Оградились от всех: как Ким и другие олигархи спорят с властями за свои поместья

cover Коллаж: Orda.kz

«Новый Казахстан» стал клондайком для избранных, а элита продолжает приумножать своё богатство за рубежом. Orda.kz рассказывает о роскошных английских поместьях Кимов и Кулибаевых и их конфликтах с властями.

Старые олигархи становятся ещё богаче и влиятельнее. Почему старые? Потому что их делят на до и после Кантара. Вячеслав Ким, например, увеличил своё состояние более чем втрое за эти три года — с 2 до 7,1 миллиарда долларов. Он стабильно возглавляет рейтинг Forbes богатейших бизнесменов Казахстана.

Приумножать капитал Киму помогает его супруга Татьяна. Канал «Выход к морю» показал документы, подтверждающие: в 2021 году супруга богатейшего казахстанца купила поместье Wishanger Manor в графстве Суррей за 20 миллионов фунтов стерлингов. Это настоящий исторический особняк в английской глубинке. Сотни лет назад там жили цистерцианские монахи. Прилегающая территория огромная — целых 16 гектаров. На этих просторах, помимо поместья, есть леса, пруд, бассейн, теннисный корт и даже отдельный коттедж для охраны. Но это ещё не все хоромы. Вдобавок Татьяна Ким купила домик кучера. Правда, стоит он гораздо меньше — 1,6 млн фунтов стерлингов.

От кого прячетесь, госпожа Ким?

Идиллия закончилась, когда Ким затеяла реконструкцию поместья. Британские власти посчитали, что её задумка может навредить природе — например, повлиять на популяцию летучих мышей. Не понравился чиновникам и деревянный забор высотой 2,5 метра. Его сочли слишком высоким, создающим «ощущение замкнутости» и «диссонирующим с природой». Инспектор потребовал снести гигантскую стену. Так и завязался спор.

Ким настаивала, что забор ей нужен для безопасности. Она подала апелляцию. В итоге англичане частично уступили. Забор разрешили оставить, но потребовали уменьшить до метра.

Поместье в Суррее — лишь часть британского портфеля семьи Кимов. В престижном лондонском районе Мэйфэйр Татьяне принадлежат две квартиры стоимостью 25,7 млн фунтов стерлингов.

Кулибаев тоже здесь

Недвижимостью в Великобритании владеет и Тимур Кулибаев. В 2007 году он купил бывший дом принца Эндрю Sunninghill Park за 19,7 миллионов долларов, причём на четыре миллиона долларов выше запрашиваемой цены. Дом позже снесли и построили новый особняк с 14 спальнями.

Параллельно семья Назарбаевых скупала апартаменты в Челси, особняки на Bishops Avenue и в Хайгейте.

«Дарига Назарбаева и Нурали Алиев владеют недвижимостью в Лондоне стоимостью не менее 80 млн фунтов. Национальное агентство по борьбе с преступностью (NCA) выдало ордера на необъяснимое богатство в отношении трёх объектов: особняка на Бишопс-авеню, одной из самых дорогих улиц столицы, квартиры в Челси и особняка в Хайгейте. Однако судья отклонил ордера, решив, что NCA не доказало связь покупки этих домов с преступными доходами»,
писало британское издание The Guardian.

В докладе британского аналитического центра Chatham House названы 34 объекта недвижимости, купленные казахстанской элитой на сумму около 530 млн фунтов.

«Большинство объектов связано с семьёй Назарбаева или приближёнными к ней представителями элиты. Это лишь верхушка айсберга, поскольку многие активы оформлены на офшорные компании без раскрытия конечных владельцев»,
указывали исследователи.

Напомним любопытный факт: Кулибаевы, как и Кимы, когда-то конфликтовали из-за высоких заборов. Только не в английской глубинке, а в Испании. Там у четы есть вилла на побережье Коста-Брава. Испанцы были дико возмущены тем, что хозяева огородили забором тропу, ведущую к Средиземному морю. Власти потребовали снести ограждение и открыть дорогу.

Лондон притягивает клептократов

После Января-2022 британские парламентарии заговорили о казахстанской клептократии. В палате прошли резкие дебаты о том, как Лондон стал удобной площадкой для вывода и отмывания средств казахстанской элиты. Тему подняла депутат от Лейбористской партии Маргарет Ходж.

«Великобритания выдала 205 золотых виз казахстанским бизнесменам и чиновникам, открывая им путь к проживанию и вложению незаконно нажитого капитала»,
громко заявляла лейбористка.

Исследователи OCCRP раскрыли, что Назарбаевы контролируют активы на 7,8 миллиарда долларов через фонды. Эти активы частично связаны с британской Jusan Technologies ltd, которая числилась владельцем казахстанского Jusan Bank. Да, это тот самый банк, который перешёл под контроль Вячеслава Кима.

К слову, всё это Ходж решила сказать потому, что «Британия несёт некую ответственность за Январские события».

«Потому что страна помогла казахстанской элите десятилетиями копить и прятать капиталы».

Она требовали ввести санкции против конкретных персон. Из её уст звучали фамилии Назарбаевых и приближённых к ним. Однако до реальных мер так и не дошло.

Как мы видим, сегодня в «Новом Казахстане» ключевые активы всё ещё контролируют старые богачи. В Британии даже забор миллионера не может нарушать правила. В Казахстане же за эти годы заборы вокруг богатых и влиятельных только росли.

Читайте также:

Лента новостей

все новости