А если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I

cover

Редакция Orda.kz решила подготовить серию материалов об оборонной промышленности, чтобы понять, насколько страна готова к угрозам извне. В первом выпуске мы расскажем о бронированной колесной технике казахстанского производства и о причине, по которой вместо отечественных хотят закупить турецкие машины.

В Казахстане есть два типа предприятий оборонной промышленности. В силу специфики компании особо себя не афишируют.

К первому типу относятся те организации и заводы, что достались Казахстану со времен СССР. Это производство торпед, крупнокалиберных пулемётов, комплектующие и компоненты для авиационной техники, а ещё дыхательные аппараты для военной авиации. Кроме того, эти компании создают снаряды, ремонтируют гаубицы и бронетехнику. На заводе «Зенит» в Уральске производят военные корабли и катера, а на заводе «Гранит» – комплектующие для противовоздушной обороны. Этот тип оборонной промышленности Казахстана составляет 90%. В основном изделия производят для российского рынка или используют компоненты из РФ. До недавнего времени «оборонка» развивалась большими темпами. Сейчас же любые контакты могут привести к попаданию под вторичные санкции.

Эксперты утверждают, что уже осенью предприятия столкнутся с серьёзными проблемами: заводы могут приостановить производство, а сотрудники окажутся без работы. Они уверяют, что необходимо политическое решение для переориентирования производства. У Казахстана есть интересные технологии, которые мы можем предложить другим странам.

Ко второму типу оборонной промышленности относятся новые заводы, построенные во время независимости и в сотрудничестве с иностранными компаниями. Именно они привнесли в казахстанскую экономику военные технологии. Одно из них – ТОО Kazakhstan Paramount Engineering, которое производит новый вид бронетранспортёров Mine Resistant Ambush Protected или иначе MRAP (миностойкий и защищённый от подрыва и атак из засад – Прим. ред.). Завод построили в Нур-Султане в 2015 году.

С турками не получилось, а ЮАР предоставила технологии: железные ангелы на вооружении Казахстана

Решение о том, что США нужна новая бронированная техника, приняли после войны в Ираке. Привычные БТР на восьми колёсах и «хаммеры» взрывали и всячески уничтожали. В год из-за этого погибало около 300 американских солдат. В поисках новых технологий США устремили свой взор на ЮАР. Страна долгое время находилась в изоляции из-за апартеида, поэтому их самобытная инженерная идея породила новый вид БТР–MRAP. Это машины, которым не страшны ни противотанковые мины, ни засады.

Председатель Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана  Айбек Барысов
Председатель Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана Айбек Барысов

«Это высокие машины с V-образным корпусом. Когда внизу взрывается мина, энергия расходится в сторону, а люди внутри машины остаются живы. У БТР и «Хаммера» дно плоское, что приводит к большим жертвам. Американцы купили технологию у ЮАР и стали производить машины, которые сейчас называются Oshkosh. В своё время военным руководством Казахстана была поставлена задача наладить производство нового типа бронетранспортёров в стране, тогда мы начали думать, как это сделать», – рассказал председатель Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана Айбек Барысов.

«Барыс» 8х8 и «Арлан»
«Барыс» 8х8 и «Арлан»

Сначала желание построить завод по производству MRAP изъявила турецкая компания, владеющая технологиями. Вот только за интеллектуальную собственность предприятие требовало огромных средств, в то время как ЮАР, после долгих и напряженных переговоров, согласилась предоставить конструкторско–техническую документацию за долю владения в будущем заводе. Сегодня 65% ТОО Kazakhstan Paramount Engineering принадлежит двум казахстанским компаниям, а остальные 35% – африканским партнёрам. На отечественном предприятии работают 250 человек и еще 3000 сотрудников трудятся по всему Казахстану на смежных производствах, где производят стёкла, кресла, печки и прочие комплектующие.

Скриншот с Egov.kz
Скриншот с Egov.kz

«Сегодня юаровцы полностью передали технологию и чертежи. Мы – единственная страна в Центральной Азии, которая может производить MRAP. Наши машины участвовали в военном конфликте в Карабахе. Было подбито 27 MRAP, в которых находились военнослужащие. Машины подрывались на минах, рядом взрывались фугасы, но ни один солдат не погиб. Сегодня у нас в конструкторском бюро порядка 30 казахстанских инженеров, нет ни одного иностранца. Минобороны – это основной драйвер для оборонной промышленности. Именно они должны говорить, как они хотят воевать, чтобы уже инженеры придумали, что делать. А вместо этого министр Жаксылыков говорит: «Вы, ребята, отдыхайте, мы у турок возьмём», – заявил Айбек Барысов.

