Почти как было: как выглядит восстановленный акимат Алматы?
Сгоревшее здание алматинского акимата стало одним из символов Кантара. Сразу после январских событий казалось, что его проще снести, так же как и расположенную по соседству резиденцию президента. Но акимат всё-таки решили восстановить. Даже несмотря на то, что от огня пострадало 80% здания, площадь которого превышает 3,3 тысячи квадратных метров.
Работы начались прошлой весной и продолжались полтора года. Сейчас большая часть ремонта завершена. Всего на восстановление акимата Алматы из республиканского бюджета ушло 17 миллиардов тенге. Стоил ли ремонт этих денег, читателям предлагают оценить журналисты Orda.kz, побывавшие в нём самыми первыми.
Почему не снесли?
Здание акимата построили в 1979-м, а через год сюда переехал ЦК Компартии КазССР во главе с Динмухамедом Кунаевым. Вместе со зданиями дворцов Республики, школьников и бракосочетания, гостиницы «Казахстан», театра Ауэзова здание Центрального комитета стало частью комплекса архитектуры, которую в Алматы принято называть «кунаевской», а по-научному именуемой советским модернизмом. Через пять лет после постройки оно получило статус памятника.
После обретения независимости, до 1994 года, здание продолжало оставаться резиденцией главы государства, пока рядом не построили новую. И после переезда в здании расположился акимат Алматы. Горадминистрация восседала там вплоть до событий Кантара.
Снимки горящего акимата в январе 2022 облетели весь мир. Идея о сносе и строительстве на его месте нового здания действительно имела место. Но от неё отказались из-за дороговизны.
«Строительство нового здания оценивалось примерно в 25 миллиардов тенге», – озвучил сумму руководитель аппарата акима Алматы Бейбут Шаханов.
Поэтому здание решили восстановить. Сначала планировалось завершить ремонт в мае 2023-го, но в итоге его продлили ещё на полгода. По словам Амиржана Набиева, руководителя подрядной организации – ТОО «Атрикс-Строй» Амиржана, это произошло из-за того, что изначально неверно оценили ущерб, нанесённый пожаром. Например, перекрытия, которые на первый взгляд казались целыми, на поверку оказались повреждены настолько, что в отдельных местах просели на 10 сантиметров, и внутри пришлось менять арматуру.
При этом Бейбут Шаханов заверил журналиста Orda.kz, что удорожания ремонтных работ и увеличения бюджета не было – как была сумма в 17 миллиардов, так и осталась.
«Хотя подорожание отдельных стройматериалов действительно было. Например, металлических конструкций. Это было связано с тем, что металл вообще в мире подорожал», – сказал Шаханов.
Что сгорело, а что нет?
Несмотря на ужасающие масштабы пожара, сгорело в акимате не всё. Например, выдержали дубовые двери – одну из них даже выставили отдельно у фасада акимата. И без того плохо горевший дуб, по заверению подрядчика, теперь не должен гореть вовсе. Его обработали специальным материалом, который должен защитить дерево от пожара. И вообще при восстановлении использовали максимально негорючие материалы на случай форс-мажора и чтобы разрушений подобных масштабов больше не было.
Внутри самого здания сохранилась часть мрамора на полу, некоторые лестничные пролёты, часть облицовки стен и колонн. Они, конечно, были закопчённые и обугленные, но замены не потребовали.
«Если материалы можно было отреставрировать, то мы их реставрировали. Например, в фойе сохранился тот же мрамор, что был уложен здесь в советское время. Мы просто провели реставрацию, чтобы придать ему глянец», –рассказывает Амиржан Набиев.
Хотя, казалось бы, разве огонь вообще мог повредить мрамор? По словам Набиева, мог и ещё как.
«Когда рабочие снимали мраморные плитки, некоторые из них крошились буквально как пенопласт. Это говорит о том, насколько высокой была температура во время пожара», – говорит подрядчик.
Из внешней облицовки здания решили оставить ракушечник в верхней части сооружения. Этим же материалом раньше была облицована большая часть здания, но карьер в Мангистауской области, где он добывался, теперь закрыт.
«Ракушечник активно применялся в советское время. Но это довольно пористый материал, который впитывает грязь. А мы знаем, какая сейчас в Алматы экологическая обстановка. Поэтому вместо него использовался травертин, более долговечный и качественный», – рассказывает Набиев.
Представители и акимата, и подрядчика не раз подчеркивали, что большая часть используемых материалов – казахстанского производства. Правда, с оговорками. Один из них – тот самый травертин. Его привезли из Кыргызстана. Ещё одна ремарка – турецкий мрамор, он сменил на посту челябинский, который использовали при строительстве здания. Привезти материал из Турции оказалось быстрее и проще, чем с Урала.
Исторический облик
Журналистам, осматривавшим восстановленный акимат, несколько раз повторили, что при реставрации здания пытались максимально сохранить его исторический облик. «На 99%» – говорят представители горадминистрации. Например, латунные декоративные элементы на втором этаже – это точные копии тех, что украли мародёры во время Кантара.
