Заместитель акима Алматы Серик Кусаинов рассказал о строительстве LRT в мегаполисе и окрестностях.

На общественных слушаниях по теме «Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры Алматинской агломерации» Кусаинов сообщил, что на следующий год запланировано строительство линии LRT по верхней Талгарской трассе. Проект будет реализован за счет частного инвестора.

Однако, по версии менеджера проекта программы развития ООН в Казахстане «Устойчивый транспорт Алматы» Елены Ерзакович, высказывания про строительство LRT полностью за счет инвестора некорректны.

«Про компанию Rail Jet и талгарский LRT есть много вопросов. Говорить, что они обещают построить трамвай за счет своих средств, некорректно. Они претендуют на средства из бюджета, но тогда все должно быть открыто и прозрачно, не должно быть повторения астанинского сценария с прямым соглашением», — сказала Елена Ерзакович.

В свою очередь замакима Серик Кусаинов пообещал, что повторения истории со столичным LRT не будет.

«Повторения астанинского сценария не будет. Акимат города не выделяет средства, это государственно-частное партнерство. Средства из бюджета будут выделяться уже после того, как проект будет запущен. Согласно действующим законам мы будет делать дотации и субсидии для перевозок, как мы делаем для всех наших предприятий», — сказал Серик Кусаинов.

Аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев ранее заявил, что финансировать одновременно два крупных проекта, как LRT и метро, правительство Казахстана не сможет.

«Необходимо точно понимать, что прежде чем начать проект, мы должны быть уверенными в том, что он не остановится. Построить всегда можем, а на какие деньги? Проект по завершению будет стоить почти миллиард долларов, как мы будем эти деньги возвращать? Я разговаривал по этому вопросу с правительством, у них точка зрения такая: два крупных проекта, как метро и LRT, мы вести не можем. Мы не можем на полпути бросить строительство LRT, поэтому прежде, чем начать, надо быть уверенными. И в первую очередь в финансировании», — отметил градоначальник.

Как строят LRT в столице

Первая попытка реализации ЛРТ в столице была предпринята в 2011 году. Для реализации проекта была создана подведомственная акимату ТОО «Астана LRT». На день столицы экс-президент Нурсултан Назарбаев принял участие в заложении капсулы в честь старта проекта.

Строительство разделили на три очереди общей протяженностью маршрута 41,81 километров. Ежедневный пассажиропоток на всех очередях должен был достигать до 200 тысяч человек. Маршрут должен был пролегать от аэропорта Нур-Султана, через комплекс Абу-Даби Плаза до железнодорожного вокзала и обратно до высотки.

Стоимость проекта тогда оценивали в 2,3 млрд долларов, но нужны были дополнительные источники финансирования. Проект так и не стартовал.

В 2013 году Нурсултан Назарбаев раскритиковал проект, назвав его дорогим. В ответ акимат столицы предложил построить BRT за 564 млн долларов.

В 2015 году был подписан договор между Астана LRT и консорциумом китайских компаний. Было принято решение отказаться от строительства BRT и снова вернуться к проекту LRT.

На этот раз его оценили в 1,9 млрд долларов. С учётом затрат на обслуживание займа Банка развития Китая LRT должно было стоить 2,6 млрд долларов. Проект включал в себя 22 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов.

По плану властей LRT должно было появится к EXPO-2017, но мир увидел лишь знаменитые опоры. Была названа новая дата завершения — 31 декабря 2019 года, а запуск составов — лето 2020 года.

Но стройку пришлось заморозить еще в апреле 2019 года из-за «Банка Астаны», в котором застряли 257 млн долларов, выделенных на проект.

Казахстан отказался от кредита Банка развития Китая из-за дороговизны . Страна досрочно погасила займ в 344 млн долларов. При этом освоить успели 313 млн долларов, а выполнить всего лишь 15% строительно-монтажных работ.

Также летом 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал проект LRT. В столице по схожему маршруту пассажиропоток составляет 2 тысячи человек, а акимат прогнозирует до 146 тысяч человек в сутки. Однако, останавливать проект с учетом понесенных затрат было уже нельзя.

В итоге власти приняли решение сократить число станций LRT до 11 и стали искать дополнительные источники финансирования. Стоимость проекта сократилась до 1,5 млрд долларов.

По поручению президента Токаева Антикоррупционная служба провела проверку. Следствие выявило схему миллиардных хищений. Главным подозреваемыми были экс-глава ТОО Astana LRT Талгата Ардана и экс-заместитель акима Нур-Султана Каната Султанбекова. Но оба успели бежать из Казахстана.

Суд по коррупционному делу «Астана LRT» начался в столице осенью прошлого года. Судили семерых человек — их обвиняли в хищениях на сумму 5,8 млрд тенге — свыше 13 млн долларов.

Приговор вынесли в мае 2021 года. Семерых фигурантов приговорили к тюремным срокам от 7 до 10 лет лишения свободы. Суд первой инстанции приговорил:

  • Рашида Аманжулова — бывшего начальника столичного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог к 10 годам лишения свободы;
  • Жаната Нурпеисова — бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана к 8 годам лишения свободы;
  • Улугбека Ачилова, экс-директора ТОО «НурТрейд» (субподрядчика «Астана LRT») к 8 годам лишения свободы;
  • Даурена Абдыхамитова, представителя подрядчика – к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества, находящегося в собственности других лиц, добытого незаконным путем;
  • Тимура Касабаева, представителя подрядчика к 8 годам лишения свободы;
  • Талгата Ашима, экс-председателя правления Astana Innovations – к 7 годам лишения свободы;
  • Дулата Мусенова, представителя подрядчика – к 7 годам лишения свободы.

Ещё двое фигурантов дела – экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления Астана LRT Талгат Ардан – в международном розыске. При этом супруга Султанбекова постила в Instagram фото роскошной жизни с Манхэттена с подписями: «Я разрешила себе быть богатой!» 

7 октября судебная коллегия по уголовным делам суда Нур-Султана отменила приговор в отношении фигурантов коррупционного дела. При этом меру пресечения — содержание под стражей суд оставил прежней и продлил на один месяц со дня поступления дела в прокуратуру.

«Приговор специализированного межрайонного суда по уголовным делам от 28 мая в отношении Рашида Аманжолова, Мажита Нурпеисова, Талгата Ашима, Улугбека Ачилова, Тимура Касабаева, Дулата Мусенова, Даурена Абдыхамитова отменить. Уголовное дело возвратить прокурору для устранения существенных нарушений, препятствующих назначению главного судебного разбирательства», – заявил председательствующий судья Абай Кокжалов.

По словам акима столицы Алтая Кульгинова, поиск спонсоров продолжался больше года, и один из банков дал согласие на финансирование. 

Поделиться: