Как живут в селе Каргалы (бывшем Фабричном), куда Назарбаев на осле ездил за хлебом

cover Фото Orda.kz

Разваливающаяся коммунальная инфраструктура, грязная питьевая и малодоступная поливная вода, нехватка мест для скота и огородов, постоянные отключения электричества, разбитые дороги, неработающие фонари и мусор — вот о чём думают активисты села Каргалы, сообщает Orda.kz.

Фото Orda.kz

Село Каргалы когда-то называлось Фабричным и было знаменито из-за суконного комбината. В советское время он обеспечивал работой несколько тысяч человек и снабжал сукном разные уголки Советского Союза. В этом селе были пионерские лагеря, а первый президент РК, чья семья тогда жила в соседнем Ушконыре (бывший Чемолган), мотался сюда за хлебом.

Село Каргалы / фото Orda.kz
«Меня будят перед рассветом, я запрягаю осла и выезжаю из села, чтобы к шести часам успеть к открытию лавки в рабочем посёлке (сейчас там Каргалинский суконный комбинат). Встаю в огромную очередь, и если вдруг всё более или менее спокойно и меня не выбрасывают, к полудню добираюсь до этого хлеба. Хлеб чёрный, тяжёлый, сожмёшь его в руке — и вмятины от пальцев остаются на корке. Отстаиваю очередь два, а то и три раза, чтобы привезти домой сразу буханок десять. Хранить такой хлеб долго нельзя. Буханки разрезали и на солнце сушили сухари. Для всех большая радость», — вспоминал Нурсултан Назарбаев в своей книге «Без правых и левых».
Река Узын Каргалы / фото Orda.kz

 В 1991 году Каргалинский суконный комбинат преобразовали в акционерное общество «Каргалы». Коллектив предприятия ещё пытался сохранить своё производство, но на рубеже нулевых годов окончательно разорился. Сейчас территория комбината принадлежит частным лицам, и там вроде как располагаются офисы нескольких фирм. В 2022 году на этом участке накрыли незаконную майнинговую ферму. Кто там сейчас работает, непонятно.

Сейчас в Каргалы живёт 33–36 тысяч человек — казахи, уйгуры, узбеки, русские, украинцы, немцы, корейцы, татары. Многие сельчане ездят на заработки в город, другие трудятся на строительных карьерах и щебёночных заводах, которых тут довольно много. Также какая-то часть работает в бюджетных учреждениях (в основном школы), торговле (базары, магазинчики) и в сфере услуг (базы отдыха, кафе, рестораны, бани, автомастерские и прочее). Ещё здесь функционируют турецкий цех по производству кондитерских изделий, цех по лепке пельменей, цех по расфасовке чая. 

В последнее время здесь накопилось множество проблем, связанных прежде всего с износом хозяйственной инфраструктуры, деградацией кадрового управления и земельными спекуляциями, которые годами не могут найти решения.

Каргалинцы перед акиматом / фото Orda.kz

 Недавно активисты явились в местный акимат, чтобы высказать акиму всё, что у них накопилось, и потребовали кардинально изменить ситуацию. Корреспондент Orda.kz побывал на собрании.

Прежде всего жителей волнует грязная питьевая вода. Она коричневая. Люди говорят, не успевают менять фильтры, которые стоят около 20 тысяч тенге. Они выходят из строя чуть ли не за два-три дня. А без фильтров пить её вообще невозможно.

Большая проблема и с поливной водой: на некоторых улицах её вообще нет. Из-за этого у людей засыхают сады и зарастают бурьяном огороды.

«Проблема с качеством и цветом воды вытекает непосредственно из реки Узын Каргалы. Воду забирают открытым способом и весной, когда тает снег и идут дожди, вода обычно грязная, фильтровальные станции и отстойники не успевают её очищать. Но сейчас как раз собираются модернизировать системы водоснабжения, смета готова и проходит экспертизу. Областное руководство в курсе нашей ситуации», — сказал аким Каргалинского сельского округа Куаныш Наметов.
В кабинете акима / фото Orda.kz

Но даже если проект будет утверждён и получит финансирование, то в лучшем случае работы только начнутся. 

 «На фильтровальной станции не могут дать нужный напор. Там сейчас давление полторы-две атмосферы, а требуется четыре атмосферы, чтобы она нормально работала и каждые 30–40 минут вставала на промывку. Поэтому нужно провести работы по модернизации сети, чтобы давление достигло четырёх атмосфер, и сеть могла фильтровать каждые полчаса. Но для этого нужно выбить деньги из областного или республиканского бюджета. Нужно 2,7 млрд тенге», — прокомментировал инженер Тайжанов Бауыржан.

Каргалинцы рассказали, что несколько лет назад здесь проложили новую трассу водоснабжения, сделали очень некачественно, но районное руководство всё приняло. И теперь то тут, то там система выходит из строя. Перебои с водой давно стали привычными.

В предгорных участках трасса кое-где протекает, из-за этого там разрушается почва, образуются обвалы, куда может упасть скот. 

Также дефицит питьевой воды летом объясняют тем, что очень много забирают на полив. 

Во время прокладки новой водной трассы подрядчики разрушили старый оросительный канал из бетонных лотков, чем расстроили сельчан, которые пользовались им много лет. 

Каргалинец Жакен Оспанов возмутился, что решить их проблемы чиновники обещают уже много лет, рассказывают о грандиозных планах модернизации, но все они потом застревают в кабинетах бюрократов разных уровней, которые регулярно сменяются, и так из года в год.

 

Жители улицы Журунова сообщили, что у них уже много месяцев назад забилась канализация, теперь по улице разливается зловонная жижа, и никто ничего с этим не делает.

Есть претензии к качеству детских площадок. Родители хотели бы более современные и благоустроенные зоны для детских игр.

Фото Orda.kz

Огромное возмущение у некоторых жителей вызывает тот факт, что им негде пасти скот. Они живут в селе, но не могут заниматься сельским хозяйством.

На это аким ответил, что Каргалы изначально формировался вокруг суконного комбината как посёлок городского типа: тут не предусматривали возможности для активного развития животноводства.

«Этот вопрос очень сложный. В Каргалы есть 154 гектара общего пользования, где можно пасти скот. Все остальные земли — около 1700 га — в частной собственности. Из них 553 га заняты посевами. Ведётся работа по выявлению и возвращению государству неиспользуемых земель. В прошлом году мы получили свыше 150 га», — сообщил аким.

Местные жители говорят, что в советское время, когда комбинат обеспечивал работой не только Каргалы, но и соседние сёла, вокруг были пастбища, огороды, сады. Когда же комбинат и многие пионерлагеря закрыли, потребность в территориях для выпаса скота и выращивания овощей и фруктов выросла. Но чиновники вместо того, чтобы их преумножить, то, что было, распродали.

Фото Orda.kz

Несколько лет назад предгорную территорию, которая использовалась каргалинцами как пастбище, купила некая Сауле Темировна и посадила яблоневый сад в рамках госпрограммы по возрождению апорта. Владельцы скота считают такое решение ошибочным. А ещё они утверждают, что вместо апорта хозяйка сада посадила другие сорта. Но самое главное, что её сад будто бы засыхает из-за плохого ухода и неумелого управления. Но несмотря на это, Сауле Темировна не желает уступить хотя бы немного территории скотоводам. 

И теперь посёлок окружён с одной стороны строительными карьерами и заводами, с другой — владениями латифундистов, с третьей — новыми жилыми массивами на месте бывших колхозных полей. И получается, скот лишь в небольших количествах можно пасти в основном на улицах или окраинах самого посёлка, а выращивать овощи — только на своём приусадебном участке. Но так как с поливной водой беда, то и это оказывается весьма проблематичным.

Фото Orda.kz

 Крупные землевладельцы говорят, что в горах есть ещё свободные зоны, куда можно гонять скот. Но скотоводы отвечают, что эти зоны покрыты опасными колючими растениями. И животные там не найдут травы, но раздерут себе морды и вымя. 

