правительство утвердило комплексный план "Новый Алматы" на 2020-2024 годы. Из-за присоединения новых территорий площадь города выросла в два раза. А вот проблема с инфраструктурой встала более остро.

  • Износ инженерных сетей превышает 60%.
  • Центральное водоснабжение и водоотведение отсутствует в 23 микрорайонах.
  • 30% улиц города не освещены или освещены частично.
  • 30% дорог из более чем трёх тысяч км улично-дорожной сети города, в основном в "Новом Алматы", находится в плохом состоянии.
  • Часть районов, прежде всего, Турксибский, Жетысуйский, Ауэзовский, недостаточно обеспечены жильем и школами.
  • Серьезный дисбаланс в жилищной политике.
  • В городе Алматы самый крупный в стране жилищный фонд - 8,4 тысячи МЖД, но не хватает доступного благоустроенного жилья.
  • Город испытывает серьезную миграционную нагрузку.

В 2021 году комплексный план «Новый Алматы» распространялся не только на решение проблем окраин города, но и на экономический рост. Сагинтаев в своём Instagram написал: "В целом в рамках плана на стадии реализации находятся 286 проектов, 73 проекта предусмотрены на будущее", но не сообщил, что за проекты.

Борьба с Covid-19

В марте 2020 года вокруг Алматы расставили 27 блокпостов, выезд и въезд в город был практически запрещён. Сагинтаев одобрил строительство модульной инфекционной больницы на 280 коек. ВI Group возвела её за 18 дней и сдала 24 апреля 2020 года.

А уже в декабре того же года 119 пациентов перевезли в Турксибский район. Ходили слухи, что больница не справилась с морозами, но замглавврача городской клинической инфекционной больницы Алматы Тамара Утаганова объяснила, что дело в дезинфекции, а жалобы на холод, скорее всего, из-за озноба и повышенной температуры у пациентов.

"Там, где находились больные с коронавирусной инфекцией, высокая концентрация, поэтому по нормам заливается отделение дезинфицирующим раствором на три дня, потом смываем эти средства, потом берём смывы и просим СЭС провести исследование", – объяснила Утаганова.

В январе 2021 года Антикоррупционная служба сообщила о задержании главы Управления комфортной городской среды Алматы Сапара Нурашева по подозрению в краже нескольких миллиардов тенге, выделенных на строительство модульной инфекционной больницы. Акимат опроверг эту информацию. В BI Group также сообщили, что задержания не было.

Дефицит медикаментов

Летом 2020 года в Алматы, когда резко выросло количество инфицированных коронавирусом, в городе произошел дефицит лекарств. Люди не могли найти в аптеках самые обычные препараты, которые были нужны для их заражённых родственников в больницах.

Сагинтаев объяснил дефицит возросшим спросом и проблемами с отсутствием у дистрибьютеров достаточного количества лекарств с аннотацией на казахском языке.

"Чтобы завезти эти препараты из России, Индии, необходимо разрешение, мы вышли на правительство, работали с Ассоциацией фарминдустрии, чтобы сделать разрешения на разовые завозы. Документы оформили за день, хотя обычно их оформляют две недели. Когда начали закупать у производителей лекарства, которые в рамках ЕАЭС производились, то по требованию закона на каждой упаковке должна быть надпись на казахском языке, а внутри – инструкция на казахском языке. Но такого объема упаковок на казахском языке у них не было. У них есть лекарства, но отгружать не могли. Пришлось обратиться снова в правительство и принять оперативные меры. Было некогда переводить на казахский. Нам было необходимо быстрее закрыть дефицит. Барьеры были, заняли определенное время, пока мы отрегулировали это. Главное было – снять ажиотаж, довести до аптек необходимые лекарства", – сказал Бакытжан Сагинтаев.

Точечная застройка и этажность

Сагинтаев запретил точечную застройку в Алматы. В 2021 году прокуратура установила 36 объектов точечной застройки. Рассматривался вопрос выкупа восьми земельных участков под государственные нужды. По 10 объектам предложили закончить строительство, но благоустроить территорию для населения. Ещё по пяти –рассматривалась возможность восстановления снесённых зданий.

В 2021 году для сохранения исторического центра ввели новые правила застройки. Кроме обязательства обеспечить школами, детсадами и другой инфраструктурой в шаговой доступности, застройщики должны ограничить этажность.

«Ограничивается высотность жилых зданий на участках выше проспекта Абая до проспекта аль-Фараби и улицы Жандосова, от Восточной объездной автомобильной дороги до улицы Саина. Также запрещается строительство малоэтажных ЖК на горных склонах», – рассказал замакима Мухит Азирбаев.

В числе причин ограничения высотности:

  • отсутствие характерного облика новой застройки с применением типов жилых зданий, не учитывающих ни природных условий, ни архитектурных традиций города;
  • необходимость сохранить и выявить уже существующие архитектурно-ландшафтные достопримечательности;
  • создание и формирование комфортного пространства;
  • высокая плотность жилой застройки в предгорной части города;
  • отсутствие требуемого уровня социальной и транспортной инфраструктуры;
  • отсутствие нормативных требований к эксплуатации и обслуживанию высотных жилых зданий в различных ситуациях, в том числе и в части безопасности.

Высоту зданий предлагают ограничить пятью и девятью этажами.

31 млн тенге за TikTok 

В сентябре 2021 года акимат провёл конкурс Almaty TikTok Challenge 2021 на самое креативное видеопоздравление ко дню города. Победителей наградили дорогой техникой. Управление креативных индустрий Алматы опубликовало список победителей. Всего тиктоков с поздравлениями должно быть десять, вот только четыре из них найти не удалось. 

8 декабря журналистка Асем Гумарова заявила, что одна из победителей – сотрудница акимата, другой – член Ассамблеи народа Казахстана, и ещё двое – дочки руководителя компании-поставщика тендера. Она уточнила у акима, не выглядит ли это как подставной конкурс.

Позже в социальных сетях обсуждали предполагаемое отцовство организатора и двух девочек. Редакция Orda.kz провела своё расследование. Организатор опроверг отцовство, сказав, что трёх его детей зовут Руслан, Дарина и Дамир.

"Кровавый январь"

Большинство глав городских и областных администраций вышли к народу во время мирных митингов, но только не Бакытжан Сагинтаев. Алматы больше всех пострадал от беспорядков. Боевые действия проходили прямо у здания акимата, который в итоге захватили и сожгли.

И если алматинцы не знали, где их аким, то неизвестные устроили облаву и обстрел его кортежа. Когда акимат уже освободили от бандитов, Бакытжан Сагинтаев вместе со своими сотрудниками и журналистами телеканала "Алматы" спускались по проспекту Назарбаева, когда по машинам открыли огонь.

"Когда мы спускались по Назарбаева вниз и должны были повернуть налево, со стороны госмузея и на развороте, с кустов пошли автоматные очереди по полной. К сожалению, водитель телеканала "Алматы" погиб, среди моих коллег есть раненые. Мой водитель тоже получил ранения. Благодаря его хладнокровию, решительности и профессионализму мы смогли остаться в живых. Не знаю, даже как получилось, между машинами бросались снаряды, направо и на большой скорости смогли уйти от этого места. Стрельба шла по полной. До аэропорта Алматы не гонялись. Это неправда. Когда оттуда уезжали, сзади шла стрельба, за мной ехали коллеги и была погоня определённое время. Все в разные стороны разъехались, и это мы пережили", – сказал Бакытжан Сагинтаев журналисту Orda.kz по телефону.

При обстреле погиб водитель телеканала Муратхан Базарбаев, оператор Диаскен Байтибаев получил ранение и лишился двух пальцев. Также были ранены руководители управления спорта Рустам Байсеитов и управления религии – Нурлан Кикимов.

Ниже – видео момента обстрела автомобиля телеканала "Алматы". За кадром – голоса двух операторов: Арсена Сандыбаева и Диаскена Байтибаева. Видеозапись заканчивается моментом убийства водителя съёмочной группы.

Редакция Orda.kz не советует смотреть видео несовершеннолетним, людям с неустойчивой психикой и беременным. На кадрах звучит ненормативная лексика.

Петиция против Сагинтаева

Петиция с требованием отставки акима Алматы Бакытжана Сагинтаева появилась на портале otinish.kz 13 января. Авторы указали, что пора провести выборы главы городской администрации.

"Мы с глубоким возмущением констатируем тот факт, что аким не выдержал самый главный экзамен в своей жизни – не поддержал ни морально, ни физически горожан в трудные дни для города. Он не вышел элементарно в эфир с обращением к алматинцам. Мы не видели его в публичном поле вплоть до 8 января. Это губительно поздно, в такие моменты нельзя медлить, когда город подвергался с 4 января нападениям разъярённой толпы террористов", – сказано в петиции.

Позже в соцсетях резко усилились хвалебные комментарии в адрес градоначальника. Так, различные госслужащие, в основном, из сферы образования, хвалили инициативы акима и просили оставить его на занимаемой должности.

Касым-Жомарт Токаев в интервью госканалу "Хабар 24" заявил, что услышал алматинцев, о его решении на этот счёт узнают позже.

"Сагинтаев – человек добросовестный. Что касается акима, он действительно попал в очень трудную ситуацию, видимо, впервые в жизни в такую ситуацию. Ну, не каждый же находит решение в таких ситуациях, в такой обстановке, поэтому винить его я бы не стал, человек он добросовестный в плане исполнения служебных обязанностей, но и настроения алматинцев я тоже обязан учитывать, поэтому придёт время – узнаете, как говорится", – сказал Токаев.

Петицию подписали более 26 тысяч человек.

Мясо за 2050

20 января 2022 года на совещании по восстановлению бизнес-объектов в мегаполисе аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что горожане смогут купить говядину по 2050 тенге на пяти городских рынках – «Тастак», «Орбита», «Арыстан», «Таусамал» и «Жулдыз».

И с этого момента журналисты и жители стали усиленно искать ту самую говядину по сниженной цене.

После слов Сагинтаева говядины в городе стало в три раза больше.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости