Пять лет тишины: как решалась судьба Темирлана Енсебека в суде

11 апреля Наурызбайский районный суд вынес приговор Темирлану Енсебеку — пять лет ограничения свободы. Финальное судебное заседание, на котором решалась судьба автора сатирического инстаграм-паблика Qaznews24, длилось 10 часов. Интересного в ходе процесса было много: переносы и отмены заседаний, недопуск журналистов, напряжённая атмосфера, протесты в здании суда, задержания и скандирования. Репортаж Orda.kz с финала этого скоротечного процесса.
Разве вы не слышали?
С самого утра людей было меньше, чем обычно. Видимо, сыграли роль задержания активистов накануне и усталость от ежедневных процессов. Но несмотря на это, в зал поместились не все желающие. Пропустили только пять человек — представители суда тщательно всех отсчитали.
День начался с реплики защиты о несоблюдении гласности процесса. Адвокат защиты Жанара Балгабаева уверена, что из-за этого и возникла напряжённая обстановка — протесты «Ашық сот!» и последующее задержание полицией. К слову, в Алмалинском райсуде, где проходили предварительные слушания, для наблюдателей выделили отдельный зал с трансляцией процесса.
«На первом судебном заседании вами (судьёй — прим. авт.) было удовлетворено ходатайство о гласности. После того как мы заявили, что все не вмещаются в этот зал, было объявлено о том, что есть второй зал, где могут находиться присутствующие. Однако, как нам стало известно, ни в первый день судебного заседания, ни на следующий день никакого зала не было. Люди так и не смогли попасть на судебное заседание, в связи с чем возникла такая тяжёлая обстановка, напряжённая».
Онлайн наблюдателей тоже не подключили, судья объяснила, что желающие слушают процесс в режиме конференции, и не обратила внимания на их отсутствие на экране:
«Для этого нет необходимости заявлять ходатайство».


После этого начался допрос свидетелей, находившихся рядом в момент задержания Темирлана три месяца назад.
Списывай, только не точь-в-точь
На допрос вызвали первого свидетеля. В зал зашёл студент, который гулял с другом во дворе в момент задержания Енсебека. Подсудимый не смог подтвердить, что это тот самый парень, потому как не видел его лица из-за плохой связи. Ранее адвокат подавала ходатайство, чтобы обеспечить физическое присутствие Темирлана в зале, ведь он не видит участников процесса, не может участвовать полноценно. Ответ снова отрицательный — этому мешает «технический момент».
Оказалось, что первый свидетель практически ничего не помнит. Темирлан рассказал, как сотрудники полиции забрали у него ключи от квартиры его девушки, Марии Кочневой, и отдали их только после допроса — спустя шесть-семь часов. Мария, в свою очередь, увидев ситуацию, начала снимать происходящее на телефон. Свидетель подтвердил, что правоохранительные органы запретили ей вести съёмку, а после её отказа стали отбирать телефон — захватывали со спины и выдёргивали из рук.
Второй свидетель, друг первого, прийти на суд не смог. И прокурор Дидар Кабаев предложил ограничиться одним. Судья с этим согласилась. Защита Енсебека заметила, что показания свидетелей в бланках допроса совпадают практически слово в слово. После адвокат Балгабаева настояла на том, чтобы Марию Кочневу тоже допросили.
«Я подошла с телефоном, они меня окружили, сзади в том числе. Схватили за руку, вот так дёрнули. Они розовый чехол сняли, а телефон мне удалось удержать. Я его спрятала и побежала в магазин. Также на меня давили, чтобы я удалила это видео, но я сказала, что имею право на это», вспоминала девушка подсудимого.

После допроса ей не разрешили остаться в зале, и заседание продолжилось. В этот момент прокурор Кабаев неожиданно возмутился из-за работы журналистов.
«Прошу сделать замечание. Кто меня снимает без разрешения? Вы сняли, да? Меня, без моего разрешения. Если хотите, вас (обращение к адвокату — прим. авт.) пускай снимают».