Колючий кустарник в горах / фото Orda.kz

Следующая неприятность — перебои с электричеством, нередко внезапные и многочасовые. Из-за этого у людей выходит из строя бытовая техника. Зарина Оспанова, которая переехала сюда три года назад из Алматы, рассказала, что за последний месяц у неё сгорели холодильник, стиралка и духовка. Общий ущерб — 490 тысяч тенге. Ей пришлось приобрести стабилизаторы напряжения за 128 тысяч тенге.

На это приехавший из райцентра менеджер электроснабжающей компании объяснил, что трансформаторы старые, инженерные сети слабые, часто приходится делать ремонт и на время ремонта для безопасности отключать питание.

Руины бывшего дома культуры / фото Orda.kz

Среди собравшихся у акимата были люди, которые уже много лет никак не могут оформить своё недвижимое имущество.

Сильно жаловались на дороги. В более-менее приличном состоянии лишь центральные улицы, другие же все разбитые, а на некоторых нет даже гравия, и после дождя они превращаются в непроходимые зоны.

Большие претензии к освещению. На некоторых улицах вообще не работают фонари, а так как ещё и дорог нет, то в темноте можно расшибиться.

Фото Orda.kz

Другой вопрос, который сильно волнует жителей Каргалы, — мусор. Хотя это претензия не столько к акиму, сколько к самим жителям села. Здесь, как и везде, есть меньшинство, у которого душа болит за родной край. И большинство, представители которого уверены, что они никому ничего не должны. Особенно грязно на берегах Каргалинки.

«Приезжают сюда на машинах большими компаниями с большими казанами или мангалами и оставляют после себя горы мусора. А в ответ на замечания или просьбы убрать за собой отмахиваются или оскорбляют», — рассказал один из старожилов.

Аким говорит, что пытается что-то с этим делать. Проводят субботники, а к некультурным отдыхающим отправляют участковых. В прошлом году в местах отдыха у речки поставили большие баки для мусора, но их украли.

Аким не согласен, что именно его село утопает в мусоре. По его словам, во многих сёлах ситуация куда хуже! В Каргалы же недавно провели генеральную уборку. Из 132 улиц 90–95 % очищены.

Фото Orda.kz
«Но есть такая проблема, что через пару дней после того, как мы всё уберём, бескультурные люди снова всё загадят. Поэтому акимат, общественный совет села, аксакалы сейчас активно ведут просветительскую работу. В целом в Каргалы живут славные люди, есть понимание, насколько важно поддерживать чистоту в своём крае. У нас три ИП, которые ответственны за вывоз ТБО. Сейчас, весной, из-за постоянных экологических акций они работают сверхурочно. Я не постыжусь сказать, что работа по очистке территории села ведётся на сто процентов!» — сказал Куаныш Наметов.

А ещё есть вандализм и воровство металлических оградок и памятников на кладбище. Люди считают, что полиция бездействует.

В последние годы большой проблемой стали гоняющие днём и ночью с оглушительным рёвом и треском по посёлку и по горам мопеды и мотоциклы. На них ездят как взрослые мужчины, так и дети. Но покататься с шумом больше всего любят подростки. И это вроде как никто не контролирует.

Одно из несомненных достоинств села Каргалы — близость к природе и горным ущельям. Здесь можно встретить интересных людей. Так, здесь любит прогуливаться 71-летний имам местной мечети «Сәт» Сейиткали Ыбытаев.

Сейиткали Ыбытаев / фото Orda.kz

Он рассказал, что в советское время прошёл обучение в разведшколе КГБ, выполнял секретные задания в Афганистане и Турции, овладел приёмами каратэ. В 2017 году это помогло ему защитить свою мечеть от захвата салафитами. Приехало 15 человек. В рукопашной схватке он будто бы одолел пятерых, а остальные испугались и больше не появлялись в этих местах.

Он в его возрасте придаёт очень большое значение физической активности, постоянно ходит в горы, убирает мусор, вырубает колючки, смотрит за деревьями. Ежегодно 1 мая проводит в горах субботник. Для него советский День труда и нынешний День единства имеют особо важное значение. Он считает, что если бы хотя бы половина каргалинцев брала с него пример, село стало бы совершенно другим и превратилось в цветущий сад.

Фото Orda.kz

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости