Обучить водителей и убрать с дороги пассажиров: выводы экспертов о смертельном ДТП в Алматы

cover коллаж Orda.kz

Под занавес года смертельное ДТП с автобусом в Алматы, в котором погибли три человека и четыре получили травмы, вновь поставило вопросы общественной безопасности и плохой инфраструктуры в южной столице Казахстана. Корреспондент Orda.kz  встретился с экспертами и узнал, почему изолированные кабины не защищают водителей от нападений, зачем им нужен психолог и как можно было избежать жертв.  

Момент аварии, которая случилась пятничным вечером 22 декабря на одной из самых оживлённых трасс мегаполиса, попал на видео. Автобус на большой скорости сносит несколько машин и людей, которые вышли на проезжую часть, пытаясь поймать попутки. 

На этой остановке сходится несколько десятков маршрутов общественного транспорта, именно отсюда многие жители пригорода уезжают домой. Большинству приходится пользоваться услугами такси или просто «голосовать», потому что втиснуться в переполненные автобусы утром и вечером практически нереально. Поэтому когда неуправляемый 47-ой мчался по трассе, три человека оказались под его колёсами, но жертв могло быть больше. 

Изображение: Яндекс.Карты

Люди ловят машины прямо на дороге

На следующий день корреспонденты Оrda.kz приехали на место аварии. Действительно, большинство автобусов игнорирует ПДД и не заезжает в специальный карман, высаживая пассажиров прямо посреди трассы, а люди ловят попутки, стоя на проезжей части. 

Проблема нерационально спланированных маршрутов и переполненных автобусов в Алматы существует уже давно. Осенью 2022 года аким города Ерболат Досаев лично проверил работу городских автобусов и обещал улучшить ситуацию. В ноябре 2023 года Оrda.kz пыталась выяснить у акимата, почему алматинцам по-прежнему не хватает мест в общественном транспорте, несмотря на то, что в мегаполисе регулярно открывают новые маршруты и пополняют автопарк. Страшное ДТП произошло спустя месяц.

Водители до сих пор берут оплату

Сразу после аварии на проспекте Райымбека в Алматы вновь заговорили о проблемах инфраструктуры. В этот раз претензии появились не только к акимату, но и к дорожной полиции и обществу в целом, потому что в трагедии есть важная деталь: за рулём автобуса была женщина с 10-летним водительским стажем, и ДТП бы не случилось, если бы её не ударил пассажир. 

Читайте также: Нажмите на тормоз: свидетели рассказали подробности смертельного ДТП в Алматы с участием автобуса

По мнению координатора проекта «МыАлматы» Мейрама Байгужекова, авария случилась прежде всего из-за бездействия управления городской мобильности и департамента полиции.

«Во-первых, водители почему-то до сих пор контролируют оплату проезда. Это работа контролёров. Водитель должен быть сосредоточен на вождении. Во-вторых, кабина водителя должна быть изолирована», — считает Байгужеков.

Среди прочих причин он отмечает отсутствие вместительного и скоростного транспорта в пригород и подчёркивает, что надежд на его появление у алматинцев нет.

«При наличии выделенных полос для общественного транспорта дорожники сохраняют карманы, в которые никто вообще не заезжает. Ни один водитель автобуса не подъезжает к платформе. Пассажиры поэтому стоят на проезжей части. Плюс размер остановок вообще не соответствует пассажиропотоку. Полиция никак не контролирует таксистов: стоянка на остановке, заезд на полосу общественного транспорта, пересечение сплошных — всё без наказания», — продолжает общественник. 

Он уверен, что остановка «Городская больница № 7» сконструирована ошибочно: перед ней съезд с развязки и заезд/выезд в автосалон, а за ней — поворот направо в густонаселённый микрорайон. По его мнению, в городе нет ни одного транспортно-пересадочного узла. 

«Даже с этими ущербными маршрутками можно было выстроить систему пересадок. Транспортно-пересадочные узлы с платформами, прилегающими вплотную к проезжей части, минимизировали бы количество жертв, даже, возможно, исключили бы их», — добавляет Байгужеков.

