«Про меня говорите что угодно, но не про театр». Директор КазНТОБ представила новую казахскую оперу

cover Фото: Orda.kz

Chat GPT, 3D-анимация, playback и другие современные технологии и спецэффекты. Всё это использовали создатели новой казахской оперы «Хан Султан», премьеру которой анонсировал КазНТОБ им Абая. Режиссировал постановку итальянец Давиде Ливермор, в копилке которого опыт работы с Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом. Режиссёр ставил спектакли в Ла Скала, Римской опере и других знаменитых европейских оперных площадках. Журналистка Orda.kz попала на генеральную репетицию, за кулисы и в гримёрку театра. Гармонично ли сошлись классика и передовые технологии, случилось ли погружение в Золотую орду, читайте в репортаже. 

По информации, полученной на пресс-конференции, сложилось впечатление, что проект очень противоречив. С одной стороны, в постановке участвуют отечественные корифеи оперного искусства, такие как дирижёр Нуржан Байбусинов, художественный руководитель оперной труппы Болат Букенов. Режиссёром-постановщиком выступил именитый Давиде Ливермор, родившийся в Турине и посвятивший большую часть своей творческой карьеры европейским сценам и классическим постановкам. А с другой стороны, среди создателей оперы оказались молодые люди, не имеющие опыта работы с этим жанром. Так, для композитора Хамита Шангалиева «Хан Султан» стала первой оперой, как и для художницы по костюмам Айнур Еримбетовой — фешен-дизайнера и владелицы ателье по пошиву модной одежды из итальянских тканей.

Фото Orda.kz

Объединила всех директор КазНТОБ Айнур Копбасарова, у которой и возникла идея постановки истории о сильной женщине — одной из ключевых фигур времён Золотой орды. 

Обо мне пишите что угодно, но не трогайте театр

Айнур Копбасарова, назначенная главой КазНТОБ в феврале 2024 года, — частая героиня публикаций в СМИ. Журналисты отмечают её стремительный карьерный рост и «гламурный» образ жизни, который она демонстрировала в соцсетях. До легендарного ГАТОБа она работала художественным руководителем в Туркестанском музыкально-драматическом театре, где поставила зрелищные и весьма дорогостоящие спектакли «Бортэ» и «Магжан». К слову, режиссировал эти проекты тоже Давиде Ливермор, а музыку написал Хамит Шангалиев. 

орда
Директор КазНТОБ им Абая Айнур Копбасарова

Общественность удивила стоимость «Бортэ» — почти 250 млн тенге было потрачено на создание спектакля, из которых шесть миллионов ушло только на костюм для главной героини. 

Журналисты поинтересовались, в какую же сумму обошлась «Хан Султан». Айнур Копбасарова отказалась называть цифры, но отметила, что все вложения — спонсорские. 

«Постановка полностью подготовлена на спонсорские деньги. Вам надо понимать, что искусство — это дорогое удовольствие. Есть люди, которые душой болеют за театр и искусство. И мы всегда говорим спонсорам: добро пожаловать. Сейчас озвучивать чужие деньги я бы не хотела. Это благотворительная помощь. И я выражаю благодарность всем спонсорам», подчеркнула она. 

На пресс-конференции от журналистов прозвучали вопросы, и не касающиеся оперы. Отвечая на один из них, Айнур Копбасарова прокомментировала своё назначение на высокую должность. Она призналась, что работа даётся непросто, но команда театра её поддерживает. При том, что с именем нового руководителя КазНТОБ связан скандал с уволенными летом капельдинерами, которые якобы не соответствовали её стандартам красоты. 

«Не просила, не мечтала и не думала, что попаду в этот храм искусства. До этого я работала в Туркестане с молодой труппой. У меня были амбиции. Мы двигались к тому, чтобы выходить на международный уровень. Готовились к гастролям во Франции. И меня назначили сюда. Сначала, когда я сюда попала, я как будто потерялась, как Алиса в зазеркалье. Дома все переживали за меня. Конечно, начали про меня писать (в СМИ), говорить то, что было и чего не было. В конце августа я сидела в кабинете и долго плакала, я сказала, что готова уйти. Но с первых дней со мной была команда, которая меня поддерживает. Хочу сказать, что никто меня не просил и не заставлял ставить новую оперу. Как никто не заставлял делать ремонт в театре», рассказала она. 

