Отходы Чарына: куда идут канализационные стоки и что может исправить ситуацию?

cover коллаж Orda.kz

Orda.kz на этой неделе писала о большой стройке близ Чарынского национального парка. Инвесторы планируют строить горно-обогатительный комбинат и пока неясно, что будет с его отходами. Теперь продолжение истории, а также рассказ о том, как справляется со стоками туристический объект.

Об открытии визит-центра Qazaq National Parks наша редакция уже сообщала. Частная компания занимается развитием экологичного и цивилизованного туризма в Казахстане. Визит-центр Sharyn открылся в конце марта 2023 года и кардинально изменил ситуацию с удобствами для внутренних и иностранных туристов.

Утопленное в землю и едва заметное с парковки здание таит в себе все современные удобства –информационный центр, в котором консультируют гостей и организуют для них экскурсии. Здесь функционируют заветный для горожан современный туалет и кафе с национальной кухней. Также есть магазин с фирменной продукцией, в том числе той, что может пригодиться в походе и в экстренных случаях. 

«С тех пор как мы открылись, турпоток в Чарын существенно вырос. Если в 2022 году национальный парк посетили 60 тысяч туристов, то только за первое полугодие 2023-го число посетителей превысило 70 тысяч человек, потому что современные туристы – и наши, и иностранные – ценят и любят комфорт», – рассказывает управляющий визит-центра Диас Шимиров. 

Визит-центр Sharyn: проблемы и успехи

При этом комфорт влечёт огромные расходы – воды в Чарыне нет. Пробурить скважину здесь невозможно – слишком глубоко залегают источники, а тянуть воду из реки слишком дорого. Поэтому в уборной постоянно звучит аудионапоминание о необходимости экономить драгоценную воду, но действует оно не на всех. Корреспондент Orda.kz застал там туристов, которые буквально мылись в раковинах.

люди порой моются в туалетах визит центра Sharyn, фото Orda.kz
Люди порой моются в туалетах визит-центра Sharyn, фото Orda.kz
"Вода у нас вся привозная, за 70 километров привозим питьевую воду. В выходные дни в летний период в среднем привозится от 8 до 20 тонн воды на потребление посетителей визит-центра. После использования бытовые воды визит-центра поступают на локальные очистные сооружения (ЛОС), где происходит биохимическая очистка бытовых сточных вод", – поясняет управляющий. 
управляющий визит центра Диас Шимиров, фото Orda.kz
Управляющий визит-центра Диас Шимиров, фото Orda.kz

Осенью эти воды планируют использовать для полив зелёных насаждений. Деятельность у визит- центра только туристская, без вредных отходов. У здания уже посадили деревья и кустарники, которые надеются поливать очищенными стоками. В центре заверяют, что ЛОС имеют все необходимые сертификаты.

"Было бы хорошо, если бы Казахстан сам производил такое оборудование, устанавливал его. Ни для кого не секрет, что многие хозяйственные предприятия в стране не используют очистные сооружения. Кстати, купить и установить их недостаточно, надо регулярно их обслуживать. Мы вызываем специалистов и ассенизаторскую машину для откачки и очистки бытовых вод ЛОС", – сказал корреспонденту Orda.kz управляющий визит-центра.  

В итоге ассенизаторы забирают уже очищенные отходы жизнедеятельности. На территории визит-центра расположены собственные многоступенчатые очистные сооружения.  

«Тут три отсека. В первом из них происходит аэрация. Во втором всё оседает и поступает в третий, где вода уже очищается фильтрами. Из-за большого наплыва посетителей мы сейчас будем устанавливать четвёртый отсек. Многие автобусы уже знают о наших удобствах и теперь останавливаются именно в санитарных целях и отправляют туристов в наш туалет, после чего отправляются на прогулку по национальному парку», – с улыбкой говорит Шимиров.

Чистые туалеты нужны всем

В популярных точках на территории той самой «Долины замков» установлены четыре «сухих» туалета, а раньше приходилось бегать в кусты. Это отпугивало стыдливых туристов. Теперь всё куда приличнее и пока что совершенно бесплатно. Но и сейчас не все ценят редкие для этой местности удобства: бросают в уборных средства гигиены и подгузники, из-за чего фильтрационное оборудование выходит из строя и происходят аварии.

Ещё одна проблема, но уже природного характера — это особенности почвы в национальном парке. Насколько она рыхлая, можно судить даже невооруженным взглядом. Так, например, выглядит склон, на котором расположена автостоянка на Чарыне: его буквально размывает каждый прошедший дождь.

после каждого дождя склоны каньона размываются, фото Orda.kz
После каждого дождя склоны каньона размываются, фото Orda.kz

Ливнёвку, как сообщили корреспонденту Orda.kz в администрации, устроить пока невозможно – воду попросту некуда сливать. Из визит-центра открывается панорама не только на знаменитый каньон, но и на строящийся вольфрамовый ГОК. В администрации надеются на то, что с его появлением в каньон придёт вода. Однако по-прежнему непонятно, куда будет уходить канализация. Не в нацпарк же в конце концов?

Переработка стоков дорого, но необходимо

Подобные сооружения – фильтрационные и аэрационные поля вместе с капитальными станциями очистки – стоят миллиарды тенге. Их строительство не может профинансировать Согетинский сельский округ, только казна областного, если не республиканского масштаба. 

Чарынский каньон, фото Orda.kz
Чарынский каньон, фото Orda.kz

Orda.kz направила запрос в акимат Енбекшиказахского района с вопросом, сколько будут забирать и куда пойдут отходы будущего производства. Там ответили, что согласно расчётам проектной компании "Антал" от 28 июля 2021 года был произведён анализ водопотребления ГОКа. 

"Объем потребляемой воды составит 13 тыс. м³/сутки, а годовой объем забора воды составит 4 млн 680 тыс. м³, что составляет 0,59% от общего среднегодового расхода реки Чарын и меньше в 22 раза потребления главного водопотребителя реки. Этот объем является незначительным в рамках общего водопользования", – говорится в заключении. 

Главный потребитель – Алматинский филиал республиканского государственного предприятия на ПХВ "Казводхоз", который занимается в том числе подачей поливной воды — 101 млн 083 тыс м³/год. За разъяснением, куда пойдут стоки производства, мы обратились непосредственно в компанию "Жетicу Вольфрамы". Там нас заверили, что никакой опасности для экологии уникальное производство не несёт, и пообещали предоставить соответствующие документы. 

В целом же в Казахстане остро стоит проблема очистки стоковых вод и утилизации бытовых отходов. О чём мы писали в наших материалах, в частности, о мусорной коррупции.

Читайте также:

Лента новостей

все новости