Чиновники в Актау сказали, что 1000 погибших лебедей — это не эпидемия. А что?

cover Источник: photos.com

Сегодня, 17 января, в Актау чиновники, эксперты, общественники и гражданские активисты вместе с акимом Мангистауской области обсуждали, почему в регионе массово умирают лебеди. Найдено уже почти 1000 тушек птиц. Экологи и орнитологи считают, что на самом деле всё не так мрачно, эпидемии нет, и ситуация нормализуется, если люди оставят озеро в покое. Так ли это на самом деле?

Первое сообщение о гибели лебедей на озере Караколь поступило 21 декабря 2023. В этот день сотрудники Устюртского государственного природного заповедника при проведении охранных мероприятий на озере обнаружили 30 мёртвых лебедей-шипунов, затем нашли ещё 132.

На 2 января 2024 года погибших птиц насчитали уже 227. В экологическом департаменте Мангистау заявили, что причина их смерти — вирус птичьего гриппа. 

5 января руководитель управления ветеринарии Мангистауской области Бердибек Маркабаев заявил, что птичий грипп, выявленный у птиц, — это второстепенная причина их гибели. Мол, лебеди не пережили зиму из-за голода. 

В ухудшении экологической обстановки на озере и гибели лебедей экоактивисты также обвиняли отель Rixos, расположенный вблизи от озера и сливающий туда свои сточные воды.

5 января этого года зафиксирован сброс жидкости тёмного цвета неизвестного происхождения в озеро Караколь. Департамент экологии выявил превышение загрязняющих веществ, что стало поводом для проведения внеплановой проверки отеля. 

7 января стало известно, что количество погибших на озере Караколь лебедей-шипунов уже превысило 600 особей. Причём свыше 90 % — молодняк. Руководитель Мангистауской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Темирбек Нуртазин подчеркнул, что лебеди погибли из-за птичьего гриппа — у них был обнаружен азиатский штамм H5N1. 

9 января озеро Караколь предложили закрыть на карантин, чтобы локализовать распространение инфекции. С такой инициативой выступил член экологического совета по Мангистауской области ассоциации ECOJER и общественного совета Минэкологии и природных ресурсов РК Адильбек Козыбаков. 

В гибели лебедей продолжили обвинять отель Rixos. 11 января бывший чиновник, ранее руководивший Комитетом лесного хозяйства и животного мира, Айтуар Туганбеков, заявил, что в 2020 году он отказался подписывать проект сброса очищенной воды отеля в озеро Караколь. Но «Rixos подключил свои связи» и таки получил разрешение. 

При этом администрация отеля заверила, что у них есть собственная канализационная система очистки и разрешение на эмиссию в окружающую среду. И, кроме этого, в ближайшем будущем они готовятся переключить свою канализацию на городскую систему. 

14 января мёртвых птиц насчитали уже 988, 20 из них нашли на берегу моря в Каракиянском районе. Комментарий порталу Orda.kz дал директор неправительственного учреждения (НПУ) «Эко Мангистау» Кирилл Осин. Он согласен, что падёж случился именно из-за птичьего гриппа, и скептически отнёсся к версии об отравлении как главной причине трагедии. Потому что тогда начали бы гибнуть все птицы и животные, а не только лебеди. К тому же, как написано выше, 20 мёртвых тушек нашли в другом районе. Тем не менее, вина отеля Rixos в загрязнении озера установлена, и если выяснится, что это привело к гибели лебедей, то возникает уголовная ответственность. 

Сегодня, 17 января в Актау состоялось расширенное совещание с участием акима области, уполномоченных государственных органов, экспертов, общественников и гражданских активистов. В совещании участвовали директор неправительственного учреждения (НПУ) «Эко Мангистау» Кирилл Осин, а также специалисты-орнитологи с более чем 40-летним стажем — Виктория Ковшарь и Фёдор Карпов. 

Они пояснили, что гибель лебедей-шипунов надо рассматривать с точки зрения эпизоотического случая, а не эпидемиологического. Исходя из количества — 987 тушек, — нельзя говорить об эпидемии. 

Специалисты отметили, что птичий грипп — это узконаправленный вирус, который поражает в разное время какой-то определённый вид или несколько видов птиц. И это объясняет, почему гибнет только лебедь-шипун. 

«Подавляющее число среди погибшей птицы — молодняк этого года, который ослаблен. Не исключено, что молодняк не успел набрать достаточной жировой прослойки в осенний период, позднее вылупление и другие причины могли в целом отразиться на общем состоянии иммунитета», — сказал Кирилл Осин.

Специалисты считают, что пик уже пройден. Птицы, чьи тушки сейчас находят и, возможно, будут ещё находить, погибли примерно в одно время. Причина — птичий грипп.

Кроме того, физиологически лебедь сейчас практически не питается (подобно медведю), поэтому в подкормке нет необходимости. И, самое главное, в условиях замкнутого водоёма это крайне опасно, так как внесение органики может оказать непоправимое воздействие на биоразнообразие озера. 

Единственное, что сейчас нужно обеспечить, — это максимальный покой для птиц, минимальное воздействие, чтобы их зимовка прошла благоприятно. 

Специалисты комитета лесного и охотничьего хозяйства, администрация Устюртского заповедника, полиция усилили патрулирование этой территории, чтобы ограничить доступ людей к озеру и контролировать ситуацию. 

Также птиц из домашнего подворья вакцинируют. В прошлом году прививки поставили 6000 птицам, после начала массовой гибели лебедей дополнительно вакцинировано около 4000, запас вакцины есть. 

В обществе возникают вопросы о возможности распространения вируса. Специалисты говорят, что вирус в теле мёртвой птицы активен не больше часа, как и в каловых массах. 

«Массовая гибель лебедей, безусловно, вызвала эмоциональную волну и беспокойство, однако, по заверениям независимых экспертов, это никак не скажется на популяции. Такие естественные случаи бывают. Сейчас на Караколе около 14 000 лебедей, всего на Каспийском море их количество может достигать 50 000. Наибольшая концентрация молодняка отмечается как раз на Караколе, именно поэтому здесь и отмечается такое количество погибшей птицы», – заявил эксперт.

Сейчас выявляются и другие места, где гибнут лебеди. Эту информацию будем уточнять и проверять. 

Также на встрече затронули вопрос сбросов в озеро Караколь отеля Rixos. Там сейчас идёт внеплановая проверка, результаты обещают скоро озвучить. Представители Департамента экологии отметили, что в СМИ произошло некое «разночтение». 

«При отборе проб воды в озере Караколь и с трубы превышение ПДК по, допустим, сбросам в соответствии с природоохранным законодательством не было выявлено, при этом было установлено превышение показателей сверх установленных требований проектной документации, которые выше требований законодательных. Это и вызвало разночтение», — сказал Кирилл Осин.

Он также уверен, что хотя у Rixos есть разрешение сливать сточные воды в озеро, теперь нужно проверить, как именно и через кого он получил это разрешение. Ведь уже упомянутый выше Айтуар Туганбеков в своё время отказался его подписывать. Генпрокуратура и Антикор должны провести расследование по этому факту, считает Кирилл Осин.   

Справка 

Озеро Караколь включено в число охраняемых орнитологических мест Казахстана, является местом зимовки и отдыха десятков тысяч птиц. За год озеро Караколь посещает более 80 видов перелётных птиц, в числе которых лебеди и беркуты. На этом водно-болотном угодье в разные сезоны года обитает до 175 видов водоплавающих и околоводных птиц, в том числе 21 вид птиц, занесённых в Красную книгу Казахстана.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости