Оптимизация от "КазТрансГаз Аймак": как решают газовый вопрос в Казахстане?

cover Коллаж Orda.kz

Организация, поставляющая газ крупным предприятиям заявили о сокращении или прекращении поставок топлива. В проблеме они обвинили АО "КазТрансГаз Аймак". Orda.kz разбиралась, что не так с казахстанским природным газом

Документ, оказавшийся в распоряжении редакции, касается крупных предприятий, использующих газ в качестве сырья или топлива для выпуска продукции с непрерывным циклом технологического процесса. ТОО "Строй Сервис Холдинг" разослало коммунально-бытовым потребителям письмо, сообщив что алматинский филиал «КазТрансГаз Аймак» сокращает поставки или вовсе их прекратит, но не для всех.

Под действие якобы попали только крупные потребители, такие как нефтегазовые, металлургические и пищевые предприятия. При этом если у компании нет резервного топлива и производство встанет из-за этого, «КазТрансГаз Аймак» не понесёт никакой ответственности. Письмо быстро распространилось среди алматинцев, а позже попало в редакцию Orda.kz.

Юрист ТОО "Строй Сервис Холдинг" во время телефонного звонка рассказала, что документ прислали им 24 января, после чего они разослали его всем потребителям. Но уже через несколько часов им сообщили, что документ не коснется рядовых граждан. Указанное в документе сокращение поставок газа ожидается для промышленных предприятий.

В АО «КазТрансГаз Аймак» сразу же открестились от документа. На вопросы корреспондента Orda.kz в крупнейшей газоснабжающей компании сообщили, что у них нет никакого контракта с ТОО "Строй Сервис Холдинг". Газ на предприятии получают от другой организации, а текст письма просто "украли".

"С начала отопительного сезона 2022-2023 годов поставка газа от крупных поставщиков производится в нестабильном режиме. «КазТрансГаз Аймак» со своей стороны не проводил принудительного сокращения газа потребителям. АО совместно с местными исполнительными органами и министерством энергетики оптимизирует потребление газа крупных промышленных предприятий, путём перехода на альтернативный источник топлива", – объяснили в «КазТрансГаз Аймак».

В компании отметили, что оптимизация происходит по обоюдному согласию. Но что это значит? Крупные потребители, как заявили в "КазТрансГаз Аймаке" просто согласились определенное время не получать газ в полном объёме.

"В целом оптимизация потребления крупных потребителей газа в самый пиковый период составлял не более 4%. Это никоем образом не коснулось населения и коммунально-бытового секторов. Компания не проводила принудительного сокращения газа своим потребителям"

Причины проблем с поставками природного газа:

  • Внеплановый ремонт на Оренбургском ГПЗ
  • Сокращения поставок с крупных месторождений Тенгизшевройл (ТШО), Кашаган и Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО)
  • Аномальные морозы
  • Увеличение потребления

Резко возросший уровень потребления в основном наблюдался на юге страны, что привело к пиковым нагрузкам на газотранспортную систему. В АО отметили, что полное восстановление режима поставок ожидается ближе к концу отопительного сезона. Если основные игроки восстановят прежний уровень газоснабжения раньше, то и акционерное общество откажется от оптимизации.

Дефицит газа: транспортно-экспедиторские расходы, хранение и ремонт на Оренбургском ГПЗ

За комментарием мы обратились к эксперту в нефтегазовой отрасли Артуру Шахназаряну. По его мнению, речь может идти о навязывании покупки дополнительного объёма газа в качестве стратегического запаса.

"В данном конкретном случае всё это связано с дефицитом газа, возникшем по причине ремонта на Оренбургском ГПЗ. Туда газ поступает с месторождения Карачаганак. Там его доводят до товарного вида, после чего часть возвращается в Казахстан, а другая, по схеме замещения, поступает из России в другие области нашей страны. Сейчас в Казахстане целом возник некоторый дефицит газа. ТЭЦ вместо этого топлива использует более дорогой мазут. Об этом даже заявлял Шымкентский ТЭЦ", – сообщил Артур Шахназарян.

А вот проблемы сжиженного газа, по мнению эксперта, больше связаны с попыткой компаний продавить повышение цен на бензин и автогаз.

"Совсем недавно ряд предприятий жаловались, что не могут вывезти газ, потому что тот же Парк сжиженного газа не принимает его. Атырауский ГПЗ был вынужден вообще остановить свою основную линию производства через каталитический риформинг. Это промышленный процесс переработки бензиновых и лигроиновых фракций нефти, чтобы получить высококачественный бензин и ароматические углеводороды. Сейчас вопрос решили. Это искусственный, рукотворный кризис. Вся цепочка от производителей до розничных продавцов требует повышения цен от государства. На днях даже было обращение к правительству с требованием повышении цен на бензин и на автогаз. Якобы лимит цен, который был установлен после событий Кровавого января, уже невозможно выдержать".

Артур Шахназарян отметил, что производители, оптовые и розничные продавцы попали под жесткое госрегулирование цен. В то время как хозяев нефтебаз государство не включило в этот список. Поэтому последние смогли повысить цену за хранение.

"Так ещё и транспортно-экспедиторские расходы на перевозку сжиженного углеводородного газа (СУГ) увеличились на 25%. Это произошло из-за подорожания цен на железнодорожные цистерны. Ремонт Оренбургского ГПЗ также ухудшает ситуацию в целом".

Эксперт подытожил, что Казахстан получает по схеме замещения до 300 тысяч тонн СУГ из Оренбурга. Половину отправляют на экспорт черед ТОО «КазРосГаз», а оставшаяся часть поступает на внутренний рынок.

Газовый вопрос: как Казахстан, Россия и Узбекистан пытаются создать новый трехсторонний консорциум

Сначала о поставках российского природного газа на казахстанский рынок договорился с "Газпромом" Роман Скляр. А потом аналогичную дорожную карту подписали и представители правительства Узбекистана и России.

По мнению экспертов, это нужно для использования существующего магистрального газопровода Средняя Азия–Центр. В своё время по нему газ из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан шёл в центральные регионы России. Сейчас этот газопровод может обеспечить реверсные поставки в Узбекистан. Это особенно необходимо в условиях снижения запасов природного газа у соседей и морозах. Особенно себя показала эта зима. В Центральной Азии побиты многолетние отрицательные температурные рекорды.

Так, трёхмиллионный Ташкент оказался не готов к – 20 градусам. Внезапно обнажились все проблемы: красивая и новая архитектура оказалась построена на старой инфраструктуре. Температура в многоэтажках резко упала до 10 градусов тепла. Причиной стало отсутствие природного газа. Греться приходилось от электрических обогревателей, но и они в скором времени перестали помогать. Электросети просто не выдержали перенапряжения.

"Мы пережили страшные дни в мороз, не было ни света, ни газа, ни отопления. Все заводы остановились, все торговые центры закрыли, заправки тоже, не было даже уличного освещения. Во дворах военные разбивали полевые кухни с горячей едой, по городу организовывали точки с горячим чаем. А все крупные рестораны раздавали горячий плов. Люди с младенцами жили в автомобилях с заведёнными моторами. Если честно, мы не поняли, куда делся газ. Экспорт газа полностью остановили ещё в декабре, но почему его не хватило народу не ясно. Аварийных ситуаций не было с газом", – рассказала жительница Ташкента корреспонденту Orda.kz.

К 2025 году Узбекистан планирует полностью прекратить экспорта газа. Поэтому газовый вопрос три страны должны решить именно к этому периоду, начав реализовывать проект.

Остаётся непонятным насколько плоха ситуация с природным газом у нас в стране. В морозы некоторые компании недополучали топливо в счёт увеличения поставок для энергообразующих предприятий.

Лента новостей

все новости