Алатау — новый успешный город или очередная окраина Алматы?

cover Источник: i.pinimg.com

На сайте Министерства национальной экономики опубликовали текст ««Агломерации и новые города в Казахстане в контексте образования города Алатау». Корреспондент Orda.kz узнал, как описанные перспективы воспринимают эксперты и уроженцы этого края. 

В тексте говорится, что этот проект реализуется в рамках программы Алматинской агломерации и программы свободных экономических зон (СЭЗ). 

«Логика принятого политического решения складывается в следующую формулу: новый административный центр должен придать импульс сбалансированному социально-экономическому развитию Алматинской области. В этом контексте необходимо понимать и преобразование Жетыгена в город Алатау», — написано в статье.

Экономическое развитие нового города Алатау, а также административного центра, г. Конаева, нужно рассматривать как единое целое, и возможный альтернативный вариант будущего развития мегаполиса Алматы — уже в рамках крупной агломерации. 

На социально-экономическое развитие двух городов будет влиять свободная экономическая зона (СЭЗ), которая вместо СЭЗ G4 City переименована в СЭЗ Alatau. Для этого была расширена территория свободной экономической зоны практически в три раза. 

Одной из целей проекта также обозначается снижение маятниковой миграции в Алматы, которая на сегодня оценивается в 400 тысяч человек в день.

Напомним, город Алатау площадью в 88 тысяч га образовали из сёл Жетыген, Жана Арна, Енбек и Куйган. И по словам жителей того же Жетыгена, около 70 % его трудоспособного населения почти каждый день ездит на заработки в Алматы. 

Однако подобным масштабным проектам сопутствуют и не менее масштабные риски — коррупционные, социальные, экологические, которые зачастую если и учитывают, то формально и не полностью. Кроме того, власти и крутящиеся вокруг них гешефтмахеры нередко игнорируют мнение экспертов и местных жителей. В связи с этим корреспондент Orda.kz взял комментарии у одного эксперта и уроженки Жетыгена, касательно того, что они думают о перспективах Алатау. 

Центральная площадь бывшего Жетыгена. Фото Orda.kz

По мнению финансиста Расула Рысмамбетова, сама по себе программа «Развитие регионов» очень хорошая. Потому что подавляющее большинство новых жителей Астаны и Алматы — это так называемые внутренние беженцы. Они уезжают из районов, где нет условий для нормальной жизни, нет перспектив. Где старые школы с туалетами на улице, ветхие больницы с устаревшим оборудованием. Из-за этого ещё в 90-е, а также нулевые годы в Казахстане ликвидировали или объединили с другими несколько сотен аулов, так как оттуда бежало население. Так возникла идея развивать и другие города, кроме Алматы и Астаны. 

И проект города Алатау нацелен в том числе на то, чтобы снизить чудовищную антропогенную нагрузку на город Алматы, который уплотнён до пределов, однако продолжает уплотняться и застраиваться многоэтажками. 

Центральная площадь бывшего Жетыгена. Фото Orda.kz
«80 % доходов в Алматинской области — это трансферт из центра. Это очень неустойчивая модель. Поэтому городу Алатау нужны особый генеральный план и особая модель развития, благодаря которой он превратится в экономически рентабельный, экологически благоприятный и комфортный для жизни город. А не станет ещё одним районом Алматы», — сказал Расул Рысмамбетов.

То, что сейчас делают, — присоединяют к Алматы окрестные посёлки и называют их новыми городскими районами, не обеспечив качественной современной инфраструктурой, — это ложная урбанизация. И нельзя допустить, чтобы такая участь постигла и Алатау, и прочие города-спутники. 

Здание акимата бывшего Жетыгена

По словам эксперта, основой развития Алатау должны стать современные, экологически безопасные предприятия, малоэтажная застройка и качественная социальная и инженерная инфраструктура. Где приятно жить и работать, где активно внедряются ресурсосберегающие технологии. Таким образом Алатау мог бы стать альтернативой и образцом развития провинциальных казахстанских городов. 

