Осень будет жаркой: что скрывает закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе

cover

Подписанный 10 июля президентом Токаевым новый закон несёт в себе немало "весёлых" сюрпризов всем казахстанским пользователям Интернета. К такому выводу невольно приходишь, внимательно изучая все положения опубликованного в СМИ документа.

"Решили прислушаться к мнению медиасообщества и общества, внимательно изучить мировые тренды и отдельно рассмотреть законодательство о СМИ и правила работы онлайн-площадок. Принятие закона заложит правовую базу для работы онлайн-площадок в РК, позволит концептуально внедрить нормативную базу регулирования в сфере онлайн-площадок и онлайн-рекламы", - это цитата из опубликованного в день подписания президентом Казахстана закона поста министра информации и общественного согласия РК Дархана Кадырали в социальной сети Facebook.

То есть, всё как обычно – по настоятельной просьбе общественности и с учётом мирового опыта. Тот же господин министр назвал образец, на который опирались разработчики нового закона "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе". Речь о вступившем в Европейском Союзе в ноябре 2022 года законе "О цифровых услугах", которому, по уверениям Дархана Кадырали, "нет альтернативы".

Хотя на деле даже в адрес этого "безальтернативного" закона до сих пор раздаётся критика и со стороны Европейской федерации журналистов, и защищающих интересы обычных пользователей Интернета популярных в ЕС адвокатов.

Впрочем, нас должна, прежде всего, волновать разработка отечественных законотворцев, которая вступает в силу в первых числах сентября текущего года. И надо заметить, причина для беспокойства есть. Ведь в подписанном Токаевым новом законе, призванном бороться с противоправным контентом и мутной онлайн-рекламой,  довольно много обтекаемых формулировок, которые при "правильной" трактовке можно использовать фактически против любого пользователя Интернета.

Странные пункты

Начнём с "общих положений", где есть несколько вызывающих недоумение пунктов. Например, определение "ложной информации" с указанием, что к ней относятся и "существенные искажения фактов, создающих ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах", которые зафиксированы в любой форме.

Как будто всё понятно, но представим себе ситуацию, что кто-то из пользователей Интернета где-нибудь в комментариях одной из соцсетей сообщает, что некий аким на местах начинает подозрительный сбор денег на памятник своему жившему в XIX веке предку-батыру. Возмущенный руководитель исполнительной власти требует наказания пользователя за ложную информацию, подчёркивая, что на самом деле этот батыр уже давно признан народным героем – имеются даже многочисленные сказания, а написавший комментарий человек оклеветал его и поставил под сомнение исторические факты. В итоге пользователь получает штраф. Как думаете, такое может быть?

Интересно и определение инфлюэнсера (блогера). В соответствии с новым законом, это пользователь Интернета, который публикует информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, в целях предпринимательской деятельности.

Фото Freepik

Сколько пользователю необходимо иметь в наличии подписчиков, чтобы его могли назвать блогером, в законе не указано.

По этой причине объявить инфлюэнсерами фактически можно всех, имеющих аккаунты в социальных сетях с пятью тысячами френдов и парой тысяч подписчиков, которые где-нибудь в Facebook, VK или Instagram опубликовали сообщение о продаже излишков выращенных на своей грядке огурцов. Таких людей очень много и их даже можно приравнять к СМИ, поскольку в Казахстане тиражи отдельных печатных изданий колеблются в пределах от пяти до шести тысяч экземпляров.

Не все понятно и с "уполномоченным органом". Согласно подписанному закону, это "центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы". Возникает вопрос, а на базе какого министерства или ведомства он будет создан? Это будет подразделение министерства информации и общественного развития, министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, КНБ, МВД?

Или будет создано некое новое агентство, которое получит возможность контролировать поведение жителей Казахстана в Интернете? Возможно, кому-то все эти вопросы покажутся несущественными. Вот только наша действительность показывает, что имеет большое значение, кто будет во главе "уполномоченного органа" - генералы или гражданские лица.

От желаемого к действительному

Пропускаем ряд статей закона больше декларативного характера, и останавливаемся на, безусловно, важной статье "язык онлайн-платформ". Все три пункта в ней указывают на необходимость активного внедрения казахского языка в работу онлайн-платформ, к которым в соответствии с подписанным законом относятся интернет-ресурсы, софты, социальные сети и мессенджеры.

Cобственники онлайн-платформ, во-первых, должны создать возможность использовать интерфейс на государственном языке с одновременным ознакомлением с пользовательским соглашением.

Во-вторых, дать возможность автоматически переводить контент.

В-третьих, обеспечить модерацию на казахском языке… с целью недопущения нарушения законодательства страны. Вроде всё ясно, однако есть несколько "но". Далеко не факт, что собственники, особенно онлайн-платформ иностранного происхождения, будут следовать этой статье казахстанского закона. Нельзя исключать, что из-за требуемых дополнительных расходов они просто не захотят этого делать.

Возьмём, к примеру, наиболее популярные социальные сети – Facebook, Instagram, TikTok, Twitter и VK. Из настроек выясняется, что TikTok, Twitter и Instagram пока ещё не дают возможности полноценного перехода на казахский язык. Хотя именно в Instagram и TikTok отдельные пользователи из Казахстана, в том числе размещающие свои посты на казахском языке, имеют по несколько миллионов подписчиков. Вопрос – как необозначенный уполномоченный орган сможет заставить их исполнять законодательство страны? Будет ссылаться на необходимость выявления противоправного контента или закроет доступ к ним, по примеру России? Непонятно.

