Осень будет жаркой: что скрывает закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе
Подписанный 10 июля президентом Токаевым новый закон несёт в себе немало "весёлых" сюрпризов всем казахстанским пользователям Интернета. К такому выводу невольно приходишь, внимательно изучая все положения опубликованного в СМИ документа.
"Решили прислушаться к мнению медиасообщества и общества, внимательно изучить мировые тренды и отдельно рассмотреть законодательство о СМИ и правила работы онлайн-площадок. Принятие закона заложит правовую базу для работы онлайн-площадок в РК, позволит концептуально внедрить нормативную базу регулирования в сфере онлайн-площадок и онлайн-рекламы", - это цитата из опубликованного в день подписания президентом Казахстана закона поста министра информации и общественного согласия РК Дархана Кадырали в социальной сети Facebook.
То есть, всё как обычно – по настоятельной просьбе общественности и с учётом мирового опыта. Тот же господин министр назвал образец, на который опирались разработчики нового закона "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе". Речь о вступившем в Европейском Союзе в ноябре 2022 года законе "О цифровых услугах", которому, по уверениям Дархана Кадырали, "нет альтернативы".
Хотя на деле даже в адрес этого "безальтернативного" закона до сих пор раздаётся критика и со стороны Европейской федерации журналистов, и защищающих интересы обычных пользователей Интернета популярных в ЕС адвокатов.
Впрочем, нас должна, прежде всего, волновать разработка отечественных законотворцев, которая вступает в силу в первых числах сентября текущего года. И надо заметить, причина для беспокойства есть. Ведь в подписанном Токаевым новом законе, призванном бороться с противоправным контентом и мутной онлайн-рекламой, довольно много обтекаемых формулировок, которые при "правильной" трактовке можно использовать фактически против любого пользователя Интернета.
Странные пункты
Начнём с "общих положений", где есть несколько вызывающих недоумение пунктов. Например, определение "ложной информации" с указанием, что к ней относятся и "существенные искажения фактов, создающих ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах", которые зафиксированы в любой форме.
Как будто всё понятно, но представим себе ситуацию, что кто-то из пользователей Интернета где-нибудь в комментариях одной из соцсетей сообщает, что некий аким на местах начинает подозрительный сбор денег на памятник своему жившему в XIX веке предку-батыру. Возмущенный руководитель исполнительной власти требует наказания пользователя за ложную информацию, подчёркивая, что на самом деле этот батыр уже давно признан народным героем – имеются даже многочисленные сказания, а написавший комментарий человек оклеветал его и поставил под сомнение исторические факты. В итоге пользователь получает штраф. Как думаете, такое может быть?
Интересно и определение инфлюэнсера (блогера). В соответствии с новым законом, это пользователь Интернета, который публикует информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.
По этой причине объявить инфлюэнсерами фактически можно всех, имеющих аккаунты в социальных сетях с пятью тысячами френдов и парой тысяч подписчиков, которые где-нибудь в Facebook, VK или Instagram опубликовали сообщение о продаже излишков выращенных на своей грядке огурцов. Таких людей очень много и их даже можно приравнять к СМИ, поскольку в Казахстане тиражи отдельных печатных изданий колеблются в пределах от пяти до шести тысяч экземпляров.
Или будет создано некое новое агентство, которое получит возможность контролировать поведение жителей Казахстана в Интернете? Возможно, кому-то все эти вопросы покажутся несущественными. Вот только наша действительность показывает, что имеет большое значение, кто будет во главе "уполномоченного органа" - генералы или гражданские лица.
От желаемого к действительному
Пропускаем ряд статей закона больше декларативного характера, и останавливаемся на, безусловно, важной статье "язык онлайн-платформ". Все три пункта в ней указывают на необходимость активного внедрения казахского языка в работу онлайн-платформ, к которым в соответствии с подписанным законом относятся интернет-ресурсы, софты, социальные сети и мессенджеры.
Cобственники онлайн-платформ, во-первых, должны создать возможность использовать интерфейс на государственном языке с одновременным ознакомлением с пользовательским соглашением.
Во-вторых, дать возможность автоматически переводить контент.
В-третьих, обеспечить модерацию на казахском языке… с целью недопущения нарушения законодательства страны. Вроде всё ясно, однако есть несколько "но". Далеко не факт, что собственники, особенно онлайн-платформ иностранного происхождения, будут следовать этой статье казахстанского закона. Нельзя исключать, что из-за требуемых дополнительных расходов они просто не захотят этого делать.
Возьмём, к примеру, наиболее популярные социальные сети – Facebook, Instagram, TikTok, Twitter и VK. Из настроек выясняется, что TikTok, Twitter и Instagram пока ещё не дают возможности полноценного перехода на казахский язык. Хотя именно в Instagram и TikTok отдельные пользователи из Казахстана, в том числе размещающие свои посты на казахском языке, имеют по несколько миллионов подписчиков. Вопрос – как необозначенный уполномоченный орган сможет заставить их исполнять законодательство страны? Будет ссылаться на необходимость выявления противоправного контента или закроет доступ к ним, по примеру России? Непонятно.
Можно предположить, что эта статья закона работать не будет, а собственники онлайн-платформ самостоятельно придут к необходимости появления интерфейса, модерации и автоматического перевода контента по мере увеличения казахскоязычных пользователей на их ресурсах.
Кого попросят "на ковёр"
Довольно много интересного можно увидеть и в главе "Правовой режим функционирования онлайн-платформ". Можно сказать, это самая важная глава нового закона. Ведь именно в ней содержится информация о том, ради чего и всё и затевалось. К примеру, указывается, что все собственники либо законные представители онлайн-платформ с ежемесячным количеством пользователей в 100 тысяч человек должны будут назначить своего представителя для взаимодействия с уполномоченным органом. В данном случае особенно "повезло" чуть ли не армии пользователей сети Instagram, которым на основании закона придётся периодически выслушивать всевозможные "фи" и нравоучения в свой адрес со стороны государственных чиновников. И да, все собственники онлайн-платформ и их законные представители попадут в специальный реестр всё того же уполномоченного органа.