Предприятие выпускает следующие виды бронетехники:

  • · БКМ «Арлан» с колесной формулой «4х4».
  • · БКМ «Алан» с колесной формулой «4х4».
  • · БКМ «Номад» с колесной формулой «4х4».
  • · БТР «Барыс» с колесной формулой «6х6»
  • · БТР «Барыс» с колесной формулой «8х8».
Алан (на переднем плане) и Арлан (на заднем плане)
Алан (на переднем плане) и Арлан (на заднем плане)

Все машины должны пройти испытания, которые длятся четыре года. Только недавно они подошли к концу. По словам руководства компании Kazakhstan Paramount Engineering, несколько стран уже рассматривают закупку военной техники, но у них есть одно вполне резонное сомнение: если машины такие качественные, то почему их не закупает Казахстан.

Приезд президента Токаева не решил проблему

Завод в Нур-Султане может производить до 300 машин в год. Учитывая, что по оценкам военных экспертов, в казахстанской армии сегодня около 3000 устаревших БТР 82А, произведённых во времена СССР, которые стоят на вооружении Казахстана, Kazakhstan Paramount Engineering может ещё 10 лет брать только казахстанские заказы. Но за шесть лет предприятие выпустило всего 120 машин.

«Завод начал выпускать продукцию с 2016 года. С этого времени мы ни разу не были загружены на все 100%. В этом году министерство обороны заказало шесть машин – 2% от мощности. Самая максимальная загруженность была около 10–15%. То есть на полную мощность завод никогда не работал. При этом нас постоянно просят снизить цену на продукцию. Хотя наши MRAP уже стоят в два раза дешевле зарубежных аналогов, чья цена стартует с 1,5 млн долларов. И это без начинки», – сообщил Айбек Барысов.

10 марта президент Касым-Жомарт Токаев посетил завод по производству и модернизации бронированной колесной техники. Ему показали линию по производству отечественных машин, а также продемонстрировали продукцию казахстанских предприятий оборонной промышленности.

«Визит президента превратился в совещание, на котором кроме главы государства присутствовали министр обороны, министр внутренних дел, представитель КНБ, руководитель погранслужбы и Нацгвардии. Токаев спросил, нравятся ли машины министру обороны, на что тот ответил: «Цена высокая». И тогда президент сказал, что цена – не твой вопрос, ты должен воевать. Цена – это вопрос Минфина. Хорошая машина? Почему не поддерживаете? Президент дал конкретное поручение поддержать завод, развивать отечественный оборонпром. Но прошло пять месяцев, и за это время ничего не сделали, чиновники поставили срок исполнения – декабрь 2022 года. Президент дал поручение сделать льготное финансирование для оборонной промышленности, потому что во всех уставах банков написано, что они не могут финансировать военных. В законе у нас прописано, что есть льготное финансирование, но по факту его нет. Президент сказал разобраться и найти решение, но никакого решения до сих пор нет. Только строительство завода в Нур-Султане обошлось мне в 12 миллиардов тенге. Для этого я оформил кредит в банке под высокие проценты», – отметил Айбек Барысов.

По словам руководства компании, оно еле покрывают расходы. Более того, если сейчас не будет заказов свыше 6 машин, то завод придётся закрыть.

Kazakhstan Paramount Engineering/ Фото БОРТ N1
Kazakhstan Paramount Engineering/ Фото БОРТ N1

Несмотря на совещание, конкретных шагов Kazakhstan Paramount Engineering так и не увидел, за то президент встретился с конкурентами – членом правления турецкой компании Koç Holding Али Кочем.

На вооружении Казахстана уже есть 17 автомобилей Otokar Cobraот турецкой компании Otokar. Их купили три-четыре года назад, однако ремонт и обслуживание стоит приличных денег.

Фото news.myseldon.com
Фото news.myseldon.com

«К покупке Cobra имел отношение нынешний министр обороны. Насколько мне известно, сейчас они каннибализируются: когда одни ломаются, с них снимают здоровые детали и ставят на другие. Чинить иностранную технику очень дорого. А теперь турецкая компания предлагает Казахстану купить 90 машин ARMА и 30 Cobra. Последняя вовсе не относится к MRAP, и сильно уступает нашему «Арлану». Стоит отметить, ARMА на восьмиколёсной базе не стоит на вооружении турецкой армии, почему неизвестно. А теперь представьте сколько будет стоить их ремонт и обслуживание? Это игла, на которую нас пытаются посадить. Турецкая компания хочет продать партию машин и забыть. Никто не будет передавать чертежи и технологию. Они сказали, купите у нас 90 машин, тогда мы вам построим завод, который будет приносить им прибыль.

При этом мы видели контракт, из которого следует, что возможно только через 15 лет они дадут Казахстану уже устаревшие чертежи. И это происходит при живом отечественном производителе бронированной колёсной техники. К нам завозятся образцы турецких автомобилей, которые являются аналогом наших машин. Их параллельно испытывают на полигонах. И наши машины практически ничем не уступают, а в некоторых случаях даже показывают более лучшие результаты», – заявил исполнительный директор Ассоциации предприятий Оборонно-промышленного комплекса Найзабек Олжабайулы.

Исполнительный директор Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Найзабек Олжабайулы
Исполнительный директор Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Найзабек Олжабайулы

В прошлом году военную технику турецкой компании испытывали разными способами, чтобы доказать её профпригодность. Согласно документу ниже, машину должны проверить летом при температуре -30. Скорее всего, это будет специальный бокс, который, к сожалению, не покажет всех недостатков и преимуществ техники и, скорее всего, не на территории Казахстана. Другие «испытания» будут проведены не в Казахстане, что также является нарушением.

А если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I

У казахстанских MRAP есть несколько существенных отличий. Машины создавались под нужды именно наших солдат, поэтому на 20% техника отличается от оригинальной.

«Когда азербайджанцы приехали на завод, они сказали, что это улучшенный вариант машины. Мы сделали так, чтобы наши рюкзаки помещались под сидения, есть печка для температуры при -50. Также установили бойницы. Это уже 3 поколение машин, мы назвали их «Арлан». Сейчас наша работа подвергается мощной информационной атаке. Вплоть до того, что в социальных сетях и СМИ появляются фотографии и видео с секретных полигонов. Например, у нашей машины была выявлена неисправность колеса, о чём трубят со всех сторон. Но уже через короткий промежуток времени на заводе отлили более модернизированную деталь, а колёсную базу поменяли на всех машинах, созданных ранее. Какой иностранный поставщик так быстро отреагирует в промышленном масштабе?», – говорит председатель Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстан Айбек Барысов.

Ещё одно отличие нашего MRAP от турецкого собрата, это гарантия и бесплатное обслуживание.

Как лоббируют интересы иностранных компаний?

До событий Кровавого января министром обороны был Нурлан Ермекбаев, возглавлявший ведомство с 7 августа 2018 года. Будучи у власти, генерал-лейтенант планировал закупить 30 российских БТР, сделанных по старой технологии. Более того, Ермекбаев предлагал экс-премьер-министру Аскару Мамину и вовсе диверсифицировать продукцию отечественной оборонной промышленности. То есть перевести её на гражданские рельсы.

А если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I

Ермекбаева на посту министра обороны сменил Мурат Бектанов, а его Руслан Жаксылыков, который сразу заговорил о модернизации техники. Однако старые технологии всё ещё остаются старыми, поэтому даже существенные изменения не могут привести к отличному результату.

Завод Kazakhstan Paramount Engineering/Второй слева Нурлан Ермекбаев
Завод Kazakhstan Paramount Engineering/Второй слева Нурлан Ермекбаев

«Вообще многих генералов, когда заходит речь о военной технике, не интересует качество. Им не важно, как эта техника защищает солдат или действует в период военных действий. Главное – это цена. Мы регулярно видим коррупционные скандалы, связанные с военными. Проблема заключается в том, что наша армия не отделена от финансов. Именно они определяют по какой цене покупать и какие изделия», – сообщил председатель Ассоциации предприятий ОПК Айбек Барысов.

Фото Барыс
Фото Барыс

По словам Айбека Барысова, если предыдущий министр лоббировал интересы российского оборонпрома, то в действиях нового прослеживается интерес в сторону турецких компаний. Отметим, что в феврале 2022 года на встрече министерства обороны с турецкой компанией Otokar со стороны иностранной организации за столом переговоров сидел бывший глава управления вооружений Минобороны Алмаз Асенов. В 2013 году его обвинили в получении взятки от украинской госкомпании «Укрспецэкспорт». Поначалу Генпрокуратура связала эти деньги с фиктивным ремонтом самолета Ан-72, который разбился 25 декабря 2012 года вместе с 27 пограничниками на борту. Всего Алмаз Асенов отбыл 3,5 года колонии вместо 11 лет.

В правом дальнем углу – Алмаз Асенов. Фото kazpravda.kz
В правом дальнем углу – Алмаз Асенов. Фото kazpravda.kz

«Министр обороны, собственной персоной, месяц назад на территории министерства провел презентацию иностранной техники – аналогов казахстанской продукции для правительства. Многие в армии в недоумении от такого личного участия министра в продвижении коммерческих интересов частной иностранной компании. При явной потребности Казахстана в боеприпасах, ракетах, артиллерии и других видах вооружения и техники, которые не производятся в стране, желание министра Жаксылыкова приобрести технику, которую и так уже изготавливают в республике, вызывает много вопросов», – отметил председатель Ассоциации предприятий ОПК Айбек Барысов.

Недавно в Интернете создали петицию за отставку министра обороны Руслана Жаксылыкова. Казахстанцы требуют его увольнения из-за участившихся случаев суицида в армии.

«Как нам сообщают из войсковых подразделений, дана команда военнослужащим заходить на ресурс и онлайн отрицательно голосовать. Данные слухи косвенно подтверждаются странным ростом количества голосов против этой петиции на соответствующей онлайн-странице», – поделился председатель Ассоциации предприятий ОПК Айбек Барысов.

Чужих – без вопросов, а своих – через жёсткий контроль: как закупают продукцию для оборонной промышленности?

Как и в любой стране, в Казахстане государственный оборонный заказ законодательно регламентирован. В большей степени закон «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» касается отечественных компаний. Иностранцам в этом плане намного проще.

Так, казахстанские предприятия не должны включать в стоимость продукции ни расходы на медстраховку, ни отпускные, ни другие какие-либо виды трат, кроме тех, что связаны непосредственно с созданием военной техники или продукции. При этом зарубежным организациям по закону должны возместить расходы по курсовой разнице за счёт бюджетных средств. И ещё один немаловажный факт: никто не будет спорить с иностранной компанией, если её руководство назовёт определённую цену за свою продукцию.

«Все правила и регламенты для отечественных предприятий оборонной промышленности прописывает министерство индустрии и инфраструктурного развития. Эти правила противоречат некоторым законам Республики Казахстан, дискриминируют национального производителя по отношению к иностранным поставщикам, создают множество барьеров развитию отечественному оборонпрому. Вы знаете, что, по нашим сведениям, среди чиновников МИИР, которые занимаются оборонной промышленностью и пишут правила и регламенты нашим заводам, нет ни одного человека, работавшего на оборонном предприятии? Все регламентирующие документы опираются на Закон «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе».

По результатам экспертизы, проведенной Фондом развития парламентаризма под руководством Зауреш Батталовой, было выявлено более тридцати коррупционных рисков в данном законе. Сегодня ведётся работа по внесению изменений и дополнений в этот основной закон для оборонной промышленности. Все предложения Ассоциации встречают яростное сопротивление со стороны МИИР и представителей министерства обороны. Например, законом запрещено создавать консорциумы во время исполнения гособоронзаказа, но это же нонсенс. Это противоречит целому ряду законов. Министерство индустрии и инфраструктурного развития не только не развивает оборонную отрасль, но и преследует оборонные предприятия», – говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий ОПК Найзабек Олжабайулы.

В прошлом году ряд казахстанских предприятий подвергся судебным преследованиям якобы из-за превышения цены на 2,5 млрд тенге по итогам 2019 года. Только суд встал на сторону компаний. Однако компании Kazakhstan Paramount Engineering должны выплатить 11 млн тенге судебных издержек, хотя ТОО выиграло суд, так как госорганы, как оказалось, даже проиграв суд, расходы судопроизводства не покрывают.

Скрин из суда
Скрин из суда

В следующей части редакция Orda.kz раскроет другие детали оборонной промышленности Казахстана, связанные с поставкой питания и текстильной продукцией.

Лента новостей

все новости