На Минобороны Казахстана подал иск в суд производитель бронетехники

cover Фото БКМ \"Барыс\"

Баталии Минобороны и отечественного производителя бронированной колёсной машины (БКМ) вышли на новый уровень. Кто в итоге оказался виноват в срыве закупа 18 единиц боевой техники, разбиралась  Orda.kz.

В Минобороны считают, что казахстанское предприятие по производству военной техники ТОО Kazakhstan Paramount Engineering сорвало поставки десяти БКМ "Арлан" с боевым модулем в 2022 году. Ведомство не устроил модуль “WSE”, не принятый на вооружение по утверждённой процедуре. По аналогичной причине под угрозой срыва в 2023 году оказался и заказ на 18 аналогичных единиц техники. В Минобороны добавили, что могут приобрести её только после прохождения войсковых испытаний.

Только в ведомстве забыли уточнить, что они судятся с Kazakhstan Paramount Engineering

Как выяснилось, представители компании подали иск в суд на Министерство обороны о принятии техники на вооружение. В Kazakhstan Paramount Engineering заявили, что сотрудники Минобороны самостоятельно разработали техспецификацию для боевого модуля на БКМ «Арлан». Проверку техника прошла на всех уровнях и даже в Центре военных представительств МО. Но в шаге от включения в гособоронзаказ ведомство внезапно решило отказаться. Более того, представители Минобороны в суде подтвердили, что отклонений от технической спецификации не имеется.

По словам гендиректора ТОО KPE Ербола Салимова, Минобороны последние 18 месяцев не утверждают боевой модуль, что в итоге привело к срыву гособоронзаказа. Представители компании предполагают, что это сделано «с целью доведения до банкротства ТОО «KPE».

«Боевой модуль нового образца WSE имеет улучшенные технические характеристики, собственное программное обеспечение и более низкую себестоимость. Мы изготовили его по технической спецификации, утверждённой Минобороны. Бронемашины «Арлан» приняли на вооружение как образец. В течение шести лет ТОО поставляло его в разной комплектации: с боевыми модулями, с различными техническими характеристиками, в зависимости от заключённых договоров. До 2023 года никогда не поднимался вопрос, принято ли на вооружение оборудование, указанное в технической спецификации и установленное на машину. Мы полгода просим Минобороны выдать список боевых модулей, которые приняли на вооружение, но ответа на запросы так и не получили»,  сообщил генеральный директор ТОО " Kazakhstan Paramount Engineering" Ербол Салимов.

В Минобороны опровергли обвинения в лоббировании чьих-то интересов при закупке техники. По их словам, «БКМ «Барыс» в сравнении с ARMA не плавающая», так ещё и боевой модуль у турецкой техники лучше.

«Тактико-техническим заданием опция преодолевать водные препятствия вплавь не предусмотрена со стороны Минобороны. От них не поступало запросов по развитию данного вида техники. Более того, мы проработали концепт плавающего БКМ. Допустимая скорость течения водных преград для современных бронемашин где-то 0,8 – 1,0 м/с. При этом средняя скорость течения реки Иртыш 1,25 – 1, 4 м/с. Ни одна военная амфибия не способна преодолеть Иртыш вплавь. Что касается 30 мм пушки на «Барысе», то это требование выставило само министерство ещё в июле 2017 года»,  уточнил глава KPE.

Что касается  опытной войсковой эксплуатации, которую не прошёл «Барыс», то в компании ответили, что всему виной «сложная военно-политическая обстановка в мире».  

«Естественный физический износ ствола штатной автоматической пушки 2А72 не позволяет нам провести полномасштабную демонстрацию боевых возможностей БКМ «Барыс 8х8». Закуп в сжатые сроки затруднён сложной военно-политической обстановкой в мире. Мы просили Минобороны выдать нам технику во временное пользование, но этого так и не произошло. Также мы безвозмездно занимаемся модернизацией и сервисным обслуживанием 34 единиц «Арлан» и готовим ещё 27 машин к участию в составе национального контингента в миротворческой миссии ООН. На эти цели потратили более 144 млн тенге. Деньги были от прошлых заказов и могли пойти на разработку проектов».

Производителям отечественной техники нашлось, что сказать и о недавнем случае затопления турецкого аналога во время учений на реке Или. Тогда в Минобороны объяснили, что сделали это специально.

«Турецкая БКМ на полигоне «Берег» утонула во время пробного преодоления водных преград. Был выведен из строя двигатель и боевой модуль. Ситуация была внештатной. Двигатель заменили на новый, а боевой модуль все ещё находится в неисправном состоянии. Но Минобороны выставило данное затопление плановым. В нынешних реалиях форсирование водных преград со скоростью 5-7 км/ч (скорость БКМ «Арма 8х8»– Прим. Ред.), является нецелесообразным. Плавающий объект становится уязвимой целью»,  рассказал Салимов.

Что было ранее?

Редакция Orda.kz писала о том, что правительство готовит постановление для закупки 834 автомобилей ARMA у турецкой компании Otakar. Закупка обошлась бы бюджету примерно в 2 трлн тенге. 

Министерство обороны опровергло информацию, сообщив, что «на сегодня никаких договоренностей о поставке бронетехники турецкой стороной не имеется». В ведомстве добавили, что бронетехника турецкой компании — лишь один из образцов, которые рассматривает Казахстан на общих основаниях. Кроме неё, правительство приглядывается и к другим зарубежным аналогам. 

В прошлом году редакция Orda.kz уже писала о том, как Министерство обороны решило приобрести турецкий аналог казахстанской бронемашины Cobra. Позже в ведомстве распространили в СМИ информацию с объяснениями целесообразности закупа техники от Otakar. В Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана в ответ на это разложили по полочкам заявление Минобороны.

Читайте также:

Лента новостей

все новости