Выросшие тарифы, новый аким и дорогое жильё: что ещё изменилось в Алатау

cover Фото Orda.kz

10 января 2024 года в Алматинской области официально появился новый город Алатау площадью в 88 тысяч гектаров. Его образовали из сёл Жетыген, Жана Арна, Енбек и Куйган. А 10 мая сюда назначили нового акима. Корреспондент Orda.kz посетил Алатау и оценил перемены. 

Здание акимата / фото Orda.kz

Пока новый аким Аркен Утенов и его аппарат располагаются в здании старого акимата, небольшом двухэтажном здании на улице Кудайбергенова. Но в планах увеличить штат (с 15 до 50 человек) и перебраться в новое здание.  

Аркен Утенов / фото Orda.kz

15 мая новоиспечённый аким поговорил с корреспондентом Orda.kz и поделился планами на ближайший год. 

Читайте также: 

Жетыген — крупнейший посёлок, вошедший в состав Алатау / фото Orda.kz

Прежде всего он напомнил, что, согласно Генплану (который пока только утверждается), трансформация Алатау рассчитана до 2050 года и предполагает создание на этой территории специальной экономической зоны (СЭЗ, которая предоставляет инвесторам и бизнесменам экономические, налоговые, таможенные преференции). 

ЖД вокзал / фото Orda.kz

Алатау будет поделён на четыре тематических зоны. Одна будет представлять собой финансовый сектор, но там будут и жилые дома. Вторая зонабудет научно-образовательным сектором. Третья зона — промышленный сектор, производства. А четвёртая, ближе к Конаеву, — грин-зона, где планируется много мест отдыха. Но во всех зонах будут, конечно, новые жилые массивы. 

Общежитие в военном городке / фото Orda.kz
«Но это всё планы. Сейчас для нас в приоритете организационные моменты: мы создаём акимат. Ищем новое здание, так как здесь мы однозначно не поместимся физически. Набираем штат. Занимаемся разделительным балансом с районами, определяем бюджет. Ближайший год будет посвящён формированию структуры управления городом, бюджетной системы, выстраиванию коммуникации с населением, а также оперативному устранению самых острых и неотложных проблем. За эти три дня я старался ознакомиться с городом, посетил местную поликлинику, там фактическая нагрузка сильно превышает проектную. Необходима модернизация системы здравоохранения. Будем ремонтировать дороги», — сказал Аркен Утенов.
Улица Уалиханова / фото Orda.kz

Между тем, далеко не все жители в восторге от таких грандиозных планов. Они согласны, что городу нужны новые предприятия и рабочие места, чтобы не нужно было мотаться в Алматы. Однако им не хочется, чтобы их тихий, спокойный, уютный городок превратился в шумный город. Также они категорически против плотной многоэтажной застройки. 

«У нас здесь очень хорошие условия для выращивания овощей и бахчевых культур. У нас и так здесь этим многие занимаются, но потенциал намного больше. Мы могли бы снабжать всю алматинскую агломерацию. И если плодородные земли отдадут под застройку, как это было в других местах, это нанесёт огромный вред нашему краю и будет настоящим преступлением со стороны властей», — считает местный активист, руководитель компании FastTaxi Рашид Алиев.
Река Каскеленка / фото Orda.kz

Но Утенов сказал, что в акимате понимают риски, связанные с интенсивным строительством, и постараются их минимизировать, тем более что Генплан можно немного и менять. 

Мост через реку Каскеленка / фото Orda.kz

«В разработке мастер-плана Алатау участвовала компания из Сингапура с учётом международного опыта. И наша главная цель — сделать город комфортным для жителей. Поэтому здесь должны быть удобные тротуары, велодорожки, пешеходные зоны, ЛРТ. Этот проект очень крупный, сложный и рассчитан до 2050 года. И мы постараемся сделать всё, чтобы реализовать план согласно рекомендациям международных экспертов», — сказал Аркен Утенов. 

Фото Orda.kz

Что же касается экономического развития, то активист Рашид Алиев, который прожил в Жетыгене всю жизнь, отметил, что так как в районе много чего выращивают, то самое лучшее для Алатау — это строительство плодоконсервного комбината. И если бы можно было построить всего лишь одно предприятие, то это должно быть предприятие по переработке овощей, фруктов, ягод, грибов и прочего. 

Пока же большинство жителей ездит на заработки в Алматы, а остальные работают в школах, детсадах, больнице, продуктовых, хозяйственных и строительных магазинах, на базаре, автомойках, СТО, парикмахерских.

Какая-то часть алатаусцев занята в аграрном секторе. Они выращивают овощи, фрукты, ягоды, особенно арбузы и дыни. Другие разводят скот. 

Крупнейшее предприятие в Жетыгене — «Арсенал». Здесь располагаются сварочный цех плюс контейнерный склад и трудятся 50–70 человек. 

Фото Orda.kz

Около 200 человек работает при железной дороге. 

