Продать нельзя оставить: что мешает КТЖ стать рыночной компанией?

cover Фото: DALL-E

Первичное размещение уже не раз переносили, а долги компании продолжают расти, сообщает Orda.kz.

Казахстан может продать часть акций АО «Казахстан темир жолы» через IPO во второй половине 2026 года. Размещение рассматривают сразу на двух площадках — в Лондоне и Алматы. Подготовку ведут инвестиционные банки Citigroup, JPMorgan и Société Générale. Потенциальную стоимость КТЖ оценивают в более чем 10 миллиардов долларов.

Первоначально IPO планировали на 2023 год, потом перенесли на 2025-й. Сейчас ориентир — 2026 год. Госфонд «Самрук-Казына», которому принадлежит КТЖ, намерен продать до пятой части компании.

Однако детали IPO ещё могут измениться — компания продолжает реформу внутренней структуры, без которой выход на рынок невозможен. Тем временем эксперты сомневаются в интересе инвесторов к IPO КТЖ. Ранее исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев в интервью LS заявил, что основной риск — участие государства в капитале КТЖ.

«Это необычный акционер: государство само себя регулирует, и проводит противоречивую политику. Например, одновременно выводит на IPO „Эйр Астану“ и заводит на рынок вьетнамского лоукостера. У инвесторов возникают вопросы: можно ли работать с таким акционером? И не начнут ли потом выносить активы из КТЖ?»

Финансовая отчётность самой компании тоже показывает, что КТЖ по-прежнему зависит от государства. На конец 2024 года общий долг перевозчика достигал 3,9 триллиона тенге. Это на 800 млрд тенге больше, чем в 2023 году. Даже всех активов компании не хватит, чтобы покрыть все обязательства. Операционная прибыль есть — 160,8 миллиарда тенге при выручке в 948 миллиардов. Но аудиторы указывают: компания держится за счёт господдержки.

В 2024 году КТЖ трижды выпустила облигации, которые полностью выкупило государство через «Самрук-Казына». В том числе 143,6 миллиарда тенге под 9,25 % годовых на модернизацию участка Достык — Мойынты, 44,2 миллиарда под 1,8 % на строительство линии Дарбаза — Мактаарал, и ещё 30 миллиардов — на рефинансирование долгов. Из-за ставок ниже рыночных часть этих вложений компания записала как взнос акционера — фактически, это скрытые субсидии.

К тому же КТЖ до сих пор не решила вопросы с налоговыми рисками. Аудиторы подчёркивают: правила неоднозначны, налоговики могут доначислить сборы и штрафы задним числом.

Тем временем, в 2024 году топ-менеджмент КТЖ (18 человек) получил 816 миллионов тенге — в среднем по 45,3 миллиона на человека. В то же время Высшая аудиторская палата зафиксировала финансовые нарушения на 29 миллиардов тенге, неэффективное использование ещё 168 миллиардов и потери на 307 миллиардов.

Председатель ВАП Алихан Смаилов раскритиковал менеджмент КТЖ. Он заявил, что некогда самодостаточная компания оказалась на грани выживания из-за консервативного управления и провальной приватизации. По его словам, госфинансирование должно идти только на восстановление инфраструктуры.

Ранее глава фонда «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов заявлял, что для проведения IPO потребуются изменения в законодательстве. Он уточнил, что будущие акционеры получат долю в самой компании, но не в её инфраструктуре.

Напомним, премьер-министр Олжас Бектенов ранее подтверждал, что государство постепенно выходит из неприоритетных секторов. КТЖ, «Казахтелеком» и QazaqGaz входят в список компаний, подлежащих приватизации. Правительство рассчитывает, что такие шаги повысят конкуренцию и снизят влияние государства на экономику.

Читайте также:

Лента новостей

все новости