Почему не работает Закон о защите прав потребителей, выясняли в Мажилисе

cover

Депутаты, чиновники и общественники обсудили законопроект по защите прав потребителей и выяснили, что на практике он не работает. Как эксперты планируют усовершенствовать законодательство и будет ли от этого эффект, выяснял корреспондент Оrda.kz

По данным Министерства торговли и интеграции, в Казахстане наблюдается рост жалоб на 20%. В 2022 году в уполномоченный орган поступило 30,2 тысячи обращений. 

Больше всего претензий у казахстанцев к сферам: 

  • розничной торговли - 14,3 тыс. обращений;
  • бытовых услуг - 4,7 тыс. обращений;
  • электронной торговли - 2,6 тыс. обращений.

Наибольший рост жалоб потребителей -  на объекты общественного питания, медицину, транспорт и связь. 

Как выяснилось, на практике защитить свои права казахстанцам довольно сложно из-за несовершенства законодательства, которое создает волокиту. 

«В действующем Законе потребителю для того, чтобы защитить свои права, нужно пройти четырехступенчатый алгоритм. Сначала обратиться напрямую к предпринимателю. Если он не согласен с претензией – к медиатору. Затем – в госорган. Однако последний не обладает полномочиями разрешать спор. Это создало волокиту для граждан, так как суды возвращают иски потребителей без рассмотрения, требуя обратится к медиатору и в госорган со ссылкой на статью 42-1 Закона», - сообщил вице-министр Кайрат Балыкбаев.

Предлагается исключить эту последовательность и дать возможность потребителю самому выбирать способы защиты прав: напрямую подать иск в суд или в госорган. 

Также планируется ввести институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителя (ЗПП). Он будет рассматривать жалобы, консультировать, координировать общественные институты защиты прав потребителей и участвовать в разработке законодательства. 

Поправки также направлены на повышение ответственности бизнеса. 

«Предлагается ввести гражданскую правовую ответственность для предпринимателей в виде штрафа в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе. Его размер должен быть от 10% до 50% от суммы иска потребителя», - сообщил Балыкбаев.

Общественники, защищающие права потребителей, считают, что стране действительно нужен омбудсмен или агентство, но с подчинением напрямую президенту. 

«Сейчас функцию защиты прав потребителей выполняет Министерство торговли. Оно находится в одной плоскости с другими коллегами, поэтому принимать мер в отношении них не будет. Введут омбудсмена, но от этого ничего не изменится, если не будет реальных полномочий и взаимодействия между госорганами», - считает заместитель председателя объединения юридических лиц "Республиканская Ассоциация Потребителей Казахстана" Турсун Джагпарова.

К слову, на заседании не озвучили статистику о мерах принятых в отношении нарушителей прав потребителей. 

Читайте также: 


Лента новостей

все новости