Нафта преткновения: инвесторы бьют тревогу из-за ограничения на вывоз нефтепродуктов
Фото: Pixabay.com
Уже не первый год Касым-Жомарт Токаев призывает чиновников заняться привлечением прямых иностранных инвестиций. О том же не устаёт говорить премьер-министр Олжас Бектенов. Однако промышленники возмущены, что чиновники из правительства даже не считают нужным обсуждать с ними острые решения, способные повлиять на самочувствие отечественных предприятий и проекты, завязанные на иностранные инвестиции.
ТОО «Mangystau Oil Refining», о котором Orda.kz рассказывала в связи с прошлогодней войной с Минэнерго и его запретом на экспорт ряда нефтепродуктов за пределы таможенной территории ЕАЭС, вновь попадает в безвыходную ситуацию. На этот раз представители компании, в состав которой входят два малых нефтеперерабатывающих завода (МНПЗ), бьют тревогу из-за совместного приказа Министерств энергетики, внутренних дел, финансов и Комитета национальной безопасности по запрету вывоза за пределы РК примерно того же перечня нефтепродуктов, в число которых входит нафта. Нафта — это побочный продукт переработки, без которого производство не обходится, говорят в ТОО «Mangystau Oil Refining». При этом нафта на внутреннем рынке Казахстана никому не нужна, «Mangystau Oil Refining» её экспортировала в страны ЕАЭС, после прошлогоднего запрета на вывоз этого продукта за его пределы.
В компании считают, что, памятуя о прошлогоднем информационном противостоянии с представителями мини-НПЗ, в этом году в Минэнерго решили размыть ответственность за запрет на четыре государственных органа. Они аргументируют включение в список нафты тем, что это якобы продукт прикрытия, под видом которого можно вывезти и другие светлые нефтепродукты, включая бензин и дизтопливо, создав якобы дефицит на рынке.
В «Mangystau Oil Refining» говорят, что такое объяснение — просто оскорбление для контролирующих органов, потому что нафту в лабораторных условиях легко отличить от других нефтепродуктов. В компании утверждают, что согласны на любые разумные квоты и готовы к различным проверкам, лишь бы им позволили вывозить нафту. Прошлогодний запрет уже привёл к затовариванию складов этим продуктом, пробовали договориться о поставках нафты на Атырауский нефтеперерабатывающий завод, но там отказались. Окончательный запрет на вывоз нафты из страны приведёт к вынужденной остановке производства, в том числе и дизельного топлива. И в этом случае, подчёркивают в компании, как раз и сложится дефицит дизтоплива на региональных рынках, в частности в Мангистау — именно там расположен мини-НПЗ, принадлежащий «Mangystau Oil Refining».
Также необходимо отметить, что совсем недавно инвестором был приобретён на аукционе завод в Туркестанской области — в 2022 году. Завод на протяжении шести лет вели к банкротству, он был частично разрушен. «Mangystau Oil Refining» восстановила его, организовав 50 рабочих мест с перспективой расширения производства. На сегодняшний день «Mangystau Oil Refining» ожидает утверждение Министерством энергетики паспорта производства для начала полномасштабной деятельности по производству нефтепродуктов на территории Туркестанской области.
Завод в Мангистау стал частью большого инвестиционного проекта, реализация которого сейчас находится на третьем этапе. После его завершения запланирован четвёртый этап, заключающийся в увеличении глубины переработки сырья с производством высокооктанового бензина экологического класса Евро-5 и дизельного топлива того же класса. Нафта в качестве продукта переработки будет заменена на бензин АИ-92/95. Ежемесячно предполагается производить до 15 тысяч тонн бензина. Ежегодное производство заводом при его полной загрузке будет составлять до 360 000 тонн дизельного топлива и до 150 000 тонн бензина АИ-92/95, которые будут реализовываться на внутреннем рынке. На этом этапе количество рабочих мест на заводе будет увеличено до 1500 человек.
Инвестором «Mangystau Oil Refining» с 2017 года, то есть с момента создания компании, выступает акционерное общество Kazkom SA из Швейцарии. В деятельность компании инвестор уже вложил более 100 миллионов долларов США, уплачено налогов на сумму более 15 миллиардов тенге — весомый вклад в республиканский бюджет.
