Смертельное ДТП в Алматы: компания-перевозчик не захотела раскрывать, как защищены её водители

cover Коллаж: Orda.kz

Пассажир ударил водителя. Поэтому неуправляемый автобус въехал в толпу людей на остановке, три человека погибли на месте, ещё четверых госпитализировали. Orda.kz решила выяснить, насколько защищены работники городского пассажирского транспорта.

Что известно на данный момент о ДТП

Всё произошло 22 декабря в 18:15. Пассажир автобуса № 47 частного перевозчика ТОО «ДуманТрансКом» (наименование компании сразу сообщили в ДП полиции) из-за конфликта ударил водителя-женщину. Она потеряла сознание и управление над транспортом, что спровоцировало наезд на припаркованные автомобили и людей.

Позже появилось видео из салона. Два семнадцатилетних юноши, оказавшиеся рядом в момент избиения, рассказали Orda.kz подробности. 25 декабря медики сообщили о состоянии пострадавших. В частности, 36-летняя водитель находится в отделении нейрохирургии. У неё закрытая черепно-мозговая травма, а также ушибы мягких тканей лица.

Вскоре суд должен выяснить все обстоятельства и назначить наказание виновным. 

А есть ли защита?

Раньше в автобусах можно было наблюдать такую конструкцию, отделяющую водителя от всего салона. 

Иллюстративное фото из социальных сетей

Сейчас от такой защиты в большинстве своём отказались, это не предусмотрено в заказе у страны-изготовителя. Но иногда на маршрутах всё ещё можно встретить нечто подобное:

Иллюстративное фото из социальных сетей

Впрочем, одна из основных причин произошедшего, по мнению ряда инфлюенсеров, — несбалансированная транспортная система мегаполиса (подробнее об этом — в следующей статье Orda.kz). Порой винят в системных проблемах и самих водителей автобусов. Также их часто обвиняют в некультурном поведении и грубом отношении к пассажирам. Доля правды в этом есть, говорят жители, ежедневно путешествующие по городу.

Однако на шофёра общественного транспорта возлагают ряд должностных обязанностей. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, он также несёт огромную ответственность — например, за причинение материального ущерба работодателю. А вот прав у водителей, как оказалось, куда меньше обязанностей. Да, есть Трудовой кодекс и Конституция, но, как видим, они не всегда работают.

К примеру, в правилах перевозки есть пункт, что в салонах автобуса запрещается находиться в нетрезвом виде. Водитель также обязан регулировать наполняемость салона. Только это даёт право ограничить посадку и отказать в обслуживании, но оно не подходит под указанный инцидент.

Официального документа, регламентирующего, что нужно было предпринять водителю, а тем более женщине в тот злополучный вечер с дебоширом, нет.

Есть инструкция: можно сделать замечание, если же это не помогает, автобус следует остановить и вызвать полицию. Разбираться с хулиганом — всё-таки дело полицейских. Но это всё после происшествия. Вопрос: а как водители защищены от нападений? Оказалось, никак.

Мнение перевозчиков

Мы попытались связаться с компанией-перевозчиком «ДуманТрансКом», но наткнулись на совершенно непробиваемую стену. По словам одного из представителей компании по имени Манас, комментариев никто давать не будет.

«Ничего не скажем про инцидент и что с водительницей сейчас или будет в дальнейшем. Как защищены сотрудники, тоже не буду комментировать», сказал он.

Маршрут № 47 «ДуманТрансКом» получила «в наследство» от ТОО «Автотрансгаз» в середине лета 2023 года из-за досрочного прекращения работы последнего. 

По информации из открытого доступа, компания именно с таким названием занимается совсем другими делами: «Думантранс.COM» (051040010236  БИН) — лизинг легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств. Её учредитель — Гульнар Кожантаева.

Однако есть две другие фирмы, подходящие под те, что работают в городе перевозчиками. Первая — «Думан Транс KZ» (191140024644  БИН). Вторая — ТОО «ДуманТранс.COM2019» (191040010600 БИН). Обе открылись в конце 2019 года. Они также имеют ряд договоров с управлением городской мобильности Алматы и получают субсидии за «убытки, связанные с перевозками по социально значимым сообщениям».  

Скриншот с сайта госзакупок

Первой руководит Талгат Исабаев, учредителем выступает Акмарал Бопунова. А второй компанией полностью управляет всё та же, что и в «Думантранс.COM», Гульнар Кожантаева.

С 2015 года «Думан Транс KZ» перечислила государству 1,3 млрд тенге, а «ДуманТранс.COM2019» – 376 млн тенге налогов. Судя по отчётам, больше всего прибыли две фирмы получили именно в 2023 году.

По словам других представителей транспортных компаний, с которыми удалось связаться, всех водителей инструктируют, как им вести себя в конфликтных ситуациях, в частности с пьяными пассажирами и хулиганами. Помочь в итоге разобраться в происходящем могут установленные в салонах камеры видеонаблюдения.

Моё дело — баранку крутить

Корреспондент Orda.kz связался с бывшим водителем государственного перевозчика ТОО «Алматыэлектротранс». На условиях анонимности он сообщил, что в первую очередь водитель должен попросить выйти проблемного пассажира из салона, высадить его на остановке, вернув деньги. Однако хулиганы не всегда готовы добровольно это сделать — иногда действительно приходилось драться.

«Да, за порядком в автобусе должен отвечать именно шофёр, но не подвергая опасности себя и других. Обычно в конфликтных ситуациях желательно остановиться и вызвать 102. Но пока они приедут, а ещё и другие пассажиры могут возмутиться, да и слово за слово же идёт — могут и убить... Волей-неволей ответишь на выпады. Бывали разные случаи — и с монтировкой на меня бросались, и боковое стекло разбивали», рассказал водитель.

Как быть?

В Казахстане не хватает около 3000 водителей общественного транспорта, а большинство из имеющихся предпенсионного возраста. Требования для потенциальных кандидатов планируют снизить, заявил в декабре министр транспорта Марат Карабаев. Но когда это случится — неизвестно. 

В первую очередь, по словам председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, нужно обратить внимание на организацию труда водителей. Эксперт считает, что если бы зарплата и условия были достойными, работать туда шло бы больше желающих, а стресса у населения и водителей было бы меньше.

«Есть острая нехватка водителей общественного транспорта. Возможно, оплата и условия труда не так хороши, раз не идут работать. В целом это довольно тяжёлая работа. Если рейс по городу начинается в шесть утра, значит, им нужно быть в автопарке в пять, пройти проверки у медика, провести техосмотр машины и другое. Они могут работать две смены подряд из-за нехватки денег, а это уже усталость, снижение концентрации внимания. Конечно, наниматель — перевозчик — и государство в первую очередь должны гарантировать им защиту прав и жизни»,  добавил эксперт.

Какие будут выводы у властей, никто не может ответить наверняка. От перевозчиков могут потребовать закрыть кабины водителей, выдавать личные средства защиты, усилить патрули на выездах из города, где ловят попутки, чтобы люди не гуляли по дороге. А возможно, что инцидент просто спишут на поведение нездорового человека — и всё продолжится

Читайте также:

Лента новостей

все новости