Нефтяники бьют тревогу из-за запрета на вывоз топлива всеми видами транспорта

cover Иллюстративное фото: РИА Новости

Представители нефтяной отрасли собрались у здания министерства энергетики в столице для встречи с главой ведомства Болатом Акчулаковым.

Министерство энергетики РК подготовило приказ, предусматривающий временное ограничение на вывоз топлива всеми видами транспорта с территории РК. Проект приказа размещён для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА».

Согласно проекту, из Казахстана на четыре месяца запретят вывозить бензин, дизельное топливо и отдельные виды нефтепродуктов, таких, как печное и судовое топливо, а также нафту.

В редакцию Orda.kz обратились нефтяники, которые считают, что подписание приказа повлечёт за собой негативные последствия для всей нефтяной промышленности.

Мотивация Минэнерго

В пояснительной записке к проекту приказа Министерство энергетики уточнило основания для временного запрета. Ведомство ссылается на закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» и Договор о Евразийском экономическом союзе.

А именно на подпункт статьи «Основные угрозы национальной безопасности», подразумевающий нанесение ущерба экономической безопасности. Он включает в себя: использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование инновационному развитию и росту инвестиционной активности, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, а также рост теневой экономики.

Что касается Договора о ЕЭС, то и здесь министерство руководствуется правом применять ограничения, в случае если они необходимы для обеспечения безопасности государства-члена.

Чем запрет грозит нефтяной отрасли?

Представитель НПЗ Mangystau Oil Refining Абдыманап Исабаев считает, что запрет на вывоз топлива может парадоксально привести к его дефициту на внутреннем рынке. Он пояснил ситуацию на примере Mangystau Oil Refining, которое является НПЗ малой мощности и перерабатывает нефть в количестве до 300 тысяч тонн в год.

Как отметил Исабаев, основные нефтепродукты, производимые НПЗ малой мощности – это дизельное топливо, мазут, печное топливо, нафта. Причём, печное, топливо и нафта производятся мини НПЗ в значительных количествах. Хотя в республике практически отсутствует спрос на эти виды нефтепродуктов.

Производить только дизельное топливо, которое в 100% объёме реализуется на местном рынке, заводы не могут в силу процесса переработки нефти.

«Подписание приказа негативно отразится на всей деятельности заводов, парализовав их работу. В случае остановки заводов будет парализована работа подрядных и сервисных организаций, задействованных в производственном цикле процесса переработки нефти, логистике и дальнейшей реализации нефтепродуктов, к которым относятся поставщики нефтепродуктов, инспекционные и транспортные компании, а также перевалочные терминалы, нефтебазы и тд)», – сказал представитель Mangystau Oil Refining.

Он также подчеркнул, что мини НПЗ работают с недропользователями, которые находятся на стадии разведки и пробной эксплуатации. То есть у них отсутствует инфраструктура, позволяющая поставлять нефть на крупные НПЗ, коих в стране всего три. А количество функционирующих НПЗ малой мощности составляет более 20, заявил Исабаев. Остановка переработки нефти на НПЗ малой мощности поставит крест на разведке и бурении небольших, но перспективных месторождениях.

Важный момент – НПЗ малой мощности перерабатывают экспортные объемы нефти небольших месторождений, закупленные по экспортным ценам, которые куда более привлекательны для недропользователей, чем закупочные цены на внутреннем рынке. Если НПЗ малой мощности перерабатывают экспортные объемы нефти, то это не может негативно отразиться на рынке дизельного топлива в стране. Быть может следует направить экспортные объемы нефти с крупных месторождений на переработку на внутренний рынок на крупные НПЗ, чтобы насытить дизельным топливом внутренний рынок?

«В случае не вывоза нефти с месторождений, произойдёт её неизбежное затоваривание. Соответственно недропользователи будут вынуждены остановить добычу нефти и всю работу, что повлечёт за собой сокращение рабочих мест как у самих недропользователей, так и в подрядных и сервисных организациях, задействованных в производственном цикле добычи нефти», – рассказал о последствиях нефтяник.

Представители отрасли опасаются, что в дальнейшем ситуация может привести к возникновению дефицита дизельного топлива в регионах и социальной напряжённости. Как итог, рабочих мест могут лишиться несколько десятков тысяч людей, говорят работники НПЗ.

Стоит отметить, что Казахстан не в первый раз вводит запрет на вывоз нефтепродуктов со своей территории. 20 января 2023 года совместным приказом министра энергетики, министра финансов, министра внутренних дел и председателя КНБ в стране продлили запрет на вывоз топлива автомобильным транспортом сроком на полгода. Теперь же правительство планирует дополнить ограничение на вывоз всеми видами транспорта, расширив перечень запрещеннык в вывозу нефтепродуктов. В него попали печное топливо и нафта.

Лента новостей

все новости