«Откуда на это возьмут деньги, я не знаю. Потому что в рамках программы "Нацфонд — детям" половина инвестиционного дохода фонда должна передаваться детям. Кроме того, Казахстану сейчас остро требуется строительство новых и ремонт существующих ТЭЦ, и это помимо тех, которые построят россияне. Не говоря уже о массовом внедрении водосберегающих технологий», — отметил спикер.
Жетыген. Фото Orda.kz

Кроме того, перед тем как утверждать план развития Алатау, требуется провести комплексный аудит всей сферы земельных отношений в Алматинской области. Потому что здесь много земель сельскохозяйственного назначения незаконно перевели в категорию ИЖС, а далее — в МЖС (многоэтажное строительство). Чаще всего это делалось через коррупционные схемы.  

И существует высокий риск, что эта история получит продолжение в рамках развития Алатау, начнутся спекуляция земельными участками, непродуманная застройка и воровство бюджетных средств. 

Самой большой ошибкой было бы отдавать земли Алатау для многоэтажной застройки, не изучив ошибки планирования Алматы и Астаны.

Сначала необходимо всех местных жителей обеспечить стабильными рабочими местами, создать благоприятные условия для развития местного производства, предпринимательства, аграрного сектора и только потом можно будет говорить об увеличении населения этого нового города, подчеркнул Расул Рысмамбетов. 

Уроженка Жетыгена, сейчас работающая журналистом в Алматы, Александра Алёхова также выразила определённый скепсис в отношении успешного будущего нового города. 

«С одной стороны, радуюсь за своё родное село, в котором я выросла. Люди очень надеются, что в скором времени статус города изменит их жизнь к лучшему. С другой стороны, мы же реалисты и понимаем, сколько денег потребуется вложить в инфраструктуру села, чтобы оно хоть немного стало похожим на город. Зато уверена, что стоимость жилья, особенно уже газифицированного, там начнёт расти по тому же принципу, что и в Конаеве. Молодёжь продолжает убегать в город, как мы раньше говорили, "в цивилизацию" — на учёбу и на работу», — сказала Александра Алёхова.

По её словам, пока в Жетыген из Алматы не ездил общественный транспорт, а работали только местные «бомбилы», многие предпочитали с понедельника по пятницу жить в городе, а домой ездить на выходные. С 2020 года запустили автобус. Проезд стоит так же, как и в Алматы, — 100 тенге. Маршрут настолько популярный, что в нём всегда тесно. Это только подтверждает большую миграцию жетыгенцев из села в город и обратно. Точнее теперь — из города в город. 

«Только в прошлом году началась газификация, которая большинству жетыгенцев не по карману. В среднем под ключ подведение газа к частному дому обошлось людям в 1–1,2 млн тенге. Как они выкручивались, я не знаю. Скорее всего, копили или брали кредиты, потому что большинство жетыгенцев ездит на работу в Алматы или в Конаев. Те, кто работают внутри теперешнего Алатау, — это бюджетники местной больницы, двух центральных школ, военные и пенсионеры. На них держится круговорот денег в посёлке», — говорит журналистка.

По её информации, своих производств в Алатау нет. Из продукции с добавленной стоимостью только бахчевые поля и мелкие подворья со скотом. Остальное — сфера обслуживания и торговля. Ни дорог, ни центральной канализации, ни повсеместной газификации нет. Сложно представить, чем конкретно можно привлечь сейчас в Алатау инвесторов и производителей. 

Жетыген. Фото Orda.kz

Здания бывших заводов «Арсенал» и РСУ-1 разрушены давно. Если что-то открывать на их территории, то после капитального обнуления всех построек. Опять же — деньги. 

«Станет ли в Алатау хуже или лучше, чем было в Жетыгене? Уверена на 100 % — ни то, ни другое. Для этого нет никаких предпосылок. Село, ставшее вдруг городом, не зарабатывает деньги даже на поддержание того хозяйства, что у него есть», — заключила Александра.

Напомним, официально новый город Алатау появился в Алматинской области 10 января 2024 года. Корреспондент Orda.kz подготовил специальный репортаж, где местные жители рассказывают о самых волнующих их вопросах и проблемах. 

Жетыген. Фото Orda.kz

 Читайте также: 

Лента новостей

все новости