Патентный троллинг и китайцы: что будет с Яндекс.Go

cover

Что за игры происходят на рынке пассажирских перевозок в Казахстане, чем закончится судебная тяжба Яндекс. Такси и что ждёт водителей и пассажиров?

Orda.kz попыталась разобраться в ситуации.

Таксист Ерлан работает в Яндекс. Такси восемь месяцев. Ежедневно выезжает рано утром и возит людей до ночи. Содержит семью. Работать в других сервисах не хочет: говорит, что там непонятные приложения и мало заказов. На вопрос о том, что с ним будет, если Яндекс-такси всё-таки заблокируют, отвечает философски.

     - Не критично, конечно. Но и хорошего в этом мало.

Вопрос о том, заблокируют ли Яндекс.Такси в Казахстане, остаётся открытым. На прошлой неделе межрайонный экономический суд Алматы частично удовлетворил иск, поданный ТОО G-Taxi на «Яндекс.Go». Владелица выигравшей компании Надежда Ким заявила, что владеет патентом на систему заказа автомобилей с 2016 года, поэтому «Яндекс.Go» фактически нарушил её исключительные права. В пресс-службе «Яндекса» заявили, что сервис продолжает работать, и компания будет подавать апелляцию.

Патентный троллинг пришёл в Казахстан

В СМИ Надежду Ким преподносят не иначе как «патентным троллем». Однако юрист Асылбек Абдыкулов считает, что называть её так нет оснований. Для этого нужно признать патент недействительным в судебном порядке.

    - Она законно защищает свои права. Если мы просто назовём её патентным троллем, то автоматически вешаем ярлык на Национальное патентное ведомство, которое выдало ей патент.

Абдыкулов отметил, что патентные споры в Казахстане встречаются довольно часто, потому что наше законодательство несовершенно.

Впрочем, такое происходит во всём мире, говорит экономист Айдархан Кусаинов.

Фото: businessmir.kz

     - Это стандартная ситуация. Люди во всех странах находят патенты, выискивают схожести у лидеров рынка и пытаются получить от них деньги. В ход идёт всё – доменные имена, товарные знаки. Это один из вариантов корпоративного шантажа.

Кусаинов рассказал, что в развитых странах строже относятся к интеллектуальной собственности, но системных методов борьбы нет, как и единого сценария действий патентных троллей. Да и в любом праве есть недостатки.

     - Для Казахстана это, конечно, в новинку. Наверное, можно даже гордиться тем, что к нам пришёл троллинг интеллектуальной собственности. Это и урок для патентного бюро, которое до этого смотрело на патентные дела сквозь пальцы.

Кстати, Надежда Ким подаёт уже не первый иск как патентообладатель. В 2019 году она уже судилась с «Яндекс.Такси Казахстан», но проиграла. То же случилось и в 2018 году, когда Ким подала иск к такси «Лидер».

Китайцы наступают?

Прецедент с Яндекс.Go вызывает вопросы не только по поводу патента. В Казнете пошли слухи о том, что за произошедшим может стоять китайская компания Didi. В мае она зашла на рынок Казахстана, и, судя по всему, аппетиты у неё приличные. Конгломерат был основан в 2012 году. Среди услуг – каршеринг, сервис такси, райдшеринг, аренда велосипедов и др.  Сервисами DiDi пользуются более чем 450 млн пользователей в более чем 400 китайских городах и других странах. В декабре 2017 года DiDi стала самой дорогой начинающей компанией в мире с оценкой более $56 млрд. Её поддерживали более чем 100 инвесторов.

Фото: Яндекс.Дзен

Айдархан Кусаинов считает, что Didi, теоретически, могла купить патентообладателя и затеять всю эту чехарду. Но у Яндекса есть много выходов из ситуации – оспаривать решение суда или даже согласиться заплатить патентообладателю некую сумму. Как правило, такие дела решаются мирно. И в любом случае, всё – в рамках закона.

     - Что касается антикитайских настроений, считаю, их сюда не стоит привлекать. Это чисто рыночные отношения. Мы же не отказываемся от Xiaomi Huawei. Когда Яндекс приходил на наш рынок, его тоже обвиняли в демпинге и других грехах. Для казахстанцев нет разницы, будет ли Яндекс.Такси или Didi. Главное, чтобы сервис был качественный.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов тоже считает, что беспокоиться за Яндекс ещё рано.

Фото: ombudsmanbiz.kz

     - Не нужно драматизма. Решение суда первой инстанции не вступило в законную силу, Яндекс. Такси подаст апелляционную жалобу. Не могу сказать, чем всё это закончится, но у Яндекса сильная юридическая служба, а сам предмет спора вызывает недоумение. Если Яндекс всё-таки проиграет, то пострадают десятки тысяч людей, в основном, самозанятые. Мы озабочены этой ситуацией, но вмешиваться не можем по закону.

Ситуация с Яндекс.Go наделала много шума, но, судя по всему, переживать пока не стоит. Как бы то ни было, свято место пусто не бывает: не Яндекс, так Didi, не Didi, так какой-нибудь другой сервис. Главное, чтобы цена и качество услуг удовлетворяли потребителей. А как раз возросшие цены Яндекса, кстати, в последнее время и вызвали шквал возмущения казахстанцев...

Что будет, если «Яндекс.Такси» всё-таки заблокируют в Казахстане?

А вдруг всё-таки «Яндекс.Такси» исчезнет? Как алматинцы, карагандинцы, актюбинцы или астанчане будут передвигаться из точки А в точку Б? Корреспондент Orda.kz искала ответы на эти вопросы на улицах Алматы.

Лента новостей

все новости