Суд перешёл к рассмотрению материалов уголовного дела.
Лингвистическая экспертиза с ошибками
Из всех материалов больше вопросов у адвоката вызвало заключение лингвистической экспертизы из-за грамматических ошибок в документе. Филолога вызвали для показаний. Женщина отвечала на вопросы с трудом, говорила с акцентом и ошибками. Она призналась, что окончила школу на уйгурском, заверив, что знает языки в совершенстве.
Как оказалось, в заключении экспертизы анализируется только песня «Йоу, орыстар». Авторы которой до сих пор неизвестны. Заключения по посту эксперт не делала.
На суде она заявила, что в посте, адресованном Тине Канделаки, она не увидела ничего оскорбительного.
На просьбу защиты предоставить время для дополнительной подготовки после допроса эксперта суд снова ответил отказом.
Когда Балгабаева пыталась приобщить независимую экспертизу от российских специалистов, прокурор высказался против, считая, что приобщать заключения специалистов из России по делу, которое рассматривают в РК, нецелесообразно.
Я тут пока посижу
После перерыва адвокат Жанара Балгабаева заявила об отводе судьи Кайсиной из-за того, что она делала замечания стороне защиты — обвиняла в затягивании процесса, наводящих вопросах и перебивании прокурора — и постоянно соглашалась с гособвинением. В результате судья покинула зал, её заменил коллега — судья Аян Бибатыров.
Но при этом секретарь суда осталась в зале. Адвокат выразила несогласие с новым составом суда:
«Нужно было в другом зале назначить время, а не подойти вот так формально, даже секретаря не поменяв, провести судебное заседание».
В конечном итоге отвод отклонили, и Бейнегуль Кайсина вернулась на место судьи. На этом судебное следствие закончилось и начались прения.
Прокурор зачитал обвинительный акт, запросив для Темирлана Енсебека пять лет ограничения свободы с целым списком того, что ему делать запрещено. Отягчающих или смягчающих обстоятельств он не нашёл:
«Завершаем уголовное дело. Вина подсудимого полностью доказана по материалам уголовного дела».
Подсудимый вышел на связь с последним словом, прося о том, чтобы ему дали минимальное наказание в виде штрафа по этой статье. На тот момент он уже понимал, что ему дадут обвинительный приговор.
«В этом мой жизненный опыт, в этой работе. Разрешите мне вообще дышать, потому что такие ограничения — как будто на меня уже нацепили ошейник. Я в таком шоке, что я даже не могу говорить. Дайте мне возможность заниматься какой-нибудь другой деятельностью, чтобы я мог работать. Я помню, что мне по этому приговору запрещают журналистскую деятельность, правозащитную деятельность, общественную и политическую...»эмоционально обратился он к суду.
Суд удалился в совещательную комнату.
Приговор суда под крики «Позор!»
Приговор Темирлану Енсебеку хотели услышать многие, поэтому к вечеру в суде собралось много людей.
Суд признал Темирлана Енсебека виновным по статье 174 Уголовного кодекса РК и приговорил к пяти годам ограничения свободы. Ему запрещено заниматься журналистикой, правозащитной и политической деятельностью, а также принимать участие в мирных собраниях, тренингах, конференциях и других публичных мероприятиях.
Кроме того, его привлекли к принудительному труду по 100 часов ежегодно. В качестве вещественных доказательств государству переданы его ноутбук и телефон.
Теперь Енсебек не имеет права давать интервью, вести страницы в социальных сетях, получать гранты, проводить офлайн- и онлайн-встречи, выходить в эфир, участвовать в собраниях, а также посещать развлекательные мероприятия.
Дополнительно суд назначил ему штраф в размере 20 МРП (73 840 тенге по курсу 2024 года) в пользу Фонда потерпевших. Видео с приговором судьи Orda.kz опубликовала в инстаграме.
Его предупредили, что за два любых нарушения ему грозит уже лишение свободы. Приговор пока не вступил в законную силу.
Напоследок Темирлан уточнил, будет ли он числиться в списке как террорист, на что Кайсина с улыбкой ему ответила: «В статусе экстремиста». Вслед уходящей судье присутствующие скандировали слово «Позор!».
В тот же день Темирлана Енсебека отпустили из СИЗО — он провёл почти три месяца в учреждении № 72. Об этом сообщили корреспонденту Orda.kz, когда тот приехал на место.

Orda.kz продолжит следить за развитием событий.
Читайте также:
Лента новостей
- Россия сняла запрет на импорт сельхозпродукции из Казахстана
- Верховный суд объяснил, почему закрыли свободный доступ к делам
- В индийском Кашмире расстреляли туристов
- Почему казахстанские чекисты уходят молча и вовремя? Пять выстрелов в замакима Шымкента. Совпадение?
- Доступ к банку судебных дел усложнили в Казахстане
- Черногория может предоставить политическое убежище Дине Тансари
- «В белый покрасьте»: Бердымухамедов готов покупать собранные в Казахстане автомобили
- Импорт картофеля взлетел в 90 раз, а цены всё выше
- Стало известно, за что разыскивают бизнес-партнёра Кайрата Боранбаева
- На поле в Талгаре, где уничтожили краснокнижные тюльпаны, вели незаконную стройку
- Как не умереть во время марафона, рассказал профессиональный спортсмен
- Толпой на одного: в Павлодаре дети жестоко избили семилетнего мальчика
- Нефть есть, прозрачности нет: Каспий мелеет, а властям нет до этого дела
- Четыре человека погибли в ДТП с внедорожником в Алматинской области
- Allur и Jetour создадут международный учебный центр в Центральной Азии
- Пассажирка родила в поезде и выбросила младенца из окна
- Фиктивное производство молока разоблачили в Караганде
- Журналистку Orda.kz Сандугаш Дуйсенову вызвали в полицию из-за её публикаций
- Акиматы обязали «рассекретить» очередь на земельные участки
- Бизнес-партнёра Кайрата Боранбаева объявили в розыск