Кстати, ремонт к юбилею КазНТОБ был также сделан полностью на спонсорские деньги.

«Вы можете про меня писать что угодно. Но про театр пишите правильные вещи. В этом театре живёт не только искусство, в нём делалась история», добавила Айнур Копбасарова, обращаясь к журналистам. 

Рассказывая об идее создания «Хан Султан», она отметила, что хотела поведать публике историю жизни сильной женщины, которая «одной рукой качает колыбель, а другой — мир». 

Создать и поставить оперу за несколько месяцев

Новая опера была создана в считанные месяцы. Айнур Копбасарова поставила перед творческой командой сверхзадачу: уложится в кратчайшие сроки и довести «Хан Султан» от идеи до премьеры. В итоге в готовом спектакле задействовано почти 300 человек на сцене, в том числе 41 артист балета, 60 музыкантов оркестра, 70 артистов хора, три состава солистов и пятеро маленьких артистов. И это не считая целой армии технических сотрудников театра и мастеров.

Композитор Хамит Шангалиев признался, что несколько месяцев во время написания музыки к произведению жил в студии. Сначала он сомневался, что справится с этим жанром, так как до этого писал песни, саундтреки к фильмам, мюзиклы и даже балет, но не оперы. Для того чтобы настроиться на оперный лад, музыкант обратился к классикам: слушал Верди, Вагнера, Пучини, Доницетти, таких казахстанских композиторов, как Мукан Тулебаев и Евгений Брусиловский. Постепенно все образы из будущего произведения «заговорили» с ним, и опера родилась. 

орда
Композитор Хамит Шангалиев

Композитор рассказал, что в работе активно использует современные технологии, прибегает к помощи искусственного интеллекта. Поэтому «Хан Султан» — не каноническая опера, в ней много современных приёмов, не свойственных жанру. 

«Когда я начал писать эту оперу, я думал, что классики, сочиняя свои произведения, использовали всё, что было современным в их время. В то время для народа звучание музыки в оркестре было чем-то новым. Если бы во времена Верди были бы такие технические возможности, как сейчас, думаю, он бы их тоже использовал. Поэтому в опере я применил современный подход, новые технологии — такой приём, как playback. Это звучание, которого нет в оркестре, но оно усиливает эффект вовлечённости. В опере есть мой современный почерк. Но при этом я добавлял классические ходы. Хочу менять этот жанр, чтобы опера становилась современной. И если мне удастся вновь написать оперу, она будет ещё современнее этой», отметил композитор.

Оркестру не всегда было понятно, как реализовать новаторские задумки молодого композитора.

«Непросто работать с абсолютно новой партитурой. Но, слава богу, живы композитор и поэт. Можно было напрямую уточнить сложные моменты. Наш оркестр справился с задачей, несмотря на ограниченные сроки. Мы все вложили душу в постановку и полюбили её. Формат произведения изначально был непривычен для нас. Но в итоге после разбора всей партитуры совместно с композитором мы пришли к общей точке»,  поделился своими впечатлениями главный дирижёр театра, заслуженный деятель Нуржан Байбусинов.
орда
Главный дирижёр КазНТОБ им Абая Нуржан Байбусинов

Весь состав оперы репетировал каждый день около месяца. Работа с заморским режиссёром не была сложной, скорее вдохновляющей. 

«30 с лишним дней, которые мы работали с режиссёром, были счастливыми для нашей труппы», отметил дирижёр КазНТОБ.
орда
Режиссёр-постановщик оперы «Хан Султан» Давиде Ливермор с переводчицей

По словам Айнур Копбасаровой, из-за работы над оперой «Хан Султан» итальянский режиссёр отложил премьеру своего фильма Tne Opera, в котором снимались мировые звёзды. 

«Самая важная вещь в моей работе — я всегда узнаю новое, в том числе о культуре и истории разных стран. Поэтому я сегодня здесь и работаю над этим проектом. В нём есть и свои сложности, но эта работа приносит мне много радости. Это изумительно — работать с живым композитором и автором либретто, что для оперы необычно. Как известно, обычно мы ставим произведения давно ушедших классиков. Я полюбил эту оперу из-за её потрясающей истории, красивой музыки. Мне понравилось работать с дирижёром и великолепным оркестром. Сама история очень похожа на классическую греческую трагедию, которую я очень люблю», прокомментировал сотрудничество с казахстанскими артистами Давиде Ливермор. 

Он привёз в Алматы целую команду. Из Италии приехала и главный сценограф новой оперы — Элеонора Перонетти, и специалисты по свету Стабиле ди Катания и Гаэтано Ла Мэла.

Историю Хан Султан — третьей и самой любимой жены Джучи хана, матери хана Берке, в уста героев оперы вложил автор либретто — заслуженный деятель искусств Казахстана Маралтай Ыбыраев. Он опирался на драматическое произведение современного писателя Алмаса Нусипа «Хан Сұлтан. Алтын Орда». 

Бахмалями, дорогие итальянские ткани и 300 пар сапог

Журналистке Orda.kz удалось попасть на генеральный прогон — финальную репетицию накануне премьеры. Вся опера была воспроизведена в полном объёме — от начала до конца, как в день представления, с одним лишь отличием — зал не  был заполнен зрителями. Не смотря на это, волнение за кулисами ощущалось настоящее.

В гримёрках образ каждого артиста был проработан до мелочей. Последние детали к костюмам дошивались во время генеральной репетиции.

Оказывается, все костюмы к спектаклю были созданы за месяц. Айнур Еримбетова в качестве главного художника по костюмам присоединилась к проекту за пять недель до премьеры. О том, как за короткий период она не только погрузилась в историю Золотой орды, но также и в технологию создания сценического костюма, девушка рассказала в увлекательных сторисах на свой странице в инстаграме.

«Я никогда не работала с театром. У меня абсолютно не было подобного опыта. Я сказала: я не могу быть главным художником. Боюсь, что не справлюсь. На что я получила ответ: берись и делай», рассказала Айнур. 

Зрители оперы могут наглядно убедиться, что молодой дизайнер справилась с задачей. За месяц были пошиты все костюмы, изготовлено около 300 пар сапог. Швейный цех и мастерская работали не только без выходных, но иногда и без перерыва на сон. 

Каждый художественный образ, созданный дизайнером в команде с мастерами, уникален множеством деталей. Все украшения сделаны из натуральных камней. Главной целью художница поставила не только визуальную эстетику, но и историческое соответствие. Некоторые вещи кроились с оригинальных антикварных экспонатов — например, жилетки монгольских служанок. 

Ткани Айнур сначала искала, бегая по рынкам Алматы. Но когда не смогла подобрать подходящий текстиль для одного из костюмов главной героини, купила билет в Москву в счёт своего будущего гонорара и там нашла то, что нужно. Из Ташкента доставили бахмалями — узбекский бархат, сотканный вручную. А некоторые костюмы и вовсе пошиты из итальянских тканей от фабрик, поставляющих материалы для Шанель. 

Принято считать, что понимание жанра оперы не доступно обывателям. Неподготовленный зритель может заскучать на классической постановке. Про «Хан Султан» этого точно не скажешь. Спецэффекты, 3D-анимация, элементы балета, графика, яркие костюмы увлекают публику на протяжении всего произведения. Однако местами переизбыток кинематографических эффектов относит зрителя не в историческое прошлое, а словно бы в виртуальный мир. Возможно, так было задумано.     

 «Когда я впервые предложила режиссёру идею постановки этой оперы, я предложила акцентировать внимание на истории улуса Джоши (Джучи), наших богатых традициях, присущих народу, на человеческих ценностях, воспитании в семье, роли женщины в обществе», сказала про оперу директор КазНТОБ Айнур Копбасарова.

Ей удалось реализовать очередной дорогостоящий и яркий проект. А займёт ли «Хан Султан» место среди популярных национальных произведений, покажет время.  

Читайте также:

Лента новостей

все новости