Кстати, интересно будет посмотреть, как какой-нибудь раздутый от собственной значимости молодой чиновник станет вести "профилактическую беседу" с законным представителем, например, сети TikTok. Если, конечно, такой появится и таки позволит вызвать себя "на ковёр". Это не всё. Все онлайн-платформы обязуют определять точное количество казахстанских пользователей и своевременно противодействовать распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан, незамедлительно уведомляя правоохранителей при его появлении, особенно в том случае если он представляет собой "угрозу жизни или безопасности человека и гражданина". Ладно, здесь без комментариев.
Для чего? Для того, чтобы в случае чего закрыть интернет-ресурс, поскольку своими, скажем, негативными публикациями, кои прочли десятки тысяч человек, он нанёс ущерб репутации некоего человека, общественного деятеля или даже всей стране? Или для того, чтобы понять, кому давать госзаказ, а кому нет, поскольку он не достоин? Нет, наверное, дело всё же в контенте с целым перечнем упомянутых в законе запретных тем. В любом случае, "быть или не быть" решать будет "монстр" под названием "уполномоченный орган".
Привет самоцензуре
Немало места в законе "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе" уделяется и модерации контента. Если ещё лет пять назад создатели интернет-изданий спорили о том, что лучше – "предмодерация" или "постмодерация", то теперь этот вопрос закрыт. В законе подчеркивается, что собственник онлайн-платформ должен не только принимать меры по противодействию размещению и распространению противоправного контента, а к нему относят и комментарии к публикациям, но и в течение 24 часов взаимодействовать в случае его выявления с правоохранительными органами. Очевидно, что в первую очередь эти требования коснутся казахстанских интернет-изданий, тогда как иностранные СМИ и соцсети их почти наверняка проигнорируют. Или есть другие версии?
Что касается инфлюэнсеров-блогеров и размещаемой ими на различных площадках в Интернете рекламы, то, как это ни странно, особых замечаний к статьям нового закона в этой связи нет. Вместе с тем, очевидно, что блогеров, которые так любят хвалиться, что за каждый Stories они получают от 500 тысяч тенге, а за Reels - до пяти миллионов тенге, потому у них часы Rolex на руках красуются, почти наверняка заставят серьёзно раскошелиться по налогам. Соответственно, с их стороны по осени следует ожидать шум-гам-тарарам с возгласами "мы не знали". Что вполне естественно, поскольку среди них мало кто читает новые законы – у них другие интересы.
Благо поводов для этого может быть немало. Это и начало учебного года, в ходе которого способна "всплыть" ещё одна образовательная реформа. Это и какой-нибудь очередной резонансный случай с участием "большого начальника", который взбудоражит всю страну. Это и уже объявленное предстоящее значительное повышение тарифов на коммунальные услуги, что заставит население страны выскребать по сусекам свои последние денежки. Вот здесь и начнут прилетать "горячим головам" за их высказывания административные штрафы по 20 МРП.
И таких оштрафованных может оказаться очень много. Ведь далеко не все догадываются, что в соответствии с новым законом оштрафовать могут не только за нарушение межнационального и межконфессионального согласия или за подвергающие сомнению государственность и территориальную целость страны, но и за разжигание социальной, расовой и сословной розни.
Кстати, к сословной розни стоит присмотреться особо внимательно, поскольку это только кажется, что она канула в летах. В реальности с 2012 года депутаты Парламента, министры, акимы и другие члены политического Олимпа Казахстана значатся отдельной социальной группой. Так что, осень ожидается жаркой, а населению на собственном горьком опыте, который уже давно имеют казахстанские СМИ, придётся учиться… самоцензуре в Интернете.
Автор: Анатолий Вайскопф
Лента новостей
- Блогер из Павлодара заплатит штраф за проведение онлайн-лотереи
- Кайрат Нуртас вновь оскандалился: хозяйка ресторана из Атырау судилась с певцом из-за тысячи долларов
- Бывшая жена акима района в Атырауской области заявила о жестоком избиении и истязании на протяжении 11 лет
- Начало Кантара, вода, тепло и пальмы: чем запомнился Нурлан Ногаев на посту акима Мангистауской области
- За обнаженную видеосъемку во время ареста казахстанская журналистка отсудила деньги у госорганов
- Паводки в Казахстане: Евразийский банк развития выдал стране миллион долларов
- Украл миллиард из казны: суд вынес решение по делу беглого бизнесмена Ануарбека Джексенгалиева
- Атака беспилотников на Новороссийск: под угрозой ли экспорт казахстанской нефти?
- Как при Сагинтаеве незаконно продали земли в природном парке Алматы
- За рекламу двоежёнства накажут администрацию алматинского ТЦ
- Выросшие тарифы, новый аким и дорогое жильё: что ещё изменилось в Алатау
- Антикор завершил расследование по делу о взятках в МСХ
- Паводки в Кульсары: только треть пострадавших домов признали аварийными
- В ЗКО снесли памятник учителю, установленный на деньги выпускников
- Жительница Мангистау ночует в палатке с сыном-инвалидом перед зданием акимата
- В Алматы появится новый сквер
- В Петропавловске бизнес направил первые транши на жильё пострадавшим от паводков
- Скромность Токаева: почему президент не отмечает день рождения
- Легализация эскорта и проституции в Казахстане: мнения за и против
- Третий день митинга в Кульсары: жители обратились к Токаеву