фото Orda.kz

В Жетыгене есть железнодорожный вокзал, но люди зачастую предпочитают высаживаться на вокзале в Алматы, а потом на такси добираться до Жетыгена.

А всё потому что пассажирские поезда не могут подъезжать сразу к перрону, так как ближайший путь обычно занят грузовыми составами. И людям приходится потом пролезать под вагонами, чтобы попасть на вокзал. 

Что же касается социальной инфраструктуры, то объект, который вызывает больше всего нареканий, — местная поликлиника.

Люди говорят, что ходят туда в основном за справками, а лечиться — в частный медцентр в Жетыгене. Это если что-то лёгкое, а если посерьёзнее, то ездят в соседний городок ГРЭС или в Алматы. 

Две другие проблемы, тесно связанные друг с другом, — регулярные перебои со светом (вследствие сильно возросшего потребления) и отсутствие пожарной части. Из-за замыканий ломается техника, всё время что-то загорается.

Фото Рашида Алиева

А ближайшая пожарная часть находится в ГРЭСе и едет в Алатау 40–50 минут. За это время пожар уже успевает уничтожить целый объект. По информации Рашида Алиева, за последние девять месяцев сгорело 26 домов. 

Власти обещают создать здесь пожарную часть уже много лет, но до сих пор не создали. 

Фото Orda.kz

Как и во многих населённых пунктах Казахстана, в Алатау проблема с водой. То она грязная, то её нет вообще. 

Скриншот местного паблика в Instagram

Ещё алатаусцев раздражают разбитые дороги. Но это проблема всего Казахстана. 

Алатаусцы хотели бы чтобы у них появился парк развлечений с аттракционами, кинотеатром, бассейнами. 

Молодёжь надеется на появление в Алатау колледжей, филиалов вузов, библиотек, научных лабораторий с возможностью проходить практику.  

В Жетыгене есть, так сказать, центральная площадь, которая располагается напротив здания бывшего Геологического института.

Здание давно заброшено. Но по вечерам перед ним любят собираться школьники, мамочки с колясками и так далее. 

Ну и жители рассказали о повышении тарифов на свет. И что подорожали земельные участки. Жительница Алатау Гульшат говорит, что копила деньги, чтобы купить землю. Однако теперь цены резко выросли. И если раньше 10 соток земли стоили около миллиона, то нынче — четыре-пять миллионов. 

Местная жительница Гульшат / фото Orda.kz

Подорожала аренда квартир, хотя здесь и раньше снять квартиру было проблематично. Однако если в прежние годы однушка сдавалась за 30 тысяч тенге в месяц, то теперь — за 80 тысяч, двушка — 100–120, трёшка — от 150 тысяч. 

Двухэтажка на улице Ауэзова. Здесь выросли украинские боксёры братья Кличко / фото Orda.kz

Жители рассказали, что после обретения городского статуса у них повысились тарифы на свет и вывоз мусора. На электричество вроде выросли на 4,5 тенге за киловатт, на вывоз мусора — на 500 тенге. 

Фото Orda.kz

Алатаусцы очень гордятся большим количеством деревьев в своём городе. И поэтому сильно озабочены двумя внезапными проблемами. 

Фото Orda.kz

Первое — это вырубка части лесополосы (вроде для строительства нового пути), которая отделяет большую часть бывшего Жетыгена от железной дороги и должна защищать от шума и пыли. Вырубка уже началась, и люди боятся, что она может не остановиться. 

Другая проблема — нашествие гусениц, которые обглодали множество деревьев вдоль автодорог и продолжают захватывать новые пространства. Нужна срочная и качественная обработка.

Раньше здесь будто бы работал Зеленстрой, который очень качественно управлял районным зелёным фондом и оперативно купировал любые угрозы. Но теперь этой организации нет, и активистам приходится долго упрашивать чиновников, которые если и делают что-то, то с большим опозданием и нередко как попало. 

 

Вообще управление городским коммунальным хозяйством здесь весьма странное, говорит Рашид. Алатау — это как сапожник без сапог. Ведь, как было упомянуто выше, одна из острейших проблем — разбитые дороге. И при этом здесь же, в Жетыгене, находится крупное предприятие по строительству и ремонту дорог, РСУ-1. Однако отремонтировать даже собственную улицу, даже бесплатно, оно не имеет право. Не проходит по тендеру. Поэтому строит дороги в Павлодаре. Зато фирма из Павлодара выиграла тендер на установку уличного освещения в Жетыгене, хотя этим могли бы заняться и местные предприятия. 

Фото Orda.kz

Ещё зимой на улицах Алатау валялось много мусора. Весенние субботники помогли, стало чище. Однако проблема никуда не делась, и горожане продолжают мусорить и на улицах, и за городом. 

Фото Orda.kz

Словом, можно сделать вывод, что главные запросы жителей Алатау связаны с дорогами, новыми рабочими местами, поликлиникой и пожарной частью, улучшением водоснабжения и электроснабжения, созданием колледжа и парка развлечений. 

Фото Orda.kz

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости