Нужен ли закон о маркетплейсах? Плюсы и минусы обсудили бизнесмены в НПП «Атамекен»

cover Фото: masheka.by

Всё больше казахстанцев переходят на интернет-покупки, поэтому назрел вопрос создания закона, который регулировал бы электронную торговлю. В действительности ли отдельный закон так необходим, и что на этот счёт думают маркетплейсы, потребители и депутаты, читайте в материале Orda.kz

Покупка товаров через интернет становится всё популярней среди потребителей. Рынок электронной коммерции в Казахстане активно растёт и, как оказалось, нуждается в регулировании.

В 2024 году ожидается принятие двух законопроектов, которые могли бы регламентировать работу электронной торговли. Первый — это Цифровой кодекс, проект которого уже разработан, а второй касается закона о защите прав потребителей. Оба на сегодняшний день рассматриваются в Мажилисе, но некоторые считают, что ни один из них в полной мере не упорядочит онлайн-торговлю.

Поэтому вопрос о необходимости отдельного закона об электронной коммерции периодически поднимается со стороны государственных органов, международных исследователей и отдельных казахстанских субъектов предпринимательства.

Для обсуждения этого вопроса департамент торговли НПП «Атамекен» по инициативе ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» провели дискуссию среди бизнесменов и международных экспертов, где также приняли участие депутат Мажилиса Екатерина Смышляева и представители Министерства торговли и интеграции. 

Свою позицию выразили представители известного маркетплейса Ozon, который также состоит в «Ассоциации Цифровой Казахстан». По их мнению, в отдельном законе необходимости нет.

«Мы здесь, со своей стороны, в целом придерживаемся мнения Ассоциации "Диджитал Казахстан", в которой состоим, и на текущий момент мы не видим необходимости в создании отдельного закона об электронной торговле. Да, безусловно, в текущем законодательстве есть, что ещё менять, но, на наш взгляд, есть много рисков с появлением такого законопроекта. Потому что электронная торговля, как вы знаете, это та область, которая развивается на текущий момент быстрее всего. И боюсь, что к моменту, когда законопроект выйдет, будут ещё какие-то модели, либо нюансы, которые могут быть не учтены в этом законопроекте, и они больше создадут, скажем, препятствия, нежели возможности развиваться бизнесу»,
заявила генеральный директор Ozon в Казахстане Мольдер Рысалиева.

При этом, гендиректор Ozon в Казахстане отмечает, что если законопроект будет развиваться, то маркетплейс хочет быть в рабочей группе.

Той же позиции придерживается и интернет-магазин Wildberries. Директор по корпоративным связям маркетплейса Казбек Кужимов заявляет, что на данный момент нет смысла обсуждать проект закона, тем более, когда нет чёткой концепции.

Однако в обществе по защите прав потребителей так не считают. По их словам, интернет-магазины допускают много нарушений прав покупателей. В частности, это касается сертификации товаров. О нескольких из них рассказала представитель общества по защите прав потребителей «Адилет» и «Ғасыр сапасы» Жанна Тулегенова.

«Есть много нарушений в товарах с интернет-магазинов, которые не согласовываются с законом о защите прав потребителей. Во-первых, там нет информации на казахском языке, нет информации о сертификации, о местонахождении поставщика и так далее. Поэтому электронную торговлю нужно интегрировать с законом о защите прав потребителей. Любой сайт, который будет, пусть это Ozon, пусть это Bonprix или другие, нужно будет с законом о защите прав потребителей отрабатывать», считает Тулегенова.

Но подобные недочёты не могут быть основной причиной для создания отдельного закона, считает представитель Wildberries Казбек Кужимов. Урегулировать эти пункты можно и в рамках других подзаконных норм.

«Естественно, есть рост жалоб, но он не сопоставим с ростом электронной торговли. Было около семи тысяч жалоб в год, в то время как продажи за этот период исчислялись миллионами. Жалобы составляют менее чем 1 %. Вопрос о защите прав потребителей — другой вопрос. И находится этот законопроект сейчас в Мажилисе. Wildberries тоже готов обсуждать это в рабочей группе»,
считает Кужимов.

Маркетплейсы уверены, что если и придётся законодательно регулировать их деятельность, то это нужно будет делать во благо предпринимателей. Работа должна идти в сторону разрешения и упрощения, а не наоборот.

С этим согласна и депутат Мажилиса Екатерина Смышляева. По её словам, все усилия нужно направить на поддержку электронной торговли. А именно на развитие экспорта товаров с маркетплейсов.

«У нас здесь у всех одна позиция и одна ситуация. Поэтому, на мой взгляд, наши, условно говоря, юридические силы сейчас нужно сконцентрировать на внешних моментах, связанных с развитием трансграничной электронной торговли и регулированием трансграничных отношений в сфере электронной торговли. Вот это действительно непаханое поле, где, я думаю, можно применить все наши экспертные силы, и это действительно поможет нашему рынку», говорит депутат.

Завершая дискуссию, в НПП «Атамекен» предложили участникам не форсировать события. Палата взяла на себя инициативу внести все идеи для поправок от субъектов бизнеса в один документ, чтобы представить его в будущем госорганам и в Парламент.

Читайте также:

Лента новостей

все новости