Сохранились и историческое расположение, и количество кабинетов: всего их 360 и рассчитаны они на 700 человек. Причём в часть из них уже заехали госслужащие. Постепенный переезд сотрудников городского акимата планируются в течение октября.
«Переезд акима сюда планируется, предположительно, на следующей неделе», – рассказал Бейбут Шаханов.
И всё-таки цифра в 1% «неисторичности» кажется заниженной. Хотя бы потому, что в здании советской постройки безбарьерная среда отсутствовала в принципе. Теперь она там есть: в акимате проложили дорожки для слабовидящих, установили пандусы и подъёмники на лестницах.
Но дело не только в безбарьерной среде. Есть и другие изменения. Снаружи, вместо советских звёзд, которые были на фасаде с момента постройки, теперь акимат украшают изображения шанырака. Что, в общем-то, логично.
Внутри здания местами видны дизайнерские решения, которые заметно упростили интерьер помещений. Например, на шестом этаже, где находятся кабинеты акима и его замов, до пожара на стенах была лепнина. Сейчас её нет. На прямой вопрос, почему дизайн решили упростить, Амиржан Набиев не ответил. Поэтому рискнём предположить, что это был один из способов удешевить работы, чтобы не раздувать бюджет. Ну и так уж и быть, менее вычурный дизайн действительно выглядит более современно.
А вот в актовом зале, известном как «круглый зал», или атриум, где ремонт ещё продолжается, барельеф как раз-таки обещают восстановить. Хотя и там без изменений не обходится.
«Мы поменяли конструкцию купола. Раньше она весила 180 тонн, но благодаря новым расчётам облегчили её на 40 тонн. Ещё используем новые материалы, позволяющие убрать эхо, которое там было раньше», – рассказал Амиржан Набиев.
Узнать, действительно ли в актовом восстановили декор и убрали эхо, можно будет в ноябре. Этот срок называет подрядчик.
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
Ещё одно новшество акимата – создание общественной приёмной, для которой даже открыли отдельный вход со стороны улицы Желтоксан. Это будет, образно говоря, ЦОН внутри акимата. Зайти туда смогут все, кто захочет. Там будут сидеть специалисты по работе с населением, а для посетителей уже сделали «зал ожидания» и даже детский уголок.
Но это будет единственное место в акимате, куда беспрепятственно смогут попасть посторонние. В остальном вход в горадминистрацию максимально усложнили. По центру создана зона с турникетами, дополнительными стенками и фиксацией входящих. Безопасность, по словам Амиржана Набиева, в восстановленном акимате усилена по максимуму. Причём по всем направлениям.
Про огнестойкие материалы уже сказано выше. Но теперь в здании будет действовать система, которая в случае пожара должна закрыть доступ в другие части здания, не дав огню распространиться.
От землетрясений, по словам подрядчика, акимат теперь тоже защищён лучше, чем до пожара.
«Мы усилили колонны металлическими конструкциями, которые должны выдержать землетрясение до 10 баллов. В советское время такая защита была рассчитана на 7-8 баллов», – говорит Набиев.
И ещё из усилений. Стёкла первого этажа акимата теперь защищены бронеплёнкой. Конечно, в первую очередь она предохраняет от незаконного проникновения в здание. Но приставка «броне» ассоциируется с защитой от пуль. А они по акимату в январе 2022-го летали.
«Облицовку на одной из стен в фойе мы заменили, потому что на ней вроде бы были следы от пуль», – говорит Амиржан Набиев.
Хотя может быть её стоило оставить. Как напоминание о тех страшных днях.
Читайте также:
Лента новостей
- «Невозможно жить в доме»: жители Уральска обеспокоены нашествием тарантулов
- Четырёхлетний мальчик утонул в реке в Алматинской области
- Горячей водой затопило улицы Темиртау после испытания тепловых сетей
- Экоактивистку Салтанат Ташимову судят за призыв к митингу
- Слухи о покушении на бывшего директора аэропорта Алматы прокомментировали в КУИС
- SpaceX запустила на орбиту корабль с туристами
- АЭС в Узбекистане: «Росатом» приступает к реализации проекта
- Не получили положенное: казахстанцы остались без бесплатных лекарств
- На смертоносном переезде у станции Шамалган наконец открыли путепровод
- В полях и на заводах: как прошла поездка Токаева в Костанайскую область
- Иностранные инвесторы могут выкупить аэропорты Туркестана и Кызылорды
- Оскорбления от Боранбаева и конфликт в команде: Кержаков раскрыл причины ухода из «Кайрата»
- Взятка и сбыт патронов: сотрудники КНБ задержали полицейского
- Сменился глава «Казавиаспаса»
- Одолели кыргыза и монгола: Казахстан завоевал два золота по аудыраспаку
- Аренда складов в Алматы оказалась дороже, чем в Дубае
- Фонд Кулибаева передал 400 квартир для нуждающихся семей
- Золото и бриллианты казахстанских олигархов продадут с аукциона
- Спасателя нашли мёртвым в общежитии Степногорска
- Кемпинг-зону на высоте 3450 метров открыли в Алматы