Неделя большой политики в ООН: почему там нет Токаева и ждать ли после неё Третью мировую
22 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке началось то, что в мировых СМИ уже окрестили «неделей большой политики». Сначала лидеры и дипломаты со всего мира собрались на Саммит будущего. Главным его событием стало голосование по «Пакту во имя будущего», который поддержали 143 страны, включая Казахстан. А на следующий день после его окончания стартовала Генассамблея ООН, где уже состоялось, возможно, последнее выступление Джо Байдена в качестве президента США, а, возможно, и вообще в качестве политика. Orda.kz не могла оставить без внимания столь значимые события мировой политики и обсудила их с бывшим дипломатом, политологом Казбеком Бейсебаевым.
Голосование за «Пакт во имя будущего» оказалось немного скандальным. Россия предлагала его доработать, и в итоге она, Беларусь, Никарагуа, Северная Корея, Иран, Судан и Сирия голосовали против. Но большинство стран, включая Казахстан, поддержали. При этом с начала войны в Украине Казахстан чаще воздерживался по темам, связанным с Россией.
— Я не вижу в этом ничего такого. Мы же не можем всегда голосовать, как Россия. Понятно, когда это украинская тема, а Казахстан и РФ являются союзниками и партнёрами. И тогда мы её где-то поддерживали, где-то воздерживались. Но что касается общих тем: у России одна позиция, у нас другая. Это не идёт в разрез с партнёрскими отношениями. Это же не кейс Украины. Это скорее общие слова.
Но при этом в Сети распространился фейк, что Казахстан воздержался при голосовании. Мы, чтобы снять сомнения, даже запросили подтверждение в МИДе. Там нам ответили, что Казахстан именно поддержал пакт. На ваш взгляд, зачем распространять такие фейки?
— Сейчас идёт война в Украине. И она идёт не только патронами, самолётами и дронами. Но это же ещё и информационная война. И это элемент такой информационной войны: например, чтобы вызвать шум в соцсетях. Мы живём в эпоху таких вбросов, так что нужно просто отделять зёрна от плевел. Просто надо верить официальному представителю МИДа.
На Саммите будущего от Казахстана выступал министр иностранных дел Мурат Нуртлеу. Его выступление, на первый взгляд, кажется несколько «водянистым». Но в нём нашлись даже пересечения с речью Байдена на Генассамблее. Например, тема важности «средних держав». На ваш взгляд, это выступление было важным или проходным?
— Если говорить о пересечении, то нужно понимать, что сейчас идёт речь о реорганизации как в целом ООН, так и её Совета безопасности — о том, чтобы расширить состав его постоянных членов. Поэтому, получается, что и наш министр, и президент США говорили о реформировании Совета безопасности. «Средние державы» — это, например, Турция, Иран, Германия, Япония.
Но Казахстан этой зимой тоже отнесли к «средним державам»?
— Нет, мы к ним не относимся. Я понимаю, хотелось бы, но надо знать своё место. Есть крупные державы, такие как США, Китай. Россия как военная держава. А есть средние, по-своему экономическому, военному потенциалу. И под него подпадают те страны, которые я назвал.
Эта «неделя большой политики» в ООН выглядит одной из самых важных за последние годы. Часто даже Генассамблея проходила незаметно для обывателя. Но на фоне войны в Украине, на фоне событий на Ближнем Востоке в этом году к ней приковано внимание. От Байдена, например, вчера ждали, что во время выступления он объявит о разрешении Украине бить дальнобойным оружием по территории России. Но не объявил. Ждать ли в итоге от этой Генасамблеи громких заявлений?
— Я же не зря сказал, что ООН нуждается в реформировании, потому что она более рекомендательный орган. Дела решаются уже в другом формате. То же касается и войны в Украине. Это будут решать не в ООН. Это будут решать, условно, «Большой Запад» и Россия, к которым присоединятся такие страны, как Китай и Индия. То есть решать будут мировые державы, потому что война в Украине затормозила мировую торговлю, что на всех сказывается негативно.
ООН была действенной, когда существовал двуполярный мир: с одной стороны, СССР и социалистические страны, а с другой — США и Запад. Они были вынуждены соблюдать какие-то правила. А когда мир стал однополярным, то и дела стали решаться по-другому — в формате G7, потом G8, которая потом снова стала G7, в формате G20. В октябре будет саммит BRICS — это ещё один центр. Поэтому ООН уже не та, что была раньше. Её решения носят скорее рекомендательный характер. Взять те же решения по Украине или по Израилю. Они что, кем-то выполняются? Нет. ООН уже не такой действенный инструмент, каким была ещё лет 10–20 назад. Поэтому, кстати, и говорят о повышении роли средних держав.
Если же говорить о том, действительно ли так важна эта Генассамблея, то наш-то президент туда не поехал.
Но другие лидеры Центральной Азии были. На Саммите будущего выступали Жапаров, Рахмон.
— Но Токаев-то не поехал. И не стоит забывать, что он сам дипломат.
На ваш взгляд, это был жест? Или, может быть, дело в здоровье?
— Я думаю, что у Касым-Жомарта Кемелевича в стране дел много. Мы же видим, что идёт замена руководства силовых структур, в частности КНБ. Дела дома оказались важнее, поэтому он не поехал.
Возвращаясь к Байдену. Уже на сегодня запланирована встреча Джо Байдена и Владимира Зеленского. И на ней Байден может принять одно из последних важных решений на посту президента. Я про то самое разрешение бить дальнобойным оружием в глубь территории РФ. Если представить, что такое разрешение Зеленский получит, то что дальше? Ждать Третью мировую?
— У Байдена как у президента США огромная ответственность. И он прекрасно понимает, что как только он даст разрешение бить этими ракетами, то россияне тоже в долгу не останутся. Это же эскалация. Тем более надо помнить, что Байден, когда был сенатором, занимался вопросом разоружения. И уж кто-кто, а он-то в теме разоружения разбирается. Поэтому он такого разрешения и не даст. Более того, в интересах администрации Байдена сейчас усадить стороны за стол переговоров и подать это как победу. Поэтому демократам и Байдену в частности нужно мирное решение.
Но при этом, выступая на Генассамблее, он много говорил про поддержку Украины.
— Говорил и будет говорить. На то мировым лидерам и дан язык, чтобы он так говорили (смеётся). Но я ещё раз подчеркну, что если они заставят стороны сесть за стол переговоров, то это будет подано как победа. Как победа мира. Победа добра над злом. Для того и нужна дипломатическая риторика.
«Неделя большой политики» ООН в субботу закончится. А через месяц будет тот самый саммит BRICS в Казани, который вы упомянули. Казахстан стремится в эту организацию. Но раньше это было объединение условно вторых экономик мира. Но сейчас стран в BRICS стало больше. Среди них есть, в частности, Эфиопия. А о стремлении вступить заявляли такие государства, как Зимбабве и Буркина-Фасо, которые сильными экономиками не назовёшь. На этом фоне не теряется ли авторитет организации?
— BRICS сейчас международная структура, вокруг которой формируется новый центр. И её государства-учредители заинтересованы в том, чтобы привлекать в неё другие страны. Потому что доля Запада в мировой экономике уменьшилась, влияние в мировой политике тоже. Если взять XX век, то после мировых войн проходил передел мира и формирование новых центров. Война в Украине не сравнима с мировой. Но если говорить о войне санкционной, то она вполне мировая. И, соответственно, опять формируется новый центр. Можно сказать, это новая Ялта или новое совещание в Хельсинки, которое прошло в 1975 году, когда соцстраны и Запад договорились о принципах мирного сосуществования и незыблемости границ. В 1991 всё разрушилось, и сейчас идёт становление нового мира. Поэтому не зря министр иностранных дел Казахстана говорил о важности «средних держав».
Читайте также:
Лента новостей
- Интим без согласия: казахстанцев осудили за распространение личных фото
- В Хромтау в морозильнике нашли голову пропавшего мужчины
- «Занимайтесь строительством»: инвесторы Кашагана резко ответили QazaqGaz
- Мост через Есиль для ЛРТ достроили в Астане
- Посредничество в мирных процессах, тёплое отношение к армянам, исторические корни: что Токаев сказал Хачатуряну
- Скандал вокруг спецкомплекса для сирот «Жануя»: чиновники отрицают, что меняли детям диагнозы
- Казахстан продаст Китаю уран почти на полтора триллиона тенге
- Бывший начальник отдела управделами президента получил высокую должность в МЧС
- Bereke Business: особое отношение к предпринимателям
- В Кыргызстане запретили роскошные надгробия
- Дело о захвате акимата Алматы: одному из подсудимых увеличили срок
- Попечительский совет СК «Жануя» требует отставки главы комитета по охране детей
- Что думает глава МНЭ о падении уровня жизни казахстанцев
- «Есть бюрократия» — на критику премьера в связи с уходом инвесторов из Казахстана ответил глава МНЭ
- В Сеть слили кадры начала конфликта в Талгаре: МВД возбудило уголовное дело
- ОПГ «Хуторские» не числится в полицейских базах — Аленов
- «Быть нацменьшинством здесь очень тяжело»: как выживают этнические казахи в Афганистане
- Дом семьи Шерзата загорелся снаружи — прокуратура
- Убийство Шерзата в Талгаре: обнародована видеозапись конфликта
- Подорожают ли продукты из-за скачка доллара, сообщил министр нацэкономики