Он сообщил, что управление городской мобильности заказало разработку проекта ТПУ именно на этой остановке. Вот что получилось: 

Документы: Twitter  Мейрама Байгужекова

В любом случае, по его мнению, это будет лишь каплей в море проблем алматинского транспорта. Нужно решать более глобальные вопросы: строительство ЛРТ, электричек, БРТ, метро, улучшение условий труда водителей.

«Проблема насилия над женщинами в Казахстане достигает апогея. Если честно, неадекватный пассажир ударил бы и мужчину-водителя. Конфликты, зачастую с применением силы, случаются на дорогах каждый день. И главная причина — создавшиеся инфраструктурные и правовые условия», — говорит Байгужеков.

Дефицит водителей и отсутствие подготовки

Ризван Цинаев, бывший руководитель «АлматыЭлектроТранс», в беседе с корреспондентом Оrda.kz отметил, что смертельная авария на проспекте Райымбека в очередной раз обнажила ворох  транспортных проблем южной столицы. В первую очередь — дефицит профессиональных кадров, отсутствие должной подготовки водителей автобусов и нормальных условий труда

Фото: Orda.kz
«Работа водителя общественного транспорта — почти как у космонавта. Нужно не только чтобы он умел ездить и знал правила дорожного движения. Важна психологическая подготовка. За день один автобус в Алматы перевозит в среднем тысячу человек. Из этого количества зачастую 10–15 пассажиров неадекватны. Нужно научить водителя разговаривать с ними,  предотвращать конфликты, не реагировать на выпады, которые могут спровоцировать опасные ситуации», — говорит Цинаев.
Раньше между водителем и пассажиром был своеобразный буфер — кондуктор. Сейчас водитель вынужден сам общаться с пассажирами: принимать деньги, отвечать на вопросы о маршруте, решать конфликты. 

По его мнению, в этом случае женщина-водитель должна была оценить ситуацию и позаботиться как о собственной безопасности, так и о безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Эксперт подчёркивает, что она, конечно, не могла предположить, чем обернётся её спор с мужчиной, неважно, по какой причине он начался, но, скорее всего, заметила его агрессивное поведение. 

«По опыту, женщины за рулём общественного транспорта ответственнее и внимательнее мужчин. И я никогда не считал и не считаю, что им не место на такой работе. Но они более эмоциональны. Для этого и нужны консультации  психолога, который объяснит нюансы, касающиеся безопасности, впрочем, как и водителям-мужчинам», — говорит Цинаев.

Он уверен, что если в действиях водителя автобуса не найдут нарушений, и врачи разрешат, она сможет продолжить работу на линии. После ДТП перевозчик обязан выплатить ей компенсацию, так как все работники на автопредприятиях застрахованы в обязательном порядке.

Корреспондент Оrda.kz пытался узнать у компании-перевозчика, в которой работает пострадавшая женщина-водитель, как дальше сложатся их трудовые отношения, но разговаривать с журналистами там отказались.

«Сейчас говорят, что если бы место водителя в автобусе № 47 было изолировано от пассажиров специальной перегородкой, то аварии удалось бы избежать. Это не так, и я сейчас объясню, почему от этих перегородок решили отказаться. Во-первых, на моей памяти есть случай, когда пассажир проломил такую перегородку кулаком, несмотря на то, что она была бронированная. И драка случилась. Во-вторых, такая изоляция полностью лишает водителя возможности следить за тем, что происходит в салоне автобуса, он не слышит пассажиров. Да, есть специальная кнопка на поручнях, но их часто нажимают случайно, поэтому водитель не всегда своевременно реагирует на такой сигнал. В общем, из-за этих изолированных кабин мы получали массу жалоб как от пассажиров, так и от самих водителей. В итоге у многих автобусов пришлось их демонтировать. Так что это не выход из положения и не защита», — говорит Цинаев.

Кстати, 26 декабря министр труда и соцзащиты населения Светлана Жакупова сказала, что в общественном транспорте Казахстана водители и пассажиры должны быть изолированы друг от друга.