Можно предположить, что эта статья закона работать не будет, а собственники онлайн-платформ самостоятельно придут к необходимости появления интерфейса, модерации и автоматического перевода контента по мере увеличения казахскоязычных пользователей на их ресурсах.

Кого попросят "на ковёр"

Довольно много интересного можно увидеть и в главе "Правовой режим функционирования онлайн-платформ". Можно сказать, это самая важная глава нового закона. Ведь именно в ней содержится информация о том, ради чего и всё и затевалось. К примеру, указывается, что все собственники либо законные представители онлайн-платформ с ежемесячным количеством пользователей в 100 тысяч человек должны будут назначить своего представителя для взаимодействия с уполномоченным органом. В данном случае особенно "повезло" чуть ли не армии пользователей сети Instagram, которым на основании закона придётся периодически выслушивать всевозможные "фи" и нравоучения в свой адрес со стороны государственных чиновников. И да, все собственники онлайн-платформ и их законные представители попадут в специальный реестр всё того же уполномоченного органа.

Image by pikisuperstar on Freepik

Кстати, интересно будет посмотреть, как какой-нибудь раздутый от собственной значимости молодой чиновник станет вести "профилактическую беседу" с законным представителем, например, сети TikTok. Если, конечно, такой появится и таки позволит вызвать себя "на ковёр". Это не всё. Все онлайн-платформы обязуют определять точное количество казахстанских пользователей и своевременно противодействовать распространению противоправного контента на территории Республики Казахстан, незамедлительно уведомляя правоохранителей при его появлении, особенно в том случае если он представляет собой "угрозу жизни или безопасности человека и гражданина".  Ладно, здесь без комментариев.

Идём дальше. Собственники онлайн-платформ каждые полгода должны размещать в открытом доступе информацию о среднестатистическом ежемесячном количестве пользователей на территории Республики Казахстан.

Для чего? Для того, чтобы в случае чего закрыть интернет-ресурс, поскольку своими, скажем, негативными публикациями, кои прочли десятки тысяч человек, он нанёс ущерб репутации некоего человека, общественного деятеля или даже всей стране? Или для того, чтобы понять, кому давать госзаказ, а кому нет, поскольку он не достоин? Нет, наверное, дело всё же в контенте с целым перечнем упомянутых в законе запретных тем. В любом случае, "быть или не быть" решать будет "монстр" под названием "уполномоченный орган".

Привет самоцензуре

Немало места в законе "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе" уделяется и модерации контента. Если ещё лет пять назад создатели интернет-изданий спорили о том, что лучше – "предмодерация" или "постмодерация", то теперь этот вопрос закрыт. В законе подчеркивается, что собственник онлайн-платформ должен не только принимать меры по противодействию размещению и распространению противоправного контента, а к нему относят и комментарии к публикациям, но и в течение 24 часов взаимодействовать в случае его выявления с правоохранительными органами. Очевидно, что в первую очередь эти требования коснутся казахстанских интернет-изданий, тогда как иностранные СМИ и соцсети их почти наверняка проигнорируют. Или есть другие версии?

Что касается инфлюэнсеров-блогеров и размещаемой ими на различных площадках в Интернете рекламы, то, как это ни странно, особых замечаний к статьям нового закона в этой связи нет. Вместе с тем, очевидно, что блогеров, которые так любят хвалиться, что за каждый Stories они получают от 500 тысяч тенге, а за Reels - до пяти миллионов тенге, потому у них часы Rolex на руках красуются, почти наверняка заставят серьёзно раскошелиться по налогам. Соответственно, с их стороны по осени следует ожидать шум-гам-тарарам с возгласами "мы не знали". Что вполне естественно, поскольку среди них мало кто читает новые законы – у них другие интересы.

Впрочем, отнюдь не "элитные" инфлюэнсеры станут основными наполнителями госбюджета. Вероятнее всего, эта "почётная обязанность" будет возложена на армию "злобных" комментаторов, которые по накатанной колее продолжат ругать отдельных общественных деятелей, акимов на местах, руководство страны, депутатов Парламента и правоохранительные органы.

Благо поводов для этого может быть немало. Это и начало учебного года, в ходе которого способна "всплыть" ещё одна образовательная реформа. Это и какой-нибудь очередной резонансный случай с участием "большого начальника", который взбудоражит всю страну. Это и уже объявленное предстоящее значительное повышение тарифов на коммунальные услуги, что заставит население страны выскребать по сусекам свои последние денежки. Вот здесь и начнут прилетать "горячим головам" за их высказывания административные штрафы по 20 МРП.

И таких оштрафованных может оказаться очень много. Ведь далеко не все догадываются, что в соответствии с новым законом оштрафовать могут не только за нарушение межнационального и межконфессионального согласия или за подвергающие сомнению государственность и территориальную целость страны,  но и за разжигание социальной, расовой и сословной розни.

Кстати, к сословной розни стоит присмотреться особо внимательно, поскольку это только кажется, что она канула в летах. В реальности с 2012 года депутаты Парламента, министры, акимы и другие члены политического Олимпа Казахстана значатся отдельной социальной группой. Так что, осень ожидается жаркой, а населению на собственном горьком опыте, который уже давно имеют казахстанские СМИ, придётся учиться… самоцензуре в Интернете.

Автор: Анатолий Вайскопф

Лента новостей

все новости