В компании подчёркивают, что дальнейшие планы оказались под угрозой, если «Mangystau Oil Refining» будет вынуждена остановить производство. Далее по цепочке будет парализована работа подрядных и сервисных организаций, задействованных в производственном цикле, логистике и дальнейшей реализации продукции. Неисполнение договорных обязательств перед контрагентами неизбежно приведёт к образованию задолженности по оплате заработной платы и иных выплат — перед поставщиками энергоресурсов и государством (по оплате налогов и других обязательных платежей в бюджет). Также остановка производства повлечёт за собой сокращение рабочих мест как на самом заводе, так и в подрядных, и в сервисных организациях, задействованных в производственном цикле.
У ТОО «Mangystau Oil Refining» неизбежно образуется просроченная задолженность перед всеми кредиторами, в том числе перед банком второго уровня, который будет иметь крупного проблемного заёмщика. Компания будет вынуждена приостановить приёмку нефти от недропользователей, причём от тех, с которыми уже заключены долгосрочные контракты, в том числе и инвестиционные. При этом значительные суммы предоплаты за сырьё уже внесены — для развития месторождений. Но если компания перестанет принимать это сырьё, недропользователи, которые, ввиду отсутствия у них инфраструктуры для поставки сырья на крупные НПЗ, из-за всё того же затоваривания будут вынуждены остановить как добычу, так и геологоразведку. Это также приведёт к сокращению рабочих мест.
Нефтяники считают, что принимая подобный запрет, в Минэнерго позаботились не только о размытии собственной ответственности, но и о том, чтобы в обществе не было особых разговоров на эту тему. Проект приказа был опубликован на «Открытых НПА» для публичного обсуждения 11 октября 2024 года. Срок обсуждения истекает сегодня — 16 октября 2024 года. При этом, согласно статье 20 закона Республики Казахстан «О правовых актах», срок, устанавливаемый для обсуждения документов, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, не может быть менее десяти рабочих дней. Минэнерго сократило его вдвое.
В итоге, вопреки настоятельным поручениям президента о бережной работе с иностранными инвесторами, о развитии собственной переработки нефтепродуктов, принимаются решения, ставящие под угрозу деятельность предприятий. Причём не единичных, а сразу цепочку взаимосвязанных производств в одной отрасли.
Читайте также:
Казахстан ограничит вывоз нефтепродуктов из-за угрозы дефицита
Ждать ли Казахстану дефицита бензина во время ремонта на АНПЗ
Лента новостей
- Юриста по делу Яны Легкодимой объявили мёртвой — фейковый пост появился в фейсбуке
- Пограничный вопрос в ВКО с Россией наконец обещают решить
- Ван И встретился с Жапаровым на фоне антикитайских настроений в Кыргызстане
- Спектакль «Безымянная звезда»: любовь не от мира сего
- Казахстан наращивает добычу нефти, но видит всё меньше прибыли
- Что Токаев может «негласно» обсудить с Пашиняном
- Отстреливаться от дронов готовятся казахстанские военные
- «Солдаты умирают? Да что вы говорите!» — министр обороны о череде смертей в армии
- Алматинцам не понравились предлагаемые стройки
- Что с парламентской реформой? Токаев выслушал доклад Карина
- «Мы больше не можем молчать»: медики Темиртау выступили против руководства
- Жители ВКО разводятся ради соцвыплат — чем пригрозил аким
- «Это как купить гнилые помидоры в ларьке у дома»: чего добиваются обманутые родители от учебного центра
- Потерявшие жильё и сбережения жертвы мошенников обвиняют полицию в бездействии
- Сактаганов резко ответил на критику после запрета митинга о времени
- Когда курорт «Рахмановские ключи» в ВКО станет доступен простым смертным
- «Это внутреннее дело Казахстана» — политолог о реакции совета при Путине на приговор «Северному казаху»
- Мотоциклы «Урал» больше не будут производить в Казахстане: при чём тут Трамп?
- Сенату не понравились законы о трёхлетнем бюджете — документ вернули в мажилис
- Аким ВКО объяснил, почему в Усть-Каменогорске невозможно дышать



