Нужен ли закон о маркетплейсах? Плюсы и минусы обсудили бизнесмены в НПП «Атамекен»
Всё больше казахстанцев переходят на интернет-покупки, поэтому назрел вопрос создания закона, который регулировал бы электронную торговлю. В действительности ли отдельный закон так необходим, и что на этот счёт думают маркетплейсы, потребители и депутаты, читайте в материале Orda.kz
Покупка товаров через интернет становится всё популярней среди потребителей. Рынок электронной коммерции в Казахстане активно растёт и, как оказалось, нуждается в регулировании.
Поэтому вопрос о необходимости отдельного закона об электронной коммерции периодически поднимается со стороны государственных органов, международных исследователей и отдельных казахстанских субъектов предпринимательства.
Для обсуждения этого вопроса департамент торговли НПП «Атамекен» по инициативе ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» провели дискуссию среди бизнесменов и международных экспертов, где также приняли участие депутат Мажилиса Екатерина Смышляева и представители Министерства торговли и интеграции.
Свою позицию выразили представители известного маркетплейса Ozon, который также состоит в «Ассоциации Цифровой Казахстан». По их мнению, в отдельном законе необходимости нет.
«Мы здесь, со своей стороны, в целом придерживаемся мнения Ассоциации "Диджитал Казахстан", в которой состоим, и на текущий момент мы не видим необходимости в создании отдельного закона об электронной торговле. Да, безусловно, в текущем законодательстве есть, что ещё менять, но, на наш взгляд, есть много рисков с появлением такого законопроекта. Потому что электронная торговля, как вы знаете, это та область, которая развивается на текущий момент быстрее всего. И боюсь, что к моменту, когда законопроект выйдет, будут ещё какие-то модели, либо нюансы, которые могут быть не учтены в этом законопроекте, и они больше создадут, скажем, препятствия, нежели возможности развиваться бизнесу»,
заявила генеральный директор Ozon в Казахстане Мольдер Рысалиева.
При этом, гендиректор Ozon в Казахстане отмечает, что если законопроект будет развиваться, то маркетплейс хочет быть в рабочей группе.
Той же позиции придерживается и интернет-магазин Wildberries. Директор по корпоративным связям маркетплейса Казбек Кужимов заявляет, что на данный момент нет смысла обсуждать проект закона, тем более, когда нет чёткой концепции.
Однако в обществе по защите прав потребителей так не считают. По их словам, интернет-магазины допускают много нарушений прав покупателей. В частности, это касается сертификации товаров. О нескольких из них рассказала представитель общества по защите прав потребителей «Адилет» и «Ғасыр сапасы» Жанна Тулегенова.
«Есть много нарушений в товарах с интернет-магазинов, которые не согласовываются с законом о защите прав потребителей. Во-первых, там нет информации на казахском языке, нет информации о сертификации, о местонахождении поставщика и так далее. Поэтому электронную торговлю нужно интегрировать с законом о защите прав потребителей. Любой сайт, который будет, пусть это Ozon, пусть это Bonprix или другие, нужно будет с законом о защите прав потребителей отрабатывать», считает Тулегенова.
Но подобные недочёты не могут быть основной причиной для создания отдельного закона, считает представитель Wildberries Казбек Кужимов. Урегулировать эти пункты можно и в рамках других подзаконных норм.
«Естественно, есть рост жалоб, но он не сопоставим с ростом электронной торговли. Было около семи тысяч жалоб в год, в то время как продажи за этот период исчислялись миллионами. Жалобы составляют менее чем 1 %. Вопрос о защите прав потребителей — другой вопрос. И находится этот законопроект сейчас в Мажилисе. Wildberries тоже готов обсуждать это в рабочей группе»,
считает Кужимов.
Маркетплейсы уверены, что если и придётся законодательно регулировать их деятельность, то это нужно будет делать во благо предпринимателей. Работа должна идти в сторону разрешения и упрощения, а не наоборот.
С этим согласна и депутат Мажилиса Екатерина Смышляева. По её словам, все усилия нужно направить на поддержку электронной торговли. А именно на развитие экспорта товаров с маркетплейсов.
«У нас здесь у всех одна позиция и одна ситуация. Поэтому, на мой взгляд, наши, условно говоря, юридические силы сейчас нужно сконцентрировать на внешних моментах, связанных с развитием трансграничной электронной торговли и регулированием трансграничных отношений в сфере электронной торговли. Вот это действительно непаханое поле, где, я думаю, можно применить все наши экспертные силы, и это действительно поможет нашему рынку», говорит депутат.
Завершая дискуссию, в НПП «Атамекен» предложили участникам не форсировать события. Палата взяла на себя инициативу внести все идеи для поправок от субъектов бизнеса в один документ, чтобы представить его в будущем госорганам и в Парламент.
Читайте также:
Лента новостей
- 816 млн тенге выделили на ремонт котельных в Кокшетау
- Проект «Нет дорог — нет налогов»: как тестируют республиканские трассы, и где чаще всего «прокалываются» строители
- Почти 50 тысяч казахстанцев вернулись в свои дома
- Педофила приговорили к пожизненному сроку в Семее
- Троих казахстанцев задержали по подозрению в экстремизме
- Вода в полях: как скажется паводок на будущем урожае
- Пенсионер поехал на велосипеде из Актау в Париж
- Токаев поздравил казахстанцев с праздником Пасхи
- В Усть-Каменогорске четырёхлетний мальчик застрял, играя на горке
- Как прошло пасхальное богослужение
- Православные казахстанцы празднуют Пасху
- Уровень воды в Урале приблизился к критической отметке
- Больше 2300 человек находятся в эвакопунктах ЗКО
- «Алия»: фильм о легендарной снайперше снимут в Казахстане
- Один ключ ЭЦП вместо двух будут выдавать казахстанцам
- Подрядчик сорвал сроки ремонта сквера Алии и Маншук в Алматы
- Четыре года колонии дали виновному в гибели промышленных альпинистов в Астане
- Американская комиссия заступилась за религиозных экстремистов в Казахстане
- Жительницу Павлодара, обвинившую замакима в изнасиловании, отправили в тюрьму
- Украина, русофобия, АЭС и Токаев: посол Казахстана в РФ дал большое интервью