Нужны транспортные хабы

Продолжая разговор о причинах аварии и её последствиях, Цинаев поясняет: автобусы в Алматы переполнены не потому, что их мало на линиях. Наоборот, транспорта хватает, а вот сажать за руль некого. И это, по его словам, проблема всех регионов страны:

«Притока свежих сил в профессию нет. Молодёжь не идет, потому что есть ограничение по возрасту на получение категории D, которые ввели ещё в 90-е годы из-за резонансных ДТП. Мы неоднократно говорили о том, что эти требования надо пересматривать. Ну не будет ни один современный парень столько лет тратить на то, чтобы добиться заветной корочки и сесть за руль городского автобуса. Это же по времени почти пять лет — как институт окончить. Поэтому сейчас для перевозчиков любой водитель на вес золота. И брать на работу порой готовы кого угодно, лишь бы человек имел положенные документы. Отсюда страдает качество обслуживания, возникают конфликты и те же ДТП. У водителей нет конкуренции, поэтому они не боятся потерять работу».

Цинаев предлагает подвести законодательную базу к тому, чтобы на автотранспортных предприятиях, как в советское время, появились условные школы для водителей. По его словам, перевозчики готовы вкладывать в обучение стажёров деньги и силы, потому что заинтересованы в хороших кадрах.

В Казахстане нет профильных учебных заведений, которые могли бы обучить человека и сказать: «Вот, получите, это готовый водитель».
«Следить, чтобы люди не стояли на дороге и не ловили посередине трассы такси, должны местные власти. Уже давно стоит вопрос о создании хабов, где можно пересесть на пригородные маршруты. В 50-километровой зоне город должен быть обеспечен соответствующим количеством общественного транспорта и дорожных развязок. Все такие точки, где много разных маршрутов, где люди пересаживаются и едут дальше, просто необходимо обеспечить этими хабами», — говорит Цинаев.

Таких точек, по его словам, в Алматы немало. К примеру,  автовокзал «Саяхат», где пересекаются маршруты общественного транспорта почти по всем направлениям.

В Алматы три основных пригородных направления: север, восток и запад. По мнению Цинаева, необходимо сделать хабы рядом с такими загруженными зонами как Калкаман, Абая — Саина.
«Автобус должен иметь возможность заехать, безопасно и не спеша высадить и посадить пассажиров. Нужны специальные зоны, где люди могут поймать попутку, не выходя на проезжую часть. Но о чём я говорю, если в Алматы, по сути, вообще нет транспортной инфраструктуры. Нет оборудованных конечных станций, где водитель может отдохнуть и пообедать. Да хотя бы нормально сходить в туалет, которых, кстати, тоже нет, а ведь санузлы — жизненная необходимость! Маршруты в мегаполисе длинные, ну не может человек столько терпеть. Это всё должны обеспечивать местные власти»,  — поясняет эксперт.

Трагедию на Райымбека Цинаев считает резонансной и надеется, что этот случай заставит вплотную заниматься проблемами общественного транспорта в Алматы:  

«Помните, в Алматы убили фигуриста Дениса Тена? Он вышел из ресторана, увидел, как с его машины пытаются снять боковые зеркала, и вступил в конфликт, который закончился гибелью спортсмена. Сейчас вы слышите, чтобы кто-то зеркала снимал? Таких случаев почти нет. Потому что полиция решила эту проблему. То есть нет ничего невозможного. Так же они могут разобраться с тем, что люди голосуют прямо на дороге, а машины останавливаются».

С другой стороны, у эксперта есть вопросы и к расписанию автобусов. Он справедливо отмечает, что человек не должен переживать, на чём ему добраться домой:

«Должно быть расписание, чтобы время ожидания транспорта было минимальным. Это всё должно чётко работать. Но для этого нужны расчёты. Надо точно знать, какой поток, когда и в каком направлении едет. На практике мы не видим, что кто-то этими расчётами занимается. На загруженные маршруты ставят автобусы малой вместимости. Вот конкретно № 47, попавший в ДТП. Он был на востребованной линии в час пик, да ещё и в пятницу. А в него максимум входит 50 пассажиров. И вот это всё уже должен регулировать акимат».
Фото: Freepik.com 

Транспорта в пригородах просто нет

Арай Масаева, студентка четвёртого курса университета Сулеймана Демиреля, рассказала корреспонденту Orda.kz о транспортных проблемах, с которыми она сталкивается ежедневно:

«Мой университет находится в Каскелене, а я живу в микрорайоне Аксай. На дорогу из дома до учёбы трачу минимум два часа. В нижней части города есть несколько отправных точек, откуда люди уезжают на маршрутках, попутках и автобусах в сторону области. Это Сайран, Толе Би — Момышулы и Момышулы — Райымбека. Как раз в последнем пункте я обычно сажусь на маршрутку или на попутку».

По словам студентки, проезд на маршрутках обходится в 130–150 тенге в зависимости от конечной точки. То есть цена практически такая же, как и в обычном автобусе, но комфорта меньше, как и безопасности. По сути это ГАЗели метр на метр, куда люди набиваются битком.

«Поэтому мне приходится рисковать и ездить на попутках. Это немного дороже, но дешевле такси. На отправных точках очень много людей, которые тоже хотят уехать. Чтобы поймать попутку, иногда я стою около 30–40 минут и тоже на краю дороги, как и остальные», — говорит девушка. 
У людей, которые собираются ехать в область из города или обратно, есть три варианта: платить баснословные деньги за такси, ждать 40 минут попутку, пытаться втиснуться в маршрутный автобус.
«В прошлом году появился автобус № 213 в сторону Каскелена, который доезжает до моего университета, но он всего один. Его нужно ждать 20 минут. За это время на конечной собирается уже очень много людей, и поместиться туда практически невозможно», — объясняет Арай.

Напавший на водителя автобуса может избежать наказания

Юрист Сергей Уткин, имеющий большой опыт работы с дорожно-транспортными происшествиями, отмечает, что в любой аварии всегда определяют наличие или отсутствие вины в нарушении ПДД у всех участников:

«Пешеход, который вышел на проезжую часть, чтобы ловить такси, — нарушитель. И если он своими действиями спровоцировал ДТП, то в суде эту причинно-следственную связь установят и определят его меру ответственности».

К водителю, по словам юриста, те же требования. При наличии спора назначается экспертиза, которая выяснит, имел ли он в конкретной ситуации техническую возможность избежать ДТП. 

«Также есть процент ответственности, который ложится на местные исполнительные органы. Если выяснится, что остановка и прилегающее пространство спроектированы с нарушением СНиП или построены не в соответствии с проектом, то суд установит виновных должностных лиц», — поясняет Уткин.

Он подчеркивает, что при проектировании остановочных пунктов должны учитывать все нормы, чтобы обеспечить безопасность пассажиров:

«Возможно, сейчас уже необходимо обновить строительные нормы и правила, чтобы четче прописать требования к проектам остановок и прилегающих территорий».

Говоря о смертельном ДТП на Райымбека, юрист не исключает, что пассажир, ударивший водителя, может избежать наказания, если его признают невменяемым:

Напавший мужчина. Фото из соцсетей пассажиров 47 автобуса
«В этом случае его вообще освободят от наказания, как Клебанова, организовавшего травлю журналистов около года назад. Но если его признают вменяемым, то с учётом видеозаписи, где он наносит удары водителю, а также показаний свидетелей и таких тяжких последствий, его точно накажут по всей строгости закона».

Как и Цинаев, Уткин полагает, что изолированные кабины не смогут полностью защитить водителя от  нападений.

«Если завтра кто-то зайдёт в автобус с ружьём и застрелит водителя, будем отделять всех водителей бронёй или наденем на них бронежилеты? Всё-таки главное — справедливое расследование и наказание. Именно публичность подобных дел даёт свои результаты: у скандалистов появляется страх за возможные последствия, и они ведут себя сдержаннее», — уверен юрист.

Говоря о стихийных парковках, Уткин подчёркивает, что следить за этим должна дорожная полиция.

«Когда командиры подразделений инструктируют экипажи перед выходом на дежурство, в обязательном порядке обращают внимание на места, где происходит хроническое массовое нарушение ПДД. Полиция должна вносить представления местным органам власти о принятии мер для устранения причин нарушений — спроектировать и перестроить остановку и прилегающее пространство, определить место для стоянки такси. Поэтому полиции также можно предъявить претензии — что они сделали, чтобы снизить количество подобных правонарушений?» — говорит юрист. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости