Откуда берутся «зайцы» и сколько зарабатывают контролёры? Узнали, как работается тем, кто проверяет ваши билеты

cover Коллаж: Orda.kz

Orda.kz продолжает рассказывать о людях, чей труд не всегда оценён, зарплаты не слишком большие, но чья работа нужна. Ранее мы готовили материал про воспитателей и дворников, на этот раз обсудим контролёров в алматинских автобусах. Они часто вынуждены высаживать безбилетников — это часть их работы, но в ответ получают крики и мат. Мы поговорили с алматинскими контролёрами и выяснили, как они справляются с агрессивными пассажирами, ловят безбилетников, и наконец, довольны ли своей зарплатой. 

Контролёры «Онай» выходят по графику: два дня работаешь, два отдыхаешь. Смена с 6:30 утра до 20:00 вечера, два часа выделяется на обед. Проверяют они не только какой-то автобус, а чередуют: два дня выходят на одной линии, два дня на другой. 

Сейчас люди агрессивнее, чем раньше

Гульвира Илиева работает контролёром уже 10 лет. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz 
«Сейчас работать легче, чем в прошлом. Раньше график работы был 6/1, тогда было сложно. Минус в том, когда пассажир не оплачивает и проявляет агрессию. А плюсы то, что у тебя свободный график. Ты приходишь в 6.30 и целый день проводишь на свежем воздухе», рассказывает Илиева. 

По её мнению, пассажиры раньше были более спокойными, чем сейчас, и объяснила, с чем это может быть связано:

«Тогда проезд был очень дешёвый, сейчас подорожал, пассажиры очень злые. Каждый старается cэкономить»

С ней согласна другая наша собеседница, Динара Асанбекова. Она тоже работает в общественном транспорте больше 10 лет, по её словам, всегда негатив идёт со стороны пассажиров. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz 
«Конечно, мы получаем стресс. В час пик люди не проходят в салон автобуса, середина пустая, а толпятся возле дверей. Мы стараемся их продвигать»,
рассказала она. 

По словам следующей героини Индиры, она каждый сталкивается с озлобленными людьми, но старается реагировать спокойно:

Фото представлено Индирой
Фото представлено Индирой 
«Работать с людьми сложно, морально устаёшь. Как только начинаешь проверку, сразу же злятся, говорят: „Замучили вы нас“. Мы ведь ничего лишнего не требуем, просто выполняем свою работу, но пассажиры отвечают так агрессивно»

Сколько «зайцев» сидят в автобусах и почему они не платят

В прошлом году Orda.kz писала о том, как контролёр в автобусе довела девочку-подростка до нервного срыва, выяснилось, что ей не хватило всего 10 тенге. Ситуация вызвала бурную реакцию общества. Но такие поступки коллег наши собеседницы не поддерживают. Хоть и призывают родителей школьников проверять и пополнять карту вовремя. 

«Родители не делают детям карточки, хотя в школе предоставляют. Многие говорят, что мама не успела положить денег или папа не закинул», — рассказывает Гульвира Илиева. 

На вопрос, высаживают ли они школьников, если те не оплатили проезд, героини ответили единодушно — нет. То есть это принципиально для них, они ограничиваются предупреждением. 

Кто ещё не платит и затем устраивает скандал? Взрослые, особенно пьяные. С ними намного сложнее, и контролёрам приходится выгонять их из автобуса. 

«Когда человек пьяный, он начинает много разговаривать. Сами же знаете, люди стараются попасть домой в тишине, спокойно доехать на автобусе. А если будет такая агрессия, конечно, стараешься вывести человека на улицу».  

Что касается «зайцев», то контролёры утверждают, что в одном автобусе обычно насчитывают более 10 безбилетников, в основном это студенты. 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz 
«Когда мы заходим, они не прикладывают свои карты, а начинают платить только во время проверки или же в этот момент пополняют свои карты»,объяснила Индира. 

По словам Илиевой, как только контролёр заходит в автобус, безбилетники тут же выбегают.

Что с зарплатой? 

В месяц выходит 15 смен. Как утверждают наши героини, их зарплата составляет 250 000 — 260 000 тенге. Довольны ли они? 

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz
«Не жалуюсь, всё устраивает»,говорит Гульвира. 
«За 15 дней выходит, думаю, что это нормально»,считает Динара. 
«Конечно, маловато, было бы хорошо, если бы повысили. Вы же сами знаете, всё дорого, есть кредит. Но деваться некуда, нужно работать»,рассказала Индира. 

На вопрос о том, планируют ли они менять свою работу, собеседницы ответили, что нет. Гульвира Илиева добавила, что старается видеть хорошее во всём, поэтому один из её любимых рабочих моментов — когда заходишь в автобус и начинаешь с людьми... перешучиваться.

Ранее Orda.kz писала о том, что происходит с общественным транспортом в Алматы, можете прочитать по ссылке. Также о том, что изменилось, помимо проезда, рассказывали здесь.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости