Перекупщиков нет, но если поискать: кто виноват в отсутствии свободных мест в поездах Казахстана?

cover Фото: КТЖ

Летний сезон в самом разгаре, а вместе с ним и период отпусков. Школьники и студенты на каникулах, многие семьи планируют отдых внутри страны. Самыми привлекательными направлениями стали озёра Алаколь, Балхаш, Каспийское море, Астана, Алматы, Туркестан, Шымкент и курорт Бурабай. При этом найти билеты по этим ж/д направлениям — миссия невыполнимая. Отдел расследований Orda.kz раскрыл схему работы перекупщиков.

Как бы ни был удобен самолёт, цены на авиаперелёты в Казахстане кусаются. Ехать на собственной машине тоже зачастую накладно, остаётся только железная дорога. И тут начинается новый виток проблем — отсутствие билетов, и это несмотря на увеличение количества подвижного состава в летний период. 

Пассажирам также предлагается услуга «Проезд с пересадкой», которая позволяет доехать до пункта назначения, пересаживаясь на другие поезда. Проблему с дефицитом билетов в АО «Пассажирские перевозки» объясняют короткими дистанциями. Условно: билетов из Алматы до Астаны нет, но между станциями вагоны всё равно могут быть полупустыми. Причина в том, что кто-то успел приобрести себе место, например, из Шу до Караганды, а потом оно остаётся свободным.     

Корреспондент Orda.kz тоже столкнулся с такой проблемой. Журналисту нужно было купить билет из Усть-Каменогорска в Алматы, но ни одного не нашлось. Не получилось его приобрести ни онлайн, ни в кассах вокзала, и даже перекупщики разводили руками. История закончилась хорошо, потому что кто-то в последний момент отказался от поездки в мегаполис из Восточного Казахстана.

Как боролись против перекупщиков, но так и не справились с проблемой

В Алматы два железнодорожных вокзала и, по словам местных жителей, на обоих можно найти «помогаек». И это несмотря на целую кампанию по борьбе с ними. 

Так почему же нельзя справиться с проблемой раз и навсегда? Реализация билетов проходит через систему «АСУ-Экспресс». Это касается как онлайн-, так и офлайн-продажи. 

Для борьбы с перекупщиками в 2018 году увеличили комиссию за возврат билетов до тысячи тенге. Но зачем? Чтобы снизить желание перекупщиков заработать на системе, потому что именно так и работали «помогайки». Они выкупали большое количество билетов, оформляя их на себя или подставных людей. А когда появлялся клиент, билет сдавали и тут же выкупали на кассе. При этом конечная стоимость поездки становилась в разы дороже.

В итоге перекупщикам нужны были в помощь ещё два кассира: один возвращал билет, а другой продавал его клиенту.

В 2018 году в Казахстане работало около четырёх с половиной тысяч железнодорожных касс, лишь 208 из них принадлежали «Пассажирским перевозкам». Приобрести заветный билет можно было у ТОО «Турксиб-Астана», в компаниях «Пассажирская компания «Туран Экспресс», «Марал Нур», «Арлан Транс», «Сункар-1» и Nomads.

Фото: КТЖ

Для борьбы с перекупщиками в 2019 году нашли компанию, которая отвечала за подключение к программе «АСУ-Экспресс». По удивительному стечению обстоятельств ею оказалось предприятие Алии Назарбаевой ТОО «Инстант Пейментс» (сейчас дочь экс-президента не значится учредителем — прим. авт.). 

За каждый проданный билет предприятие получало комиссию от агрегаторов. Кроме того, у «Инстант Пейментс» был заключён девятилетний контракт  с КТЖ на 5,7 млрд тенге. Сотрудники дочери экс-президента создали автоматизированную фискализированную компьютерную систему (ФКС) Mobius, через которую до сих пор оформляют и продают электронные билеты. После разрыва договора с ТОО «Инстант Пейментс» в КТЖ нашли нового поставщика услуг — ТОО «Мобильный портал». 

Перепродажи билетов с введением ФКС сократились, но не исчезли. Как и раньше, в Казахстане наряду с АО «Пассажирские перевозки» билеты реализуют и частные пассажирские агентства, которые сами устанавливают размер комиссионного сбора.

«Расширены каналы сбыта, билеты продают через 15 сайтов, около 30 тысяч автоматов самообслуживания, туристические агентства и почтовые отделения. Также установили алгоритм задержки мест с возвращённых билетов. Совместно с сотрудниками полиции на железнодорожном транспорте проводим внезапные рейды по пресечению фактов перепродажи и обеспечения правопорядка на всех железнодорожных вокзалах», — сообщили в КТЖ в ответ на запрос редакции.
Фото: КТЖ

В структуре нацперевозчика регулярно следят за работой билетных касс. К нарушителям применяют дисциплинарные меры. 

Минус начальник вокзала и плюс несколько перекупщиков

Как мы и писали ранее, корреспондент Orda.kz лично побывала на двух вокзалах Алматы в поисках заветного билета. И пусть история получила хэппи-энд, пришлось сильно попотеть. В КТЖ советуют заранее планировать поездки, но это не всегда спасает от искусственного дефицита ж/д билетов. Для желающих прокатиться по казахстанской железной дороге имеются лист ожидания и новая услуга «проезд с пересадкой». В первом случае нет гарантий, что кто-то всё-таки откажется от своей поездки, а во втором — что быстро доберётесь до пункта назначения. 

В таком случае остаются только «помогайки». Перепродажа билетов незаконна, но у отчаявшихся казахстанцев не остаётся выбора. При этом жалобы на перекупщиков регулярно поступают к национальному оператору железнодорожных перевозок. 

Недавно сотрудники КТЖ провели собственный рейд. Вместе с общественниками они под прикрытием пришли на вокзал «Алматы 2». Сказав, что ищут билет до Астаны, начали спрашивать, кто может им помочь с проблемой. Помощник нашёлся относительно быстро. 

Совет по приобретению билета дала продавщица фруктов. Стоимость верхней полки до Астаны составила 15 тысяч тенге. Как оказалась, перекупом занимались работники частной кассы и их посредники. Согласно статье 624-1 КОАП РК «Нарушение правил организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте», им грозит штраф: для физических лиц 100 МРП (369 тысяч тенге), для крупного бизнеса — 250 МРП (923 тысячи тенге). При повторном нарушении штрафы начинаются от 200 (738 тысяч тенге) и достигают 500 МРП (1,8 млн тенге).

Так как сотрудник КТЖ не имеет право задерживать нарушителей, то все материалы расследования передали в полицию. Кроме того, на время проведения проверки отстранён от должности начальник вокзала «Алматы 2» Бекболат Акпанов. Частная касса, через которую проводили махинации перекупщики, пока не работает. В КТЖ заверили, что проведут рейды во всех регионах.  

Но если так просто найти перекупщиков, то почему их не задерживают массово? Здесь есть нюансы. Для каждого случая нужен проездной билет, по которому можно отследить историю приобретения документа и выявить мошенническую систему.

Пассажиры и сами могут заявить о противоправных действиях перекупщиков, безбилетников проводнику, начальнику поезда или сотруднику транспортной полиции в поезде либо позвонить 102.

Есть ещё несколько способов оставить обращение:

  • написать на WhatsApp: +7 (778) 257-64-94;
  • сообщить в инстаграме @jolaushylar_tasymaly, аккаунт принадлежит АО «Пассажирские перевозки»;
  • в E-Otinish адресату АО «Пассажирские перевозки».
Фото: КТЖ

Перепродажи нет

В Министерстве транспорта в ответ на запрос Orda.kz сообщили, что «в целом отсутствует возможность перепродажи проездных билетов». Есть лишь факты по оказанию возмездной помощи пассажирам в оформлении проездных документов через услугу «лист ожидания».

«В 2023 году выявлено два нарушения. Взыскали штраф в 345 тысяч тенге. Телефоны горячей линии Министерства транспорта — 983 535, 983 533. В соответствии с пунктом 19 Правил перевозок пассажиров перепродажа проездных билетов не допускается. Работники железнодорожных вокзалов и военизированной охраны принимают все необходимые меры по предотвращению, пресечению фактов незаконной скупки и перепродажи документов на территории вокзала», — ответили в ведомстве.

В этом году в КТЖ планируют перевезти более 4,2 млн пассажиров. Ещё часть воспользуется помощью частных перевозчиков, которых в Казахстане насчитывается более 14.

Редакция Orda.kz будет и дальше рассказывать о проблемах в железнодорожной отрасли. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости