Орошайте правильно: эксперты рассказали, как сберечь воду в Казахстане

cover Полив с помощью дрона. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Несмотря на то, что ещё в мае в РК предвещали засуху едва ли не сильнее прошлогодней, эти прогнозы не сбылись. Как минимум пока. Но вододефицитным Казахстан от этого быть не перестал. Как эту ситуацию если не исправить, так хотя бы улучшить, эксперты обсуждали на семинаре, посвящённом водной безопасности страны, прошедшем в Алматинской области - прямо в полях КазНИИ земледелия и растениеводства. Журналист Orda.kz выслушал их и узнал, есть ли шанс спасти орошаемые земли Казахстана.

Капельная капля

1 сентября прошлого года, как раз на фоне засухи в южных районах страны, Касым-Жомарт Токаев в своём послании народу Казахстана говорил и об улучшении положения с орошаемыми землями. И даже озвучил конкретные цифры, которые на семинаре в Алматинской области прозвучали неоднократно. Во-первых, увеличивать территорию орошаемых земель с помощью водосберегательных технологий как минимум по 150 тысяч гектаров в год. А во-вторых, к 2030 году довести их общую площадь до 2,5 миллиона гектаров. Пока же она составляет 1,6 миллиона. И эксперты признают, что этого мало. К тому же, в РК проблемы не только с ресурсосберегающими технологиями, а с ирригацией вообще. 

Президент Национальной академии наук Ахылбек Куришбаев привёл такие цифры: 

«78 % каналов до сих пор имеют земляное русло. Около 40 % воды теряется при доставке её от источника до водопотребителя. Только на 20 % орошаемых земель применяются водосберегающие технологии, капельное орошение составляет всего 5,4 %. Надо понимать, что это капля в море!»
Ахылбек Куришбаев. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

Цифры откровенно не радуют, особенно на фоне фактов, которые привёл академик-географ Ахметкал Медеу.

  • Факт № 1: ежегодно в Казахстане тает около 0,7 % ледников, от которых питается значительная часть рек. 
  • Факт № 2: за почти 60 лет наблюдений за осадками в Казахстане (с 1965 года) их количество неуклонно уменьшается. Точнее так: есть незначительный рост по сравнению с прошлыми годами, но только в горных районах. А на равнинах, где большая часть плодородной земли, осадков с каждым годом всё меньше. 
  • Факт № 3: если брать речные ресурсы, то у Казахстана есть только одна крупная река-донор — Иртыш, по остальным же он реципиент, то есть вода к нам поступает от соседей. И хотя учёный об этом в открытую не говорил, но если проблемы с водой возникнут в государствах-верховьях, то о государстве-низовье будут думать во вторую очередь. Что, впрочем, и показал прошлогодний водный кризис, возникший между Казахстаном и Кыргызстаном. 

 Ищи воду в земле

Но, как говорят чиновники от Минводы и Минсельхоза, нельзя сказать, что процесс увеличения площади земель, орошаемых по водосберегательным технологиями, стоит на месте. Например, замминистра сельского хозяйства Азат Султанов привёл такие данные:

«Благодаря мерам господдержки площади орошаемых земель, где применяются водосберегающие технологии, увеличены с 91 тысячи га в 2020 году до 312,2 тысяч га в 2023 году. А в этом году введено ещё 56 тысяч га, и концу года мы ждём 100 %».

100 % — это вышеупомянутые 150 тысяч га.

Меры поддержки — это в первую очередь субсидии. Государство готово возвращать до 50 % затрат на покупку водосберегающего оборудования и до 80 % на бурение скважин. На скважины власти Казахстана вообще возлагают большие надежды, потому что подземных вод в РК довольно много, а используются они мало.

«На территории Казахстана эксплуатационные запасы подземных вод составляют порядка 15,7 кубокилометра в год, в том числе для орошения земель 6,9 км кубокилометра. Сельское хозяйство сейчас — основной потребитель воды в Казахстане. На него приходится 14,8 кубокилометра или около 60 % от общего водозабора. Но подземные воды из них составляют всего 0,2 кубокилометра или 1,2 %», — рассказал замминистра водных ресурсов Болат Бекнияз.
 Болат Бекнияз. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz.

При этом, возможно, ещё не все запасы разведаны. Например, по данным, которые привёл Бекнияз, о подземных водах в ЗКО, СКО, Мангистауской Атырауской областях данных пока меньше всего.

А о том, что водосбережение при должном подходе действительно работает, свидетельствуют слова Ахылбека Куришбаева:

«Недавно я был в штате Небраска, США, и там благодаря ресурсосберегающим технологиям удалось снизить расход воды в среднем до 25 %, а в некоторых случаях и до 50 %. И при этом на 50 % поднять урожайность».

Пока же, по его словам, в пересчёте на один доллар ВВП Казахстан тратит воды в три раза больше, чем Россия, и в шесть раз больше, чем США.

Кадровая жажда

Как считают эксперты, чтобы орошаемое земледелие в Казахстане: а) работало как надо и б) не перерасходовало воду, можно и нужно сделать ещё много. Потому что проблем хватает.

Например, с кадрами. По словам Ахылбека Куришбаева, сейчас в водной отрасли чудовищный кадровый голод. Хотя если речь про воду, то это кадровая жажда.

«Как показывает статистика, ежегодно в Казахстане вузы по водным специальностям оканчивают около 100 человек. А потребность страны 800 человек. В восемь раз больше! Ещё нам нужны гидротехники со средним образованием. А у нас на всю страну лишь пять колледжей, которые их готовят. При потребности в 2500 человек».

Тут, возможно, стоит вспомнить о планах по подготовке водников за рубежом по программе «Болашак». Может быть, это поможет утолить кадровую жажду?

Ещё один вопрос, который, по мнению Куришбаева, стоит решить как можно скорее: собственное производство оросительного оборудования.

Он задаётся вопросом: почему Казахстан, будучи одной из самых вододефицитных стран в мире, до сих пор продолжает ввозить ирригационную технику из-за рубежа?

Хотя, по словам Болата Бекнияза, часть оборудования в РК всё-таки производится. Выпускают его на трёх предприятиях: столичное ADAM manufacturing производит дождевальные машины, алматинское ТОО с израильскими корнями «Ирригатор Казахстан» делает установки капельного полива, туркестанское BNK Group LTD выпускает и то, и другое. Плюс производство дождевальных машин планируют открыть ещё в двух регионах: китайская компания Vodar — в Жамбылской области, а турецкая AFKO — в Атырау.

Система Капельного полива. Фото: Игорь Улитин, Orda.kz

И раз уж речь про регионы, то практически все эксперты говорили про необходимость тесного сотрудничества местных властей с фермерами, в том числе про оказание им поддержки. Просто потому что люди на местах лучше знают о проблемах своих аграриев.

А ещё, по мнению Куришбаева, в Казахстане нужно наконец создать полноценный программный документ, посвящённый водосбережению. Полноценный, потому что, как он высказался, пока таких документов выходит много. Но работают они не так, как хотелось бы. Бекнияз по этому поводу упомянул новую концепцию, которая разрабатывается после совещания, посвящённого паводкам, проведённое Токаевым в апреле. А ещё он говорил про новый Водный кодекс. Но, помнится, к нему были вопросы и у депутатов, и даже у журналистов Orda.kz.

Так что пока точно есть над чем работать. Зато если все эти условия выполнить, то, как считает Ахылбек Куришбаев, у Казахстана появляется шанс более масштабно и более стремительно продвинуться на европейском продуктовом рынке. Потому что, по его словам, в Европе на нас рассчитывают. Главное — воду